21 июня 2020, 14:44

На днях председатель Совета Республики Наталья Кочанова имела неосторожность заявить, что, когда врачи шли в профессию, они «знали про свои зарплаты» в Беларуси. Так политик ответила на вопрос о низких доходах медиков, который ей задали на встрече с инициативной группой Светланы Тихановской. Эта фраза Кочановой разозлила медработников: они запустили флешмоб под эгидой хэштега #мызналикудашли – и теперь открыто (и весьма критично) высказываются о своей работе и подобном отношении к себе. Вот некоторые из их постов.

Марина Исакова

«Когда вы шли в медицину, вы знали про свои зарплаты», сказала на днях одна высокопоставленная женщина. Поздравила так поздравила. Ничего не скажешь. Так вот, время расставить все точки над i.

Когда мы шли в медицину, #мызналикудашли. Мы мечтали помогать людям, спасать жизни и трудится на благо человечества, как бы пафосно это ни звучало. Девочка в 17 лет не думает о зарплате, она думает о жизни с присущим юношеским максимализмом.

Когда мы поступали в медицинский университет, это было престижно. Врач был уважаемым человеком. Когда мы учились, нам говорили, что мы будущее страны. И мы верили, что спасем, что сможем, что поможем.

Когда мы начинали работать, то не спать ночами было подвигом на благо людей. Оставаться на работе допоздна было необходимо. Когда нам говорили «спасибо», мы радовалась, как маленькие дети. И тут знаменитое… «Вы знали, куда шли». Почему именно этими словами любят кидаться в сторону врачей?! Те, кто это говорят, хоть раз задумались о том, что было бы, не будь врачей?! Я задумывалась, и не раз.

Я задумываюсь каждый раз, узнавая, что кто-то из моих однокурсников ушел из медицины, уехал за границу. Это их законное право, это их логичный выбор. А на «сладкое место» в очередной раз посадили того, у кого связи, мама в министерстве.

Со мной учились целеустремленные, амбициозные, умные люди. И мне каждый раз жаль, когда они уходят! Потому что они могли бы нам помочь. Я думаю, почему так. И ответ очевиден.

Кроме низкой зарплаты, медикам постоянно тыкают фразой «ты знала, куда шла», пишут жалобы (часто необоснованные), снимают премии. Обращаются как с обслугой, иногда даже хуже. Иногда врачи постарше сами говорят эту фразу, а потом плачут украдкой в ординаторской…

Разве спасти человека, помочь забеременеть, помочь родить, сделать крутую операцию – это не подвиг?

Мы не народец, мы – Народ. Спасибо @viktar_babaryka за эти слова! Мы достойны уважения! А наши медики – Герои, а не терпилы.

Чем они отличаются от спортсменов с высокими зарплатами?! Да тем, что ответственность в миллиарды раз выше, а зарплата ниже. И именно мы держим удар перед COVID, как бы сложно это ни было.

Спасибо тем людям, которые собрались и помогают больницам в это нелегкой борьбе! Я по-прежнему хочу, чтобы мои родители, дети, друзья получали достойную медицинскую помощь. Чтобы это было возможно. Чтобы наши больницы были оборудованы так же, как и клиники для чиновников».

Кристина Макаревич

«С нашим праздником, Днем медицинского работника!

Врач – это не работа, это призвание. Это невероятно сложная и ответственная профессия. Ответственность за жизнь других людей. К нам идут со своей болью, доверяя свое здоровье и жизнь.

Путь к этой профессии очень долгий и тяжёлый. Шесть лет и впереди еще интернатура, и тогда только можно приступать к самостоятельной деятельности.

На днях одна высокопоставленная женщина сказала, что мы знали, когда шли в медицину, какие зарплаты у медиков. Вот поздравила. Я не думаю, что девочка в 17 лет думает о зарплате. Когда мы поступали в университет, #мызналикудашли, мы мечтали помогать и спасать человеческие жизни.

Вы когда-нибудь задумывались, что было, если бы не было врачей?»

