Блогер Иван Роденков рассуждает, почему они изжили себя и должны измениться — или уйти навсегда.
Мало кто знает, но, оказывается, вот уже который день идет забастовка предпринимателей на рынках Беларуси. А мало кто знает потому, что очень сложно отличить забастовку от обычной работы этих граждан.
Помнится, надо было мне пару мелочей купить для машины. А был я в Лошице, где рядом с автомойкой есть огромный новый комплекс торговли запчастями. Помыл я машину, захожу… А там натуральная забастовка. Час дня, а половина боксов уже закрыта. Нужный мне открыт, но там нет никого. И в соседнем никого. И через один никого. И только в конце коридора стоит одинокий ИПшник, который присматривает за всем рядом. И кричит мне оттуда, дескать, вам чего. Я показываю рукой на нужный мне бокс, он кричит: «Ща!» — и звонит, зовет откуда-то владельца бокса. Ну, дальше жаловаться не на что, подобрали мне, что я хотел, завернули, чек дали, вежливо и оперативно. Но я впечатлился. И вся торговля такая же там. Половина закрыта, а на остальных нет продавцов, только один-два «смотрящих». Где продавцы, неведомо. То ли курят, то ли кофе пьют за углом.
На авторынке в Малиновке получше. Но тоже ровно один этаж еще кое-как шевелится, на втором запустение полнейшее. Работает десяток боксов, и то пацаны сидят, на ноутбуке фильмы смотрят. Подойдешь с вопросом — долго смотрят, тупят, потом говорят: «Не, не будет такого».
И это автозапчасти, относительно живой бизнес, конкуренции которому почти нет. Есть, конечно, интернет-каталоги, где цены давно стали ниже, оперативность приличная, но многие по старинке идут на Малиновку, на Некрасова и так далее. Да и не будешь по интернету заказывать какую-нибудь резинку или пистон, проще прийти, показать и взять такую же. Тем и живут. Куда как хуже ситуация на вещевых рынках.
Там гораздо раньше забастовки продавцов началась забастовка покупателей. Причина, в общем-то, проста: в дополнение к сверхленивым продавцам случился еще и незамеченный продавцами перелом на рынке в целом. Появились торговые центры, пришли интересные марки.
Да, дороже чем в Польше, но… дешевле чем на рынке. И ассортимент лучше. И консультанты подбегают спрашивать, чем помочь. Помогать не помогают, но хотя бы спрашивают. И светло. И просторно. И примерочная есть, а не за ширмочкой на картонке.
Что в итоге? А в итоге на рынках покупателей не осталось. Особенно после новогоднего кульбита с курсом доллара. Добрые ИПшники быстренько пересчитали всё по курсам 2016 года, с запасом. В результате чего цены, и без того не низкие, взлетели до небес. А в магазинах Минторг цены придержал, а где-то и за счет российских поставок устояли. Разрыв стал совсем уже космическим. Последние пару недель довелось побывать несколько раз на рынках и в старых ТЦ вроде Купаловского. У меня было ощущение, что я там единственный покупатель.
Начали появляться даже небывалые для Беларуси скидки. То есть реальные, настоящие скидки. Впрочем, даже со скидкой покупать джинсы за 600 тысяч, которые якобы стоили полтора миллиона, я не готов. Потому что в унылом «Коллинзе» они стоят 400 тысяч. А торчащих ниток там меньше, чем в ларьке на рынке.
Откровенно говоря, государство даже делает в каком-то роде услугу ИПшникам, добивая их сертификацией. Нет, понятно, что это глупость. Без сертификатов торгуют все рынки мира, в том числе и в Таможенном союзе. И, в лучшем случае, наши герои челночного бизнеса купят липовую бумажку в России, а в худшем закроются. Но услуга состоит в том, чтобы дать стимул выйти из родной палатки, стенами которой ограничен мир рядового ИПшника. Посмотреть, как изменилась за 20 лет торговля вокруг, и принять новые реалии, пока еще не поздно.
Потому как даже если предположить, что высочайшей волей сертификаты на остатки отменят, и можно будет торговать по прежним схемам, то никаким указом нельзя загнать покупателей обратно на рынки. Покупатель чужд социальной ответственности и выбирает то, где удобнее, дешевле, проще и лучше. И этот выбор давно и безвозвратно сделан не в пользу палаток.
Много рассказывают о недополученных налогах и безработице. Это да. Но! Люди как покупали условные штаны, так и будут покупать. И вместо недополученных с ИПшника налогов (как правило, единый налог по минимальной ставке) государство получит свой НДС с каждых проданных в магазине брюк. В полном объеме, не сомневайтесь. Плюс налог на прибыль, плюс ФСЗН с каждого продавца и так далее. А за счет роста оборота выйдет еще и побольше.
И как раз в оборотах теперь будет заинтересовано и государство в том числе. Никого не волнует, сколько продал ИПшник. Он свой единый налог заплатит и сидит. И совсем другой разговор, когда все сборы привязаны к продажам. Тут уже есть прямой стимул как-то помогать развиваться. Собственно, сюда же ведем и безработицу. Повсеместно в новых торговых точках требуются, требуются, требуются продавцы. Текучка колоссальная, кадров не хватает. Конечно, это придется прогнуться и начать «работать на дядю». К чему большинство не готово. Они предпочтут пить кофе на себя. Но пить кофе никто не запретит. Это пожалуйста, для этого даже ИП открывать не надо.
Конечно, все эти вакансии открывались на росте. Ещё прошлый год был хорош. Открывались новые торговые точки, центры, моллы. Везде нужны были люди, везде был оборот. Что принесет 2015-й, пока сказать сложно, но оптимистичных прогнозов почти нет. Грядет сокращение экономики, хорошо, если на проценты. Уже сейчас на многих торговых объектах можно найти: «В связи с закрытием у нас распродажа». В этой ситуации лишние безработные ИПшники себе вряд ли найдут новое место. Но в этой ситуации и на рынке у них вариантов будет немного. И без того слабый спрос исчезнет вовсе. Потому что, повторюсь пятнадцатый раз в этом тексте, в магазинах дешевле.
Резюмируя. Не надо искать в удушении ИПшников какого-то классового или политического заказа, какой-то ненависти к ним или вообще подтекста. Эта форма торговли с большего себя изжила.
Для нее останутся очень узкие ниши, которыми крупным сетям неинтересно заниматься. И сейчас тем, кто захочет быть ИП, придется стать действительно Индивидуальным. С большой буквы, да. Искать то, чем он и только он сможет привлечь покупателя, какое-то Особое Предложение. Бантик на упаковочной коробке. Именно это будет сложностью и вызовом для настоящих предпринимателей, а не поиск липового сертификата на московских рынках. И ровно поэтому никто не будет поднимать никаких акций протеста или солидарности с ИПшниками. Мы же не устраиваем митинг, когда в «Рублевском» меняют продавцов, верно?