История Беларуси была бы немыслима без живых людей с ясными глазами, составляющих во веки вечные целых 95% населения, которую сгоряча можно назвать обидным словом идиоты. На деле, от идиота до героя один шаг. Проблема в том, что 95% его никогда не сделают. Оставшиеся 5% лезут на рожон, сражаясь за судьбу большинства, рискуя расшибить лоб о стену. Возьмите историю и ее персонажей Тадеуша Костюшко и Кастуся Калиновского — тех редких белорусо-поляко-литовцев, деятельность которых привела к тому, что на данный момент в отдельно взятой стране Беларуси есть отдельный класс, занесенный в бела-чырвона-белую книгу. Да, герои померли сто лет назад, но нужно принять как данность: менталитет нации не был другим ни во времена ВКЛ, ни при жизни Екатерины II. Белорусы такие белорусы — были всегда, то есть 5% героев и 95% всех остальных.
Однажды прочувствовав их боль и забитость, однажды взяв «памяркоўнасць» на себя, ты всегда будешь стараться изменить их жизнь к лучшему.
За это бился Тадеуш Костюшко, военный генерал США и, по сути, заезжий элемент, к которым белорусская нация во веки вечные относится со смешанным чувством подобострастия и презрения. Один Бог знает, как Тадеушу удалось поднять их на народное восстание в 1794-м, но когда войско Костюшко стало побеждать, он, опьяненный успехом, тут же издал Полонецкий универсал, в котором обещал освободить крестьян. 95% идиотов ему не поверили. Они забоялись и начали мстить. Если бы во времена Костюшко были блоги, представьте, сколько говна Тадеуш отгреб бы в комментах к этому Полонецкому универсалу. Конструктивного диалога с 95% при попытке сорвать у такой оравы шаблон не получается никогда. Через несколько месяцев случился третий раздел Речи Посполитой, кусок отошел России. Мы можем вообразить себе слова, которые в тюрьме говорил Костюшко про 95% тех, кто не хочет восстановления страны в границах от Риги до Одессы и от Гданьска до Венгрии. Иначе зачем он принес присягу русскому императору?
Через два года Костюшко уже жил в Париже, и Наполеон писал про него своему министру полиции: «Костюшко не пользуется в своей стране тем влиянием, в которое сам верит. Все поведение его убеждает, что он просто дурак». Наполеон знал про 95% белорусов, а Костюшко — нет. Но ведь интеллигент никогда не считает соседей по лестничной площадке быдлом. Он видит, как трепетно они вытирают сопли своему ребенку, и любит эту массу народа, которая, конечно, точно такая же, как ты. Проблема в том, что как раз они в тебя не верят.
Или возьмите главреда агитационной газеты «Мужыцкая праўда» Кастуся Калиновского, который пытался рассказать 95% мужиков, что свобода нужна. Он вверил этому мужику все, даже собственный литературный слог, намеренно упростив его до лексикона Яськi-гаспадара з-пад Вільнi. Когда Калиновский поднял восстание, его читатели почесали репу и ушли в царские войска сражаться против него. Когда Калиновского приговорили к смерти, то в «Лістах з-пад шыбеніцы» в строчках «Марыська чарнаброва, галубка мая» он стал писать для себя и про себя.
Один из русских писателей сказал: «Счастье — это когда ты почти не пресекаешься с идиотами». К великому удовольствию, он не был прав, потому что в мире без идиотов мы не выживем. Там будет чертовски скучно, как в раю с арфами без Джими Хендрикса.
Идиоты раскрашивают нашу жизнь сияющей краской праведного гнева, идиоты заставляют наш пульс плясать. Возьмите культивируемый мной образ крепко пьющего белорусского бизнесмена с прямоугольной фантазией. Этот типаж пошел от Пане Коханку Радзивилла, который посыпал летом дороги Несвижа солью, нажирался в лоскуты и катался на санях. Сколько он просирал на этой соли народных денег, пока мужики дохли от голода, — уму не постижимо! Когда возникал риск склеить ласты от перепоя, Пане Коханку сажал сам себя в погреб под арест, выписав предварительно слугам указ, чтобы его не выпускали под страхом смерти, пока не протрезвеет. Это был прекрасный упертый идиот, самый сок из тех 95%, которые традиционно нагоняют тоску. Я уверена: если бы Пане Коханку жил в наши времена, он бы был на руководящей должности.
Станислав «Пане Коханку» Радзивилл
В современной Беларуси — свои герои. Правда в том, что ты не уйдешь во внутренний космос, жизнь всегда будет разворачивать тебя мордой к этим 95%. Идиот на улице зайдет во двор, снимет штаны и пописает на фонарный столб, несмотря на то, что в двух шагах кафе с туалетом. Идиот-любовник расскажет вам обо всех, кто был до и после тебя. Идиот-водитель нажрется в хлам, зная, что через час вас нужно отвезти на другой конец земли. Идиот-тренер добавит спортсмену в кашу допинг, как было с толкательницей ядра Надеждой Остапчук еще на Олимпийских играх в Лондоне. После того, как медаль отдали новозеландке Валери Адамс, тренер Александр Ефимов заявил прессе, что собирается сменить свою фамилию на Идиот. Но его быстро дисквалифицировали, и газеты о нем перестали писать, а потому мы до сих пор не знаем, существует ли Александр Идиот или нет.
Да, нас бесит парадоксальность логики идиотов и тот факт, что умом их не понять. Мы мечтаем знать про них все, а они делают ход конем, и прошлая система валится ко всем чертям.
Невозможно манипулировать идиотами извне, не нюхая воздух, которым они дышат. И я не знаю, как там справляется Бог, но, скорее всего, он забил на нас еще во времена варваров, а теперь и вовсе сидит в кресле и смотрит, не отрываясь, 3D-кино: ракеты взлетают самостоятельно, и можно делать ставки, докуда достанет цунами и смерч. А может быть, он давно разложил нас всех на головы: русые, седые, черные и белокурые? Давно понял, чего хотят пять процентов, и как мыслят остальные 95%, и с тех пор не дергается зря? Но если рассматривать современную Беларусь, то пять процентов от 10 млн населения — это толпа из 500 тысяч человек. Представьте этих людей разом в центре Минска — такой новый Вудсток: свобода, равенство, братство, секс по взаимному согласию.
Что может сблизить 5% абсолютно незнакомых людей, чтобы они узнали друг друга и закричали: «Браты!»? Ответ прост как сетевой демотиватор: совместные занятия идиотизмом. Можно выходить на улицу хлопать в ладоши, можно собирать средства на монумент Тадеуша Костюшко, называя его белорусом, или делать портал KYKY, рыдая от счастья: как, оказывается, велик процент таких же, как ты.
Пусть 95% всегда останутся идиотами, хоть кол на голове теши. Тебя повесят, задушат, выгонят — а они не почешутся. Но твой личный идиотизм — верить в то, что полумиллионная толпа с каждым днем разрастается.