Мария

«С днем медицинского работника!

Почему-то никогда не уделяла профессиональным праздникам особого внимания, но в этом году все не так. В этом году хочется говорить. #мызналикудашли – это правда. Мы шли в очень интересную профессию, в которой каждый случай – новый, каждый человек на пути – история, где блеск в глазах, даже если под ними мешки бессонной ночи, ненормированного рабочего дня. Профессия, где всегда чувствуешь себя молодым, потому что не перестаешь учиться. И лишь иногда безмерно старым, потому что ничем не можешь помочь.

Профессия, где ни на минуту нельзя забывать, что #мызналикудашли. Но и терпеть #вызналикудашли нельзя. Только искреннее уважение пациентов, их родственников, коллег и начальства, та самая поддержка, – то, что может вернуть статус нашей медицине. Если человек видит, что ему доверяют свою жизнь, жизнь своего ребенка, поверьте, этот человек сделает все, чтобы не предать этого доверия. Уважения и внимания всем нам»

Роман

«Да, я знал куда шел. Знал, когда, получая специальность, не видел в программе обучения латыни и фармы. «Вам, реабилитологам, это не нужно – вы будете лечить руками».

Ок. Нам очень нужны были социология, политология, экономика, идеология беларуского государства (прости хоспаде). Нужнее, чем латынь и фарма – это бесспорно.

Знал, когда получила диплом моя одногруппница, которая за месяц (примерно) до диплома не могла ответить, где находится ключица. А на вопрос: «(имя) почему ты не учишься?» у нее всегда был отличный ответ: «Я же сирота – меня все равно не отчислят».

Я знал, что мне будут попадаться хамоватые пациенты, которые, к тому же, не будут знать, что такое гигиенический душ. К счастью, таких практически не было за неполных девять лет работы. Спасибо вам.

Позже я узнал, что СЭС, придя с проверкой, мило улыбнется, глядя на облупившуюся краску на стенах и потолке кабинета, спросит, как я должен мыть руки по евростандарту. Прощальный взгляд на отваливающуюся прямо на глазах краску – и представитель СЭС покидает кабинет.

Знаете, я очень люблю свою работу, очень люблю своё #детскоеотделение. Я прекрасно понимаю, что после этого поста имею все шансы никогда не вернуться в свой кабинет. Пусть и некрашеный и с далеко не самым лучшим массажным столом, но я его люблю. И, надеюсь, мои пациенты, многие из которых уже выросли, тоже любят этот кабинет...

Я понимаю, что #мысамивиноваты и #мызналикудашли, но мне бы очень хотелось, чтобы зарплаты хватало на мою семью из четырех человек. Просто потому, что #папиццот не было даже при работе на полторы ставки. После работы я хочу возвращаться к семье, а не искать, где заработать «лишних», чтобы мои дети ни в чем не нуждались.

Но, что ещё важнее, мне хотелось бы чтобы всякие #официальныелица не хамили нам. #никогда. Имейте совесть, пожалуйста!»

Анастасия

«Четыре утра, бессонная ночь и очередная температура 37,2. Я не обращаю внимания на то, как выгляжу, не улыбаюсь и поднимаюсь к пациенту одна.

Я уже третий год работаю на скорой, и знаю, что 37,2 в четыре утра – это «мне плохо, я умираю, дайте парацетамол». Я была бы рада ошибиться, как бы зло это ни звучало, – но ведь только в случае реальной угрозы жизни ощущаешь, что не зря надел бардовые штанишки.

Я отлично помню эту ночь – мне не удалось отдохнуть ни минуты, а морщины на переносице не разгладились до сих пор, но ведь #мызналикудашли.

Участь в медунивере и работая по ночам на скорой, я попробовала себя в должности:

▪︎ таксиста;
▪︎ грузчика;
▪︎ курьера;
▪︎ диллера;
▪︎ и немного врача. Именно благодаря этой должности я продержалась достаточно долго.

