Все началось с заметки Максима Березинского про матч на стадионе в Борисове, которую прокомментировала ведущая Первого канала Катя Кибальчич у себя в фейсбуке. Параллельно свое мнение о происходящем опубликовал православный писатель Захар Прилепин. И понеслось! Сегодня шеф-редактор «Нашай Нівы» Андрей Дынько красиво ответил в фейсбуке Кате Кибальчич и основателю «Тутбай» Юрию Зиссеру, который поддерживает Кибальчич, но не поддерживает Захара Прилепина. Следим за аргументацией.
Хроника словесного пожара
Этап первый. Статья Максима Березинского «Воины, Света. Почему нужно наплевать на новое поражение сборной» (фрагменты)
«Украинцы приехали в Беларусь и привезли с собой тот двух свободы, которым у них пропитано все...
... Но теперь мы вспомнили, что и на футболе можно жечь. Можно гнать свою команду вперед. Можно орать и получать от этого кайф. Можно немного расслабиться и не ждать, когда резиновая дубинка ударит тебя по голове. Было видно и слышно, что белорусы очень долго терпели, очень долго молчали.
И это в десять тысяч раз важнее всего того, что случилось на футбольном поле. Это значит, что никакой унылец не способен людей отвернуть от сборной. Это значит, что болельщики у нас умеют болеть и поддерживать. Это значит, что когда футболом у нас кто-нибудь все же займется, то сборная снова станет командой № 1 в стране. Аншлаг соберется на „Борисов-Арене“ безо всяких проблем, и еще будут спрашивать лишний билетик. Это значит, что все это будет, надо только подождать немного. Это значит, что если вдруг ваша жена или подруга оказалась в этот вечер где-то недалеку от телевизора, можно было горделиво сказать: „Воины, Света“. И, конечно, покорить себя, что такая „Борисов-Арена“ была променяна на диван и пиво. И что одним воином в этот вечер на стадионе было меньше. Может, его и не хватило?»
Этап второй. Два поста Захара Прилепина
«То, что в Белоруссии на стадионе местное фанатьё кричало про х.ло и прочее «слава героям» означает примерно следующее. С Запада в Белороссию идут вагоны бабла и тонны грантов на поддержание развития «правильного белоруса». (Правильный белорус — это, понятное дело, антирусский). Правильный украинец уже получился, дело за следующим клиентом. В Польше работает целый телеканал на белорусском языке, вещающий на Белоруссию. Можете представить себе, что они там транслируют. Другие доброжелательные страны спонсируют оппозиционные радиостанции. И т. д., и т. п., демократия в действии. Ситуация в Минске плюс-минус похожая на российскую: под крылом как бы тирана, вытирающего кровь из-под усов, вполне мирно проживает прогрессивная публика, желающая местной революции, которая, к сожалению для нас (в случае попытки её свершить), будет носить откровенно русофобский характер.
Перспективы революции пока малы, но уже можно предположить, что Лукашенко в этом случае быстро забудет все свои не очень продуманные заявления по нынешней ситуации на Украине, и первым делом ткнёт в кнопку «ВВП» на красном старомодном телефоне. «Это… Володя… Тут такое дело…' Дальше всё пойдёт традиционно чудовищным образом: печеньки, послы доброй воли из Польши, американские гуманитарные наблюдатели, полмиллиона свободных людей на центральной площади, горячая еда на месяц вперёд. Прогрессивное человечество начнёт массово постить в блогах чепуху про российских снайперов, дамы бальзаковского возраста писать снисходительные посты о том, что „наконец-то мы уйдём в Европу от вашей феодальной Рашки“, приедет поскакать Немцов, фанатьё будет грозить кулаками и кричать: иди сюда, русский, мы тебя зубами порвём, гнида.
Короче, чтоб не доводить до этой идиотской и позорной ситуации, надо загонять тонны грантов в Белоруссию по развитию культурного сотрудничества, запустить свою литературную, театральную, документальную и музыкальную премию, задавить все источники польской и прочей информации своей креативной и прекрасной пропагандой, посадить туда своих молодых и резвых советников, заодно завести свои собственное досье на всю их прогрессивную оппозицию, просто для того, чтоб понимать с кем имеем дело и как на этих людей можно влиять. Вполне возможно, что многих из них можно элементарно перекупить. Это всё не для того, чтобы помочь Лукашенко. Это всё потому, что надо думать о будущем России заранее и сделать хоть пару выводов изо всех своих чудовищных косяков».
Еще один пост, который писатель опубликовал у себя в фейсбуке сегодня, заканчивается так: «Я, конечно же, мечтаю, чтоб Белоруссия (Беларусь!) в этот абсурдный мир не попала никогда и не предала свой корень: четыре последние буквы в названии их прекрасной страны».
