Вслед за кашей анафеме подвергаются чёрный чай, кофе и сахар — „22 ботанических травки“ будут очищать организм от шлаков, расщеплять жир, делать меня бодрым, здоровым и мудрым. Е. предупреждает, что я стану чаще ходить в туалет, и добавляет, что это очень хорошая новость». Корреспондент KYKY Николай Янкойть продолжает погружаться в похудение с головой.
Читать первую часть эксперимента: «Бесплатно, быстро, без смс»
Читать вторую часть эксперимента: «Поменять себя»
Вбегаю в офис, заспанноглазый и краснощёкий, с порога спрашиваю К. — но меня встречает Е: «А что, К. вас не предупредила, что её не будет?» Отрицательно мотаю головой. «Вам повезло: теперь с вами буду работать я!» — улыбается мне Е. Через секунду добавляет: «Или не повезло!» — и улыбается ещё шире. Сразу видно: теперь я в цепких руках опытного профи.
Е. ведёт меня в кабинет; обстановка тут такая, что я сходу ощущаю себя в истинной обители зла. Е. предлагает мне чай — ту самую фирменную травяную смесь, о которой в прошлый раз рассказывала К. Напиток на вкус довольно приятный, напоминает зелёный чай сенча. «22 ботанических травки!» — не переставая улыбаться, щебечет Е. Послевкусие у травок, как у грудного сбора, и в голову накатывают воспоминания о больничках и поликлиниках.
Кабинет выглядит куда веселее больничной палаты, стены увешаны навязчивой рекламой корпоративных зелёных цветов. С одного плаката мне улыбаются многочисленные доктора наук; лица у них такие счастливые, что поверить в их увлечённость наукой мне даже сложновато. Я даже записал имена некоторых из них, чтобы прогуглить дома; о Стиве Хениге мне рассказал Forbes, о диетических бестселлерах Дэвида Хибера нашептали дамские сайтики. Луис Игнарро оказался Нобелевским лауреатом по физиологии и медицине 1998 года — люди в «Гербалайфе» работают не последние.
С других плакатов радость источали целые футбольные команды, среди которых в глаза бросились LA Galaxy, свежие обладатели Кубка MLS (высшая футбольная лига США и Канады). Робби Кин, Лэндон Донован, Дэвид Бекхэм — все в майках Herbalife! А когда я приметил над шкафом плакат с Криштиану Роналду, то чуть не поперхнулся чаем. Позже гугл рассказал мне, что «Гербалайф» подписал рекламные контракты одновременно и Роналду, и с Месси. Аргентинец ради продвижения компании на азиатских рынках даже согласился поиграть в настольный теннис и крикет!
Е. расспрашивает меня, продолжал ли я работать над телом самостоятельно. Позитивные сдвиги предыдущего замера её удивляют, но новый сеанс к Танита-сану возвращает всё на места: мышечная масса откатилась к начальной, воды в теле снова маловато. Не удивляюсь: кормиться я снова стал рандомом. Е. показывает мне цифры с замеров какой-то юной девы, которая за четыре дня тестовой программы «Гербалайфа» сбросила добрых три килограмма, и хвастается, что сама пьёт белковый коктейль каждое утро уже 9 лет, а её сын — целых 12! Мне, по словам Е., худеть не надо, а вот очистить организм от всякой хрени не помешало бы: с их несравненной программой я смогу биологически помолодеть хоть до 15.
Маркетинг работает канонично: узнавание (плакаты со спортсменами), доверие («сама пью коктейль»), похвала («худеть вам не надо»), наглядный пример (3 кг за 4 дня), активное участие («если вы пройдёте нашу программу, то зависеть всё будет от вас»). Я соглашаюсь на программу; терять нечего, отравить вроде не собираются, любопытство так и гложет.
Е. приносит правила «тест-драйва» с рисунком весов, стилизованных под спидометр. Моя задача во время теста — урегулировать режим питания и добавить в рацион продукты «Гербалайфа», белковый коктейль и чай. Питаться в ближайшие дни я должен буду дробно, пять раз в день, каждые 3 часа. Е. последовательно проходится по моему рациону: «Чем обычно завтракаете?» — «Овсянкой», — вру я в ответ, овсянку я ем хорошо если два раза в месяц, причём не варю, а заливаю кипятком «быструю». Е. утверждает, что есть кашу с утра — очень плохая идея. Дескать, сложные углеводы из каши ужасно повышают уровень сахара в крови, вырабатывается инсулин. А вот белково-витаминный коктейль «Гербалайфа» — сплошная польза! «Белочки расщепляются на аминокислоты, это такие маленькие машинки, которые доставят витаминчики по всему организму». Вслед за кашей анафеме подвергаются чёрный чай, кофе и сахар — «22 ботанических травки» будут очищать организм от шлаков, расщеплять жир, делать меня бодрым, здоровым и мудрым. Е. предупреждает, что я стану чаще ходить в туалет, и добавляет, что это очень хорошая новость.
