Как «власти» день за днём душили Координационный совет. Хроника событий за гранью здравого смысла

Боль • Ирина Михно

На момент публикации из президиума Коордионного Совета на свободе и в Беларуси остается только писательница Светлана Алексиевич, которая, в общем-то, не принимала активное участие в работе КС. Чтобы вы понимали, как действует «власть», KYKY восстанавливает хронологию событий: рассказываем, как давили президиум КС с момента его основания. 

18 августа Светлана Тихановская инициировала создание Координационного Совета для обеспечения трансфера власти. Идея Тихановской была в том, что представители этого совета смогут наладить диалог с «властью» и договориться о новых, честных выборах. 

19 августа стало известно, кто вошел в президиум КС – это семь человек:

  • Светлана Алексиевич – Нобелевский лауреат, писательница;
  • Лилия Власова – юрист;
  • Сергей Дылевский – лидер забастовочного комитета Минского тракторного завода; 
  • Максим Знак – адвокат;
  • Ольга Ковалькова – доверенное лицо Светланы Тихановской;
  • Мария Колесникова – соратница Тихановской;
  • Павел Латушко – экс-министр культуры Беларуси, бывший дипломат, экс-посол в Испании, Португалии и Польше.

20 августа против КС возбудили уголовное дело по статье «Призывы к действиям, направленным на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь». Генеральный прокурор Александр Конюк прокомментировал это событие так:  Создание подобных органов законодательством не предусмотрено, а их деятельность является неконституционной <...> Создание и деятельность КС направлены на захват государственной власти, а также на причинение вреда национальной безопасности Республики Беларусь». 

21 августа на допрос в СК вызвали лидера стачечного комитета МТЗ Сергея Дылевского и Юриста Максима Знака. Оба вышли из СК под подпиской и рассказали, что их вызывали на допрос в качестве свидетелей по уголовному делу. 

24 августа в Миске на проходной завода МТЗ задержали Ольгу Ковалькову и Сергея Дылевского. Обоих обвинили в участии в несанкционированном массовом мероприятии. 

Тем же днем, 24 августа, в СК пошла Лилия Власова. И вышла оттуда под подпиской и тоже в качестве свидетеля. 

25 августа и Ольгу Ковалькову, и Сергея Дылевского признали виновными по административному правонарушению и присудили им по 10 суток ареста. 

Тем же днем, 25 августа, в СК вызвали Павла Латушко – тоже в качестве свидетеля. 

26 августа в СК отправилась Светлана Алексиевич. И если до нее других представителей КС допрашивали по нескольку часов, Светлана провела в ведомстве 15 минут – она воспользовалась правом не свидетельствовать против себя. 

27 августа в СК пошла Мария Колесникова, и как Алексиевич отказалась свидетельствовать против себя. 

1 сентября так называемый президент Лукашенко высказался о КС: «Конституционный суд заявление сделал, генеральный прокурор уголовное дело возбудил по фактам захвата власти. Конституционный суд заявил о том, что это неконституционные действия и это квалифицируется как захват власти». И сделал заявление конкретно насчет представителя президиума КС Павла Латушко: «Он ответит по закону. Он перешел красную линию». 

2 сентября стало известно, Латушко выехал из Беларуси. Тогда сам Павел сказал журналистам, что отправился в Польшу на экономический форум, после которого планирует заехать в Литву и вернуться обратно в Беларусь. 

3 сентября закончился 10-дневный арест Ольги Ковальковой и Сергея Дылевского. Но оба на свободу не вышли: их почему-то снова решили судить, но уже по другим обвинениям. Ковалькову обвиняли по части 3 статьи 23.34 КоАП – нарушение порядка проведения мероприятия, совершенное повторно в течение года. Дылевского – по части 1 статьи 23.34, нарушение установленного порядка проведения митинга, демонстрации. В итоге суд присудил Ольге и Сергею еще 15 суток ареста. 

Тем же днем, 3 сентября, появилась информация о том, что против Лилии Власовой возбудили уголовное дело об уклонении от уплаты налогов. Для Лилии избрали меру пресечения – заключение под стражу. Она пробудет в СИЗО на Володарского не меньше 2-х месяцев. 

5 сентября стало известно, что Ольга Ковалькова каким-то странным образом попала в Польшу. Тут надо уточнить, что еще перед вторым судом Ольга пожаловалась на плохое самочувствие и ее отпустили из ЦИП по состоянию здоровья на лечение. Тем же днем, 5 сентября, Ольга провела пресс-конференцию в Варшаве, где рассказала, что ее вывезли из Беларуси против ее воли: «Мне сказали люди, которые меня вывозили, что если я не соглашусь уехать, то буду в тюрьме очень долго <...> Они приехали ко мне, надели на меня капюшон и маску, вывели в машину, посадили на заднее сидение и вывезли. Я не знала, через какой пункт пропуска мы едем. Потом я прошла паспортный контроль, меня вывезли на нейтральную зону и предложили вызвать такси». Ольгу фактически бросили в другой стране посреди ночи без вещей и телефона, но она смогла доехать до Варшавы. 