Этап третий. Пост Кати Кибальчич
«За последние месяцы можно было привыкнуть к воспеванию майдана и любых проявлений украинской демократии. Но такого нежного восторга я давно не встречала. Статья об украинских фанах, которые приехали в Борисов с матерными частушками. „Украинцы приехали в Беларусь и привезли с собой тот двух свободы, которым у них пропитано все. Когда идешь по перекрытому Крещатику, а там под каждым фонарем горланят песни под гитару или даже с минимальными колонками, первая мысль: а где это подевался ОМОН?“
Украинский ОМОН действительно в последнее время „подевался“. Где это он, когда ребята в балаклавах окружают офис телекомпании в Киеве, снимают трусы с кандидата в президенты и бегают с ними, как с флагом, по майдану, когда они избивают инакомыслящих, сжигают заживо людей в здании, громят посольство? Но статья не об этом. „Можно орать и получать от этого кайф. Можно немного расслабиться и не ждать, когда резиновая дубинка ударит тебя по голове. Было видно и слышно, что белорусы очень долго терпели, очень долго молчали“.
Это вот очень важная статья, где наивный человек искренне называет вещи своими именами. Кайф — это ключевое слово майдана. Только им можно объяснить массовое помешательство образованных людей, которые ослепли на один глаз, вернее выкололи его себе добровольно. Только под кайфом можно восторгаться „воинами света“, которые на танках несут европейские ценности „темным необразованным“ массам в Донбассе, не считая их даже людьми, а лишь насекомыми. Между строк теплится надежда, что украинский сценарий вскоре повторится и в Беларуси.
И тут нашего журналиста посещает (ненадолго) здравый смысл: „Живут наши соседи, наверное, хуже, чиновники негодяи, дорог нет, да вообще война идет, но они поют, у них майданы, сборная как праздник, 40 тысяч на „Океане Эльзы“, „95-й квартал“. И вот украинцы приехали в Беларусь и захватили частичку этой хохляцкой удали с собой“
Какая разница, как они живут? Какая разница, что места в партийных списках у Порошенко и Яценюка уже продаются? Какая разница, что война и убиты тысячи человек, в том числе дети?! Вы послушайте, как они поют!!! Какие у них майданы и вечера на хуторе близ Иловайска! Стадион скачет и кричит: Путин хуйло! И это вместе с: Жыве Беларусь! „Но такие перформансы, когда надрыв, когда все в едином порыве, вселяют надежду. Точно не могу понять, во что. Но вселяют. Мурашки по коже. Какая-то внутренняя гордость“.
Не понять, во что. Но вселяют же! А сборная наша проиграла. Автор наш восторженный и честнейший снова выразил коллективное: „плевать“. Плевать на поражение национальной команды, плевать на беззаконие, на несправедливость, на братоубийственную войну. Праздник у людей».
Этап четвертый. Комментарий Юрия Зиссера
«Дорогая Катя! Спасибо за Вашу позицию. Многие люди настолько ослеплены ненавистью, что игнорируют очевидные факты, не укладывающиеся в простую древнюю одноклеточную схему „мы-они“. Ненавидящим людям не требуются доказательства и аргументы, а любое мнение, не совпадающее с их собственным и мнением их друзей, подлежит проклятию. Многие так и не поняли, что у кризиса в Украине (и на Донбассе в частности) сугубо свои внутренние давние причины, и продолжают обвинять в нем сторонние силы: кто Запад, кто Россию. Обе точки зрения мифичны, но люди не желают этого принимать.
Только что Фейсбук обошел чудовищный опус Захара Прилепина, как будто вынутый из пыли 70-х — давно я такого комка звериной ненависти к цивилизации и „нерусскому миру“ не видел. Однако одиозная лживая официальная российская пропаганда, как и аннексия Крыма и помощь Москвы сепаратистам не дает оснований говорить о том, что Донбасс мечтает вернуться под Киев, а ему не дает Россия. Увы, сепаратистские настроения поддерживаются большинством местного населения, причем Киев виноват в этом куда больше Москвы. Как я понял, это основная идея большинства Ваших репортажей. Однако этого многие не хотят понимать. Проще думать одномерно: черное — белое. В Москве плохие — значит, автоматически в Киеве хорошие. А то, что в украинских событиях вообще нет „хороших“ и играют „плохие“ против „плохих“, никак не укладывается в головах. Тем более когда Вы в своих репортажах говорите исключительно о „плохом Киеве“, а о „плохой Москве“ Вам высказываться не дают.