А потом ушла туда, где со мной обращались как со специалистом, который знает, что делает, где я смогла спать по ночам, и где моя зарплата оказалась в три раза выше, а ответственность я несла только перед работодателем.

Сейчас я вернулась в практическую медицину – да, уже не на скорой, но о бессонных ночах роддома можно слагать легенды. Это непросто, но пока, на мой взгляд, стоит того. Но если каждый раз слышать с трибуны, что #мызналикудашли, не станет ли однажды поздно? Ведь многим действительно ЕСТЬ куда уйти.

Я обнимаю каждого коллегу и поздравляю с нашим днём медика, ведь точно знаю, сколько сил и терпения стоит за этой профессией. Я искренне благодарю каждого пациента, который с пониманием относится к своему специалисту. Я восхищаюсь каждым человеком – который, даже будучи аполитичным (как я, например), сегодня говорит о том, что сил терпеть больше нет».

Анна Абушова

«В День медицинского работника очень хочется, чтобы фраза #мызналикудашли была всего лишь пустой фразой человека, вещающего со своей чиновничьей колокольни!

Да, мы знали, в какую замечательную профессию идеем, не знали только, что нас будут с каждым годом все больше тыкать носом в эту фразу, побуждая обратить свои взоры на Запад в поисках лучшей жизни для врача там.

Очень хочется, чтобы люди, избравшие медицину уже или в будущем, получили заслуженное признание, если не сверху, то от благодарных и понимающих пациентов! С праздником нас!»

Тамара Фомина

«Сегодня я решила присоединиться к движению #мызналикудашли и так же, как мои коллеги, расставить все точки над i.

#накипело

Лента новостей, все одно и то же – где-то кто-то умер, и во всем виноваты врачи. Даже в том, что пациент бухал без просыху, курил по три пачки в день. А за медпомощью обратился уже тогда, когда от поджелудочной остались лишь убитые лохмотья, бронхиальное дерево было чернее негра, а печень с трудом помещалась в малом тазу. И везде – мат в адрес медработников. Они виноваты. Без вариантов. И призывы их четвертовать.

Ха, и главное, жалуются, зарплаты у них маленькие. Работать им тяжело. СИЗ им не хватает. В костюмах им жарко. Что, не знали, куда шли? Зарплату свою не знали? Что тяжело будет, не знали?

На днях одна «уважаемая женщина» сказала, что «молодой человек, который приходит учиться в медицинский вуз, вряд ли рассчитывает получать огромную зарплату». «Если человек принял для себя решение идти учиться в непростой вуз, значит, принял решение работать во благо людей, во благо народа».

Честно говоря, меня аж трясет от злости, а что же, сразу напрямую не сказать, что хрен вам, а не нормальная зарплата? Ладно, вернемся к теме Я знала, куда шла».

В общем-то, робкие попытки вразумить кухонных экспертов разбиваются об осточертевшее уже «А ты зачем работать шла вообще?!» Зачем? Отвечу. А шла я, уважаемые, в медицину спасать людей. Я верила, что, если буду много учиться и хорошо работать, это когда-то оценят и непременно зауважают.

Еще когда училась в школе, я мечтала, как буду работать на скорой помощи и спасать людей. А ведь мама говорила, что это тяжелая и неблагодарная работа, она даже пыталась меня отговорить. <...> Но я по-прежнему хочу спасать и люблю свою работу.

Решение связать свою жизнь с медициной принимают дети. И они ничего не знают ни про неблагодарных и хамоватых пациентов. Ни о том, что к ним будут относиться, как к обслуживающему персоналу. Они еще не знают, что их будут обкладывать матами, что пациенты будут писать жалобы (в основном без оснований). Они не знают, что такое иметь свою семью, как рассчитать семейный бюджет и как его делить, когда его не хватает на нормальную жизнь. Они не думают ни про свое здоровье, ни про вредную работу. <...>

Какой ребенок в 15-17 лет, когда принимает решение о будущей профессии, может все это знать или хотя бы об этом думать?» «Знали, куда шли»? – окститесь!»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter
По теме