Мир не погиб, потому что смеялся
Я не знаю Коран настолько, чтобы утверждать, смеялся ли пророк Мухаммед, или нет. Но в других религиях пророки смеются. И боги смеются. Христиане смеялись всегда. Даже в темные Средние века были карикатуры на пап, и на самого Христа. Известна хрестоматийная карикатура «Четыре обманщика». Но смех смехом, а есть люди, которые бояться смеха. В романе Умберто Эко «Имя розы» смех положен в основу детективного сюжета, в котором погибли несколько монахов, вольно или невольно прикоснувшихся к книге о комедии, юморе и смехе. Чем же страшен смех? Смех - это форма критики, смех ограничивает сакральное, помещает святое в наш простой мир. Смех может порождать сомнение в святости чего бы то ни было, и кого бы то ни было. Этого и боятся святоши. Но если не сомневаться в святости чего бы то ни было, то невозможно убедиться в том, что это святое, а не обман.
В таких комментариях нет здравого смысла. Во-первых, тут видно высокомерное сравнение людей (пусть и фанатиков) с неодушевленными предметами, с которых невозможно спрашивать. Во-вторых, тут просматривается скрытый страх перед тем и теми, кого человек не способен понять. Я тоже не способен понять, но зачем же так бояться? В-третьих, здесь видно смирение перед злом, чего я принять никак не могу.
Критика позволяет отличить религию от псевдорелигии. Откажитесь от смеха – и религия превращает людей в фанатиков. Фанатизм - это уже умственное отклонение. Фанатик не способен рассуждать и думать, он сразу действует. То есть ведет себя бездумно. Но мы ведь не станем убивать фанатиков только за то, что они фанатики! Мы, современные люди, как верующие, так и неверующие, против убийства, против смертной казни. Поэтому мы не равны фанатикам, которые не понимая юмора, не раздумывая готовы сразу убивать. Не равны, потому что сильнее их. И наше оружие – смех.
Тяжело смеяться над смертью, над богами, над тем, что кажется святым. Тяжело, но надо.
Мы будем продолжать смеяться. Будем рассказывать анекдоты, рисовать карикатуры, шутить. В том числе и о фанатизме. Хорошо бы еще, смеясь рассмешить и самих фанатиков. Смеющийся человек не станет убивать. По крайней мере, сразу. Он хоть на мгновенье задумается, а с задумавшимся можно говорить, а разговаривая, можно убедить или разубедить.
Смешны ли фанатики, да еще и ставшие убийцами?
Нет, фанатики и убийцы не смешны. Но фанатизм смешон. И защитники фанатизма смешны. И устрашившиеся фанатизма смешны. Поздно смеяться, только когда фанатик пришел вас убивать. В этом случае – защищайтесь. Чтобы этого не случилось – смейтесь! Высмеивайте фанатизм, и пусть те, кто еще не стал фанатиком, рассмеются вместе с вами.