Дмитрий Заболотный, дизайнер
«Лично я и мои знакомые не являются потребителями одежды секонд-хэнд, но вот студенчество и старики, наверное, могут носить то, что там продают. Последний раз в этом магазине я был лет 10-15 назад, тогда уже это вещи из этого заведения вызывали у меня чувство брезгливости. Хотя говорят, что там можно найти даже новые вещи».
Андрей Диченко, журналист
«К травле секондов отношусь негативно, ибо будучи студентом жирненько и по-босяцки сам там закупался. В этом ничего стыдного нет, потому что весь мир – начиная от бозона Хиггса и до авианосца ВМС США USS Abraham Lincoln – один сплошной секонд-хэнд. Тебе 13, и ты на школьной дискотеке приглашаешь девочку на танец – это секонд-хэнд. Куришь папиросы на заброшенной остановке – секонд-хэнд. Изучаешь в университете предметы по старым советским учебникам – вынужденный секонд-хэнд. Интернет основан по принципу секонд-хэнда. Двигатель внутреннего сгорания – канонический секонд-хэнд. Юрий Гагарин – не секонд-хэнд, но высадка на Луну американцев – секонд-хэнд. Поэтому, начиная «культурную революцию» против организаций торговли вторичной одеждой, мы становимся заложниками глобальной войны против человеческой сути. Подразумевая материальное очищение, скатываемся в лютое потребление и потворствуем разложению духа. Самое время превратить бывшие торговые площадки со знакомым запахом стирального порошка в храмы обмирщения. Ну, или замутить побольше фримаркетов, где ненужной одеждой можно меняться».
Екатерина Забелло, адвокат
«Нет ничего стыдного в том, что человек покупает вещи в секонд-хэнде, но лично я сама там ничего не приобретала. Хотя знаю, что там можно найти хорошую одежду. Иногда обращаю внимание на журнальные фотосессии, где написано, что та или иная брендовая вещь найдена в подобного рода магазине. Ну и это логично, куда-то же хорошие вещи деваются, когда надоедают хозяевам, почему бы им не попадать в секонд-хэнд».
Франак Вячорка, руководитель Арт-Сядзiбы
«Ня бачу нічога кепскага ў сэкандах, наадарот, толькі пазытыўнае. Гэта эканомна, экалягічна, рацыянальна. У мяне ёсьць некалькі выдатных куртак з сэкандаў, якія нашу ўжо год 10, і ня бачу нічога ў гэтым заганнага. Падчас здымкаў фільму Жыве Беларусь халоднай зміой, я два месяцы працаваў у кажуху, набытым у сэкандзе за 15 даляраў. Гэтаксама станоўча стаўлюся да стокаў – дзе можна набыць танныя рэчы, якія не прадаліся, альбо былі вернутыя з-за таго ці іншага браку. Нядаўна я перадаў тры пакеты старых шмотак у дзіцячыя дамы».
Саша Варламов, модельер
«Не стыдно носить то, что нравится. Это один из принципов моды. Одеваются в то, что приглянется, и на что денег хватит. Тем более, в секондах одежда чаще всего лучше, чем новая.
Стыдно заставлять людей делать то, что они не хотят делать, навязывать им все возможные условия для этого. Это просто инструменты рабства.
Те, кто запрещает право выбора или наживается на этом, прекрасно понимают, откуда у этих поступков ноги растут. Но, если они этого делать не будут, то сами потеряют кормушку, которой добивались годами. Когда каждый сам за себя – у остальных тоже нет выбора, как по-другому относиться ко всему этому. Сам давно ничего из одежды не покупаю, есть что носить, тем более, и самому можно что-то сшить. Но много моих знакомых одеваются в секондах. И от этого они не стали хуже или лучше».
Денис Блищ, журналист
«Я не считаю чем-то постыдным покупать вещи в секонде - это нормально для людей с низким уровнем дохода и практикуется абсолютно во всем мире. Но сам я никогда не пользовался услугами подобным магазинов. На мой взгляд, тем, кто может себе позволить новую одежду, разумно выбирать именно такую. Да, бывают там классные добротные вещи, но это просто вещи. Рыться ради их поиска в тоннах тряпья – смысла нет. Без острой нужны я бы в такой магазин точно не пошел».
Роман Романович, художник
«Так как одежда ничего не значит, кроме как прикрывания голого тела в социально активных местах, принцип «передай другому» – удивительная находка текстильных бойкотеров. Фешн циркуляция и гармоничный круговорот штанов в природе города. Единственное, что нужно помнить, так это окуривание можжевельником и специальные ритуальные движения химического и эзотерического масштаба, для обнуления и энергетической очистки твоего нового-старого костюма секонд-супер героя. Чтобы стать фёрст, и не носить чужие сомнения или страх желудей. К счастью, у меня много богатых и очень модных друзей, которые отдают мне свою старую одежду, поэтому я не хожу в обычные секонд-хэнды».
Константин Пыжов, музыкант
«Под видом защиты потребителей и заботе о нашем здоровье, чиновники в очередной раз за нас решают что нам нужно, и сколько мы за это должны платить. Зачем нам конкуренция? Зачем нам доступные цены? Зачем нам право выбора? Все в ГУМ! Не думаю, что покупать одежду в секонд-хэндах – дело постыдное. Это нормальная европейская традиция. Тут, скорее, дело в том, что нужно потребителю, в какой социальной прослойке он находится и какого результата хочет добиться. Это личный выбор и обсуждению не подлежит. Лично я уже много лет ничего не покупаю в секонд-хэндах. У меня просто нет времени, чтобы ходить и выискивать какие-то интересности. Более того, меня очень смущает хаос, который творится в большинстве таких заведений: все раскидано, никак не структурированно. Также я верю в энергетику вещей. Предпочитаю наделять одежду своей энергией, а не перенимать чужую».
Андрей Хаданович, поэт и переводчик
«Да сэкандаў стаўлюся вельмі пазытыўна. Часам там можна знайсьці прыгожую й стылёвую рэч, якая і ня сьнілася іншым крамам. Прычым як у амэрыканскіх сэкандах, якія вельмі люблю, так і, скажам, у Пружанах, дзе звычайна праводжу лета – відаць, нейкі модны канфіскат туды трапляе. Сэканды пашыраюць дыяпазон нашага выбару. А значыць, у пэўным сэнсе і нашу свабоду.
Зьнікнуць яны – значыць, выбар зробіцца больш убогім. Асабліва для тых, хто ня езьдзіць апранацца за мяжу».