Беларусь вела с МВФ переговоры о новом кредите на 3,5 миллиарда долларов, однако в конце июня Министерство финансов заявило о приостановлении этого обсуждения. «В целом можно говорить, что у нас некая пауза в переговорах в рамках заключения новой программы с МВФ. Но что касается нашего двустороннего сотрудничества по реализации программы структурных реформ в финансовом секторе, то мы здесь нисколько не останавливались и продолжаем эту работу», – сказал замминистра финансов Максим Ермолович.
Чтобы получить эти деньги, Беларусь должна была выполнить условия МВФ. Среди прочего это означало повышение тарифов ЖКХ и переход на стопроцентную оплату, повышение пенсионного возраста, сдерживание роста зарплат. Стоит признать, это не те меры, которые воспринимаются однозначно положительно: «Государство осознает проблемы, но не может решиться на последний шаг. Отрицать эти проблемы невозможно. Это и задолженность госпредприятий, которая камнем висит на шее финансовой системы, и несбалансированность расходов домохозяйств. Например, во всем мире на коммунальные платежи у населения уходит порядка 30% расходов, а на продовольственные товары – 10-20%. У нас наоборот, чуть не половина расходов – это продукты, а коммуналка занимает меньше 10%. Административно от перекоса не избавиться, все должно решиться в рамках экономических преобразований. Нельзя сказать, что преобразований не происходит, но главное, чтобы они не растянулись на годы», – рассказал kp.by Михаил Грачев, финансовый консультант TeleTrade.
При этом деньги, которые страна хотела получить от МВФ, привлекаются из других источников: «В первом полугодии удалось занять свыше 400 млн долларов на внутреннем рынке с помощью облигаций, 1,4 млрд долларов – с помощью евробондов, и еще 600 млн долларов перечислил ЕФСР в рамках действующей кредитной программы». Поэтому пока Беларусь может себе позволить не одалживать у МВФ, вопрос только в том, как долго.