Катя, покуда Вы честны перед собой и людьми и покуда Вам дают говорить то, что Вы действительно думаете, не имеет значения, где Вы работаете. Пишите, снимайте! И белорусам, и россиянам нужны разные точки зрения разных авторов разных убеждений, чтобы составить для себя целостную картину. Разные точки зрения — это и есть демократия и свобода слова. Но и зрителей (читателей) не обессудьте: они не обязаны разделять Вашу точку зрения, а форма выражения ими взглядов зависит от уровня их культуры и не зависит от этнического происхождения и гражданства. Катя, чему тут, собственно, удивляться?»
Этап пятый. Ответ Андрея Дынько Кате и Юрию
«Каця, усё проста. Расія развязала вайну. Адарвала ад суседняй краіны землі з насельніцтвам 6 мільёнаў чалавек. Пры гэтым загінула 4000, а можа быць і 6000 чалавек. Маладых, прыгожых, са сваімі марамі. Ляжаць, гніюць. Таму што Расіі мала адной шостай сушы. Трэба яшчэ, яшчэ. Вось таму харкаўскія фанаты прыдумалі гэтае „Пуцін — х*уйло“. Гэта іх браты ляжаць забітыя, спаленыя расійскімі „Градамі“. Гэта іх зямлю забралі, таму што на ёй былі пляжы, вугаль і газ, а гэтага ў Расіі яшчэ мала, мала. І яны прыдумалі гэтую песню, у якой адчайны выклік. Вы нас забіваеце, мы безабаронныя перад вашай армадай, у нас няма ракет, толькі ржавыя старыя БТРы, але мы з вас смяёмся. Так смяецца падлетак, якога б’е банда. Вы мяне ў гразь мачаеце, вы мяне б’яце нагамі, а я ўсё адно не заплачу, усё адно не папрашу літасці. Ла-ла-ла-ла. Юрый, бываюць выпадкі, калі ёсць чорнае і белае. Вы ж не шукаеце нюансаў і адценняў у анексіі Судэтаў. Няма чаго шукаць адценняў і ў анексіі Крыма і захопе Данбаса. Часам шуканне „адценняў“ роўнае подласці. І, Юрый і Каця, у нас, беларусах, украінцах, літоўцах і паляках, ёсць вострая памяць пра 1930, 1937 і 1941–1945. Мы занадта добра помнім, калі быць свядомым беларусам, украінцам, палякам, літоўцам азначала смяротны прысуд. І ў тым, што гаворыць твой, Каця, Першы канал, мы чуем рэфлектарна знаёмыя сабе словы. І так, нам прыкра, што ты гэтага не асудзіла, хай нават намёкам, хай нават прыватна. Значыць, мы ведаем гэта з 1930 і 1937, калі нас прыйдуць забіваць, ты будзеш на баку забойцаў».
Этап шестой. Пост Валярыны Куставай
«Я цаню тое, што Kati Kibalchych зрабіла для беларускай справы і беларускай мовы, стварыўшы курсы Mova ci kava, вынікам якіх стала па сутнасці новая мода на нашу мову — мова як вірус пачала распаўсюджвацца па ўсёй краіне, пра мову пачалі гаварыць на ўсіх узроўнях. Я заўжды выступала за плюралізм меркаванняў, нават калі атрымлівала за гэта па галаве, абразы і неразуменне. АЛЕ: па этычных прычынах, у звязку з апошнімі допісамі Каці пра вайну ва Украіне, меркаванні выказаныя ў якіх я асабіста не падзяляю (але не ў гэтым прычына), я стаю перад дылемай і думкай, каб пакінуць курсы „Мова ці кава“ і больш там не выкладаць. А прычына вось у чым: мне бачыцца, што ў сваіх допісах Каця тлумачыць вайну, пры чым — збольшага з пазіцыі Расіі, што спрыяе не спыненню вайны, а яе працягу. А я ж як паэт і беларуска хачу вайну не тлумачыць ці апраўдваць, а спыніць. Я не хачу, каб курсы „Мова ці кава“, якія былі закліканы яднаць беларусаў, раз’ядналі іх ушчэнт. Я была гатова ісці на кампрамісы, каб вывесці мову за межы гета, зрабіць яе „мовай па-за“. Але курсы палітызуюцца — і гэта самае страшнае, што можа адбыцца з мовай. Як казала мая бабуля, паны б’юцца — а ў мужыкоў ілбы трашчаць. У любым разе я буду працягваць рабіць беларускую справу і шукаць шляхі салідарызацыі нас. Дзякуй за ўвагу, дарагія слухачы і калегі. Люблю вас. Да сустрэчы».