Программа длится три дня, но мы продлеваем её на четвёртый, чтобы не встречаться в воскресенье; плачу я 200 тысяч вместо 150. Меню на эти дни выглядит так:
Помимо всего, за день я должен выпивать дополнительные полтора литра воды, смешанной с суперчаем. Е. рекомендует взять мне полуторалитровую бутылку и таскать её с собой. Чай можно сыпать в холодную воду; главное — допивать бутылку до конца. Е. просит меня подробно записывать дневное меню, чтобы впоследствии она могла проанализировать мой рацион и скорректировать программу. Через четыре дня я вернусь к Танита-сану, чтобы тот рассказал о моём здоровье, красоте и прекрасной худобе.
Напоследок Е. спрашивает: «А вы с интернетом дружите, Николай?» Киваю, с трудом сдерживая смех; вопрос адекватен для женщин за 40, которые похлёбывают коктейли в соседней комнате, но не для 25-летнего же парня! Наверное, длинная лопатообразная борода сделала меня в глазах Е. луддитом-традиционалистом. Мягко отвечаю, что с интернетами знаком, и получаю флаер с веб-адресом уже знакомого мне вырвиглазного сайта. Е. не отпускает меня без своего телефонного номера; после первого приёма коктейля и чая она просит обязательно её набрать и рассказать о своём самочувствии. «И вообще, звоните в любое время! Я с 6 утра на ногах, и всегда буду рада вас слышать! А если вдруг что-то будет невкусно — тоже звоните, я расскажу, как сделать вкусней!»
Комментарии Марины Поповой, главного внештатного диетолога Министерства здравоохранения РБ:
Идея дробного питания сама по себе правильна. Оптимальный интервал приёма пищи — порядка 3.5 часов, за это время пища успевает уйти из желудка в кишечник, расщепляются и усваиваются питательные вещества, желудок даже успевает немного отдохнуть. При дробном питании организм активнее выстраивает обменные процессы: не на накопление энергии, а на расход. Избыток энергии в организме чаще всего связан с поступлением углеводной пищи. Если человек питается нерегулярно, и энергия не расходуется на физическую нагрузку, то в силу биохимических реакций она превращается в жир, откладывается в клетки жировой ткани — идёт набор веса.
Нельзя сказать, что овсяная каша — плохой завтрак. Правда, это достаточно калорийный продукт и он может способствовать набору веса, поэтому овсянку или мюсли лучше не есть каждый день. А 3–4 раза в неделю — конечно, можно. В другие дни лучше завтракать творогом, яйцами. Сыр с тостовым хлебом и салатом или каким-то овощем — отличный завтрак. Творог можно есть в живом виде, со сметаной, а можно сделать из него запеканку или сырник — всё зависит от привычек человека, от того, сколько времени он уделяет приготовлению завтрака. Некоторые завтракают быстренько: встал, перекусил, побежал. В таком варианте удобен зернёный творог. Это достойный продукт, и готовить его не надо: съел — и ушёл по делам. Главное, чтобы завтрак у человека вообще был. А инсулин вырабатывается на приём любого углевода. Непринципиально, сложные углеводы поступают или простые, в результате сложные всё равно расщепляются до простых. А количество инсулина напрямую зависит от уровня глюкозы в крови.
Особого вреда в кофе, чёрном чае и сахаре нет. Однако нужно помнить: кофе обладает мочегонным эффектом, выводит жидкость из организма, поэтому на каждую выпитую чашку кофе нужно пить минимум одну дополнительную чашка воды. Это не значит, что надо сразу после кофе пить воду, однако суточное количество воды увеличивается минимум на одну чашку. Больше кофе — больше воды.
Чай — хороший продукт с нормальным тонизирующим эффектом. Причём тонизирующий эффект зелёного чая больший, чем у чёрного, за счёт естественного процесса ферментации листочков, а чёрный чай тонизирует больше кофе. Возможно, ограничение связано с тем, что в сочетании с их чаем мог возникнуть чересчур возбуждающий эффект.
Скорее всего, «Гербалайф» думает, как не навредить организму сочетанием различных чаёв и трав.
Что касается сахара — углеводы обязательно должны поступать с пищей в человеческий организм. Для маленьких детей расчётное количество углеводов на день — до 3–4 граммов на килограмм веса. У взрослых это значение несколько меньше, оно зависит от уровня физической активности. 60–70% суточной энергии человеческий организм должен получать именно за счёт углеводов, причём 20–30 граммов из этого количества углеводов должны быть простыми: сахар, мёд, варенье, шоколад, зефир, сладости. Простые углеводы — единственный источник питания для клеток головного мозга. Да, мы любим говорить о пользе каши, но сложные углеводы в составе крупы не так быстро достигают клеток головного мозга, как углеводы сахара и мёда. Правильнее сказать, что количество сахара должно быть разумным. Всё зависит от веса, роста, уровня физической активности, от образа жизни, работы — от массы причин.