28 сентября 2018, 14:29

Анастасия Станкевич, школьный педагог-психолог, рассказала, как во время прохождения всеобуча 7 сентября на нее напал жилец одной из квартир. По ее словам, он тащит ее за волосы в свою квартиру и оскорблял на глазах у дочери-первокласницы Анастасии, пишет TUT.by.

Анастасия работает педагогом-психологом в минской школе третий год. Каждый сентябрь она занимается всеобучем. Педагог должен обойти квартиры в закрепленном за ней районе и записать информацию о живущих там детях, родителях и собственниках жилья. На все это у Анастасии есть две недели. Ей нужно обойти пять подъездов в чижовских многоэтажках – это 113 квартир.

«В ту пятницу я пошла проходить всеобуч вечером. <...> Это не так легко, хоть и по каким-то квартирам данные у меня уже есть. Но дети рождаются, семьи переезжают. И о тех, кто не ходит в детский сад, узнать помогает только личный визит. Я уже попадала в неприятную ситуацию, когда в одной квартире мне несколько раз не открыли дверь, как результат – пропустила незарегистрированного ребенка, а он взял и пришел в следующем году в школу, где для него не было места. Поэтому я понимаю необходимость обойти каждую квартиру», – говорит Анастасия.

Фото: Алена Щербинская, TUT.by

Как все случилось

Анастасия взяла с собой на всеобуч дочку-первоклассницу, потому что ее не с кем было оставить. Да и вместе веселее и продуктивнее: «Случается, люди не открывают тебе дверь или отказываются отвечать на вопросы, не понимают, кто я и зачем пришла. Я подумала, что если я буду с ребенком, то дверь откроют быстрее. Этот мужчина с первого этажа открыл быстро и сразу стал общаться очень агрессивно, правда, через щель тамбурной двери. На мои вопросы у него был один ответ: кто ты такая, зачем звонишь в мою дверь, покажи подтверждение, что ты из школы и законно собираешь информацию».

Учителям на всеобуч не выдают ни удостоверения, ни даже справки. Многие минчане и вовсе не знают о существовании всеобуча. Перед проведением коммунальных работ в подъездах вешают объявления, а перед всеобучем – нет. Учитель вынужден сам как-то зайти в закрытые домофонами подъезды, а потом и в квартиры. «Когда я поняла, что разговора с этим человеком не выйдет, попыталась завершить общение и идти дальше», – сказала Анастасия.

Анастасия Станкевич. Фото: Алена Щербинская, TUT.by

Потом она с дочкой успешно прошла весь подъезд. Но когда спускалась вниз, на первом этаже из квартиры выбежал тот мужчина и набросился на Анастасию – кричал, оскорблял: «Он говорил, что я недалекая, раз делаю эту работу, что я нарушаю своими визитами закон, беспокою его без дела. Я была напугана, повернулась к нему спиной и уже сделала шаг в сторону двери, но он резко схватил меня за одежду и волосы и начал тащить в свою квартиру. Конечно, я растерялась и не сразу поняла, что происходит. Но потом глянула на дочку и увидела, что у нее от страха дрожит нижняя челюсть и она не может сказать ни слова. Я вырвалась, и мы с дочкой быстро выбежали из подъезда».

Мужчина выскочил вслед и продолжал бежать за ними еще метров 30: «Помогла моя коллега, которую я встретила совершенно случайно: она прогуливалась с внуком. Когда этот мужчина ее увидел, то стал менее агрессивен. Моя коллега фактически закрыла нас и начала рассказывать мужчине, что я действительно педагог и на самом деле моя обязанность проходить всеобуч».

Дома Анастасия позвонила в милицию. Приехал наряд, она написала заявление: «На днях мне пришел ответ о том, что с нападавшим проведена профилактическая беседа. Но у меня возникает вопрос, как можно предотвратить такие ситуации в будущем? Получается, что мы, учителя, никак не защищены во время прохождения всеобуча, нам могут не открывать двери, нас могут оскорблять и теперь, оказывается, тащить за волосы в свою квартиру».

В этом доме на Анастасию напали. Фото: Алена Щербинская, TUT.by

Комментария управления образования

В управлении образования Заводского района говорят, что не могут приставить охранника к каждому педагогу: «Через всеобуч проходит каждый педагог, сегодня в нем участвует даже администрация школ, кроме директора. И специалисты, которые сейчас работают в нашем управлении, тоже когда-то занимались всеобучем».

В ведомстве признают, что ситуация показала проблемы в организации всеобуча, и обещают принять меры уже к новому учебному году: «Мы хотим сделать для педагогов справки, подтверждающие их статус сотрудника учреждения образования. К сожалению, невозможно отправлять по одному адресу несколько педагогов, их попросту не хватит: адресов всеобуча дается много. Еще мы обращались в правоохранительные органы и просили приставить к нашим учителям милиционера. Но они тоже ссылаются на нехватку кадров».

«Мы всего лишь выполняем постановление Совмина, которое фактически не меняется много лет. Такие ситуации, как с Анастасией, происходят не только на территории нашего района. Но все равно всеобуч важен: он помогает подготовить школы к определенному количеству детей, с помощью всеобуча мы выявляем случаи домашнего насилия», – говорят в управлении образования.

На вопрос, может ли педагог отказаться проходить всеобуч, отвечают, что учитель, устраиваясь на работу, подписывает инструкцию и правила внутреннего трудового распорядка, где все прописано о нагрузке: «Всеобуч дается в нагрузку практически каждому педагогу. Освобождаются от него только в исключительных случаях». Добавляют, что педагогов за всеобуч стараютс премировать или дать дополнительный отгул. 

В управлении образовани говорят, что в такой ситуации, как у Анастасии, педагогу нужно, «в первую очередь, сообщить в милицию, руководству школы и управлению образования. От имени управленческой структуры мы напишем заявление в правоохранительные органы, чтобы привлечь нарушителя к ответственности. В будущем важно верно организовать работу по этому адресу, чтобы не подвергать педагогов опасности. Если учитель пострадал, мы можем выделить материальную помощь на его восстановление».

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter