Что заставило бывшую сотрудницу госТВ, раскритиковавшую Лукашенко, сбежать из Беларуси? Поговорили с ней

Боль • редакция KYKY

Вчера появилась новость: создательница группы в фейсбуке «Хватит Бояться!» Татьяна Мартынова, смело и открыто критиковавшая Александра Лукашенко, сбежала из Беларуси. KYKY восстанавливает ход событий, а также приводит разговор с Татьяной, где она рассказывает подробности своей истории, которые до этого нигде не звучали.

Татьяна Мартынова – журналистка, бывшая редиоведущая и в прошлом – ведущая ток-шоу «Позиция» на ОНТ. А еще она ресторатор: в центре Минска Мартынова держит бар «Пятница». 29 июня в ее заведение нагрянули с проверкой: в бар пришли милиция, налоговая служба и ОБЭП [отдел по борьбе с экономическими преступлениями]. Они составили два протокола, по которым обязали Мартынову оплатить штрафы. А уже 1 июля Татьяна объявила, что отправляется в вынужденную эмиграцию.

«Дорогие друзья! Это было непростое решение [об отъезде], но слишком много знающих людей написали мне, что именно сегодня или максимум завтра меня завинтят. У меня был выбор. Или принять арест, или уехать из РБ и продолжить то, что я сегодня считаю важным и нужным. Я сутки думала. И потом решила, что я смогу быть полезней на свободе. Я уже с самого утра за пределами РБ. 

Задержать меня пытались почти сразу после моего отъезда. Прям со светомузыкой. Но нарвались на моего мужа и очень расстроились. Такие дела. Бар, скорее всего, закроют или отожмут. Пусть подавятся! У меня ни одной задолженности, и я до сих пор не в убытках. Что они потеряют? Немного. Госаренду вовремя, коммунальные и пенсию паре-тройке стариков. Что теряю я? Стабильный доход и намоленное место, где всегда собирались достойные люди», – объяснила свое решение Татьяна в Facebook.

Татьяна Мартынова

Необходимость выезда за пределы страны и преследование со стороны властей Мартынова увязывает со своей политической активностью. Дело в том, что она – создательница группы в фейсбуке «Хватит Бояться!», которая сейчас насчитывает почти 26,5 тысячи подписчиков. Это оппозиционная группа: в ней много критики в адрес беларуской власти, и в последнее время в паблике рьяно обсуждают события нынешней президентской кампании.

В описании паблика указано следующее: «Все участники, вступая в сообщество «Хватит Бояться!», подтверждают свою гражданскую позицию и требуют от действующего президента А.Г. Лукашенко отказа от участия в выборах 9 августа 2020 года».

Более того, Татьяна завела свой Youtube-канал, где саркастично проходится по актуальным новостям из Беларуси – как правило, с политическим подтекстом. В частности, она говорила на тему недопуска к подсчету голосов активных беларусов, осуждала задержания мирно пикетирующих на улицах людей, поддерживала акции солидарности с беларусами по всему миру, остро шутила над Лукашенко. Некоторые ролики Мартыновой набирают десятки тысяч просмотров.

Еще до «бегства» Татьяны журналист KYKY Ольга Родионова обратилась к ней с просьбой объяснить, что же случилось в баре. Ниже – расшифровка этой беседы. Разговор состоялся 29 июня – до отъезда Татьяны.

KYKY: Что произошло?

Татьяна: Произошла стандартная ситуация. [В бар] приходит человек, заказывает бутылку «Спрайта» за 3 рубля 50 копеек. Ровно через пять минут заходят еще шесть человек, которые проверяют [и узнают], что эта бутылка «Спрайта» до сих пор не пробита по кассе, которая подключена к СКНО [системе контроля кассового оборудования]. Так случилось, что у меня за баром стажер, который не совсем еще в курсе, как это делается. Им просто тупо повезло. 3 рубля 50 копеек. Оформляется это как нарушение кассовой дисциплины. То есть все логично, я эту вину признала. Ведь действительно же: стажер просто затупил.

Дальше идет налоговая проверка, требует все документы, которые находятся в баре. Кассовые книги и так далее, и так далее. Я все предоставила, у меня все хорошо. Весь товар у меня проходит по накладной, это зафиксировано. Никаких других нарушений нет. Кроме одного: книга учета проверок и ревизий у меня старого образца. Потому что последняя проверка у меня была в 2013 году. То, что после этого что-то изменилось, – мой бухгалтер считает, что это неправомерно. Потому что книга учета проверок и ревизий выдается, и на ней стоит печать, что она действительна. Но проверяющие считают, что у меня должна быть новая [книга]. Ну окей, ну хорошо. Они разошлись во мнениях.  

KYKY: Откуда взялись два протокола?

Татьяна: Первый протокол – за то, что вовремя не были пробиты 3 рубля 50 копеек, и у меня книга учета проверок и ревизий старого образца. Второй протокол – приехала и составила милиция за то, что на моей скульптуре в баре висела бумага [с надписями] «Лукашенко не мой президент», «Мы – сила, нас 97%». То есть это, оказывается, незаконно. Я этого не знала. Я абсолютно честно написала в протоколе, как и что. Да, ребята, висела [бумага]. Я не снимала. Флешмоб идет по всему интернету. Кто сказал, что это незаконно? Когда сказал, что это незаконно? Я вообще не в курсе. Какие ко мне претензии? Если это моя вина, и вы с этим согласны – окей, ребята. Надо оплатить штрафы – я оплачу. Но я не делаю ничего противозаконного.

KYKY: Почему ты считаешь, что это как-то связано с твоим Youtube-каналом и сообществом в Facebook?

Татьяна: Слушай, но мы же не дебилы все, правда? Семь лет у меня не было проверок. И после того, как я стала высказывать свою гражданскую позицию, вдруг 3 рубля 50 копеек стали контрольной закупкой. И приходит сразу бригада из шести-семи человек. Ну, понятно: я же центр вообще… Бар на Зыбицкой, хорошие обороты. Ну, смешно. Моя оборотка – это зарплата депутата, на секундочку. Даже меньше. Поэтому: идиотов нет.

KYKY: Что ты думаешь сейчас делать?

Татьяна: Не знаю. Проверка закончена, я предоставила все документы. Кстати, я никогда не кривлю душой. Все сотрудники, которые ко мне пришли, вели себя максимально достойно. Проверили накладные, проверили товар. Соответствует [нормам]? Соответствует. Книга [учета проверок и ревизий] старая? Не соответствует – написали. Обо всем том, что соответствовало, никто ничего не придумывал. Тут все реально было по закону. Я накосячила с книгой и стажер накосячил с кассой. Что будет дальше? Я не знаю. Я вообще не понимаю, что в нашей стране будет дальше. Потому что это – звоночек. Я его услышала, не буду кривить душой. И если это был звонок «Мартынова, заткнись», – да, я его услышала. Заткнется ли Мартынова? Нет. Мартынова не делает ничего противозаконного, чтобы ей затыкаться.

KYKY: Тебе страшно?

Татьяна: Не знаю, я пока не определилась.

KYKY: Может, «хватит бояться»?

Татьяна: Так вот я же и говорю. Я уже устала бояться. Поэтому хватит бояться.

KYKY предполагает, в какую страну уехала Татьяна Мартынова и как ей это удалось при закрытых границах соседних государств с Беларусью. Но по ее просьбе мы не станем разглашать эту информацию. Единственное, что можно сказать: журналистка, со слов ее знакомых, «находится в максимально безопасном месте». Она уехала вместе с дочерью, дома в Беларуси остался ее супруг. Татьяна также не исключает, что вернется назад, но когда именно – вопрос пока открытый.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Десятки тысяч подписей за Бабарико не приняты. Что происходит? Вот свежее интервью с его штабом

Боль • Мария Мелёхина

Сможет ли действующий президент помешать референдуму, либо отменить его решение? Будет ли штаб Бабарико оказывать поддержку беларусам, угодившим в автозак? И что, в конце концов, происходит с подписями за Бабарико (и некоторых других кандидатов)? КYKY поговорил с адвокатом, представителем предвыборного штаба Виктора Бабарико, магистром права (Дьюкский университет) Ильёй Салеем.