7 сентября Павел Латушко признался, что его шантажировали выездом из страны – и, по сути, он уезжал в Польшу не совсем не форум. «2 сентября я пришел в одно из государственных учреждений, где мне сказали, что главный вход в это учреждение фактически взят под контроль сотрудниками спецслужб в черных масках. Было предупреждение, что я могут быть задержан прямо на выходе из здания. Поэтому я вышел через другой вход. Вызвал такси и, находясь в одной куртке на заднем сидении, выехал – сотрудники не сориентировались, что я уехал. Я оставил все телефоны, все карты от телефонов. Они не знали, куда я еду в этот момент». Павел также рассказал, что ему продолжают поступать звонки от сотрудников КГБ – он не берет трубки, но знает, что от него требуют выхода из КС и прекращения критики в адрес «первого лица» и высокопоставленных чиновников вроде Караева. 

Тем же днем, 7 сентября, беларусы узнали о похищении Марии Колесниковой – около 10 утра неизвестные посадили ее в бус с надписью «связь» и увезли в неизвестном направлении. Через час на связь перестали выходить пресс-секретарь КС Антон Родненков и исполнительный секретарь КС Иван Кравцов. На протяжении дня о них и от них не было вообще никаких новостей. Адвокаты банально не знали, где их клиенты. 

Утром 8 сентября по БТ1 пустили фееричный репортаж, где рассказали, что Антон Родненков и Иван Кравцов сбежали за границу. По словам ведущего телеканала, парни «вытолкнули» Марию из машины на нейтральной территории, поэтому «убежать» она не смогла и ее задержали. 

Тем же днем, 8 сентября, Антон и Иван действительно вышли на связь из Киева. Они рассказали, что их заставили уехать. Утром 7 сентября оба пошли в квартиру Колесниковой, чтобы понять, что с ней произошло. Там их и задержали – и по отдельности повезли на «беседу» в ДФР КГК. Хотя, с Антоном почти не разговаривали, на него надели наручники и четыре часа заставили ждать, не объясняя, что вообще происходит. Ивану же угрожали уголовным сроком – говорили, что он либо уезжает вместе с Антоном и Марией из страны, либо остается в тюрьме. Под давлением силовиков, Антон и Иван согласились на предлагаемые условия – пересечь границу с Украиной на личном авто Ивана вместе с Марией Колесниковой. 

Беларускую границу они проехали без остановки, на нейтральной территории увидели, что к ним силой ведут Колесникову. Родненков рассказал, что было потом: «Машу насильно затолкали на заднее сиденье, закрыли двери – она кричала, что никуда не поедет. Как только Маша увидела свой паспорт в машине, порвала его на множество мелких кусочков. Через окно вышла из машины и пошла в сторону беларуской границы». 

После этого Ивана и Антона тоже попытались задержать, но они успели быстро доехать до украинского погранпункта. Сейчас сними все хорошо, оба находятся в Киеве. О том, где вообще Мария, тем днем так никто и не узнал. 

9 сентября в штаб Бабарико в Минске пришли с обыском. И задержали юриста Максима Знака – до этого утра он был единственным представителем президиума КС, который находится на свободе и в Беларуси (Светлана Алексиевич не участвует в активной деятельности КС по состоянию здоровья). Уже известно, что процессуальные действия в отношении Знака проводит Следственный комитет. 

После задержания Максима Знака фактически весь состав президиума КС был «ликвидирован». Осталась только Светлана Алексиевич – но сразу после новости о Знаке появилась и другая: что в квартиру Светланы звонят неизвестные. Чуть позже во дворе Алексиевич заметили милицейский бус. Светлана боится, что ее тоже задержат, поэтому пригласила к своему дому общественность и журналистов. В ее квартире уже находятся дипломаты нескольких стран ЕС. 

9 сентября, спустя почти 48 часов и обыска в квартире Колесниковой, стало известно, что Мария находится находится в СИЗО на Володарского в статусе задержанного. 

«Власть», наконец, придумала, по какому поводу заржали Марию – она проходит подозреваемой по делу о попытке захвата власти. Первая из представителей КС в этом статусе. Если Колесникову признают виновной, ей грозит от двух до пяти лет тюрьмы. 

Меньше месяца понадобилось «власти», которая уверена в своей легитимности, чтобы фактически выщемить всех своих оппонентов: кого-то – прямо из страны, других – закрыла за решеткой. Причем абсолютно неправомерными методами – даже не нужно юридическое образование, чтобы это понимать.  Пока не ясно, будет ли продолжать деятельность КС или нет – по сути, на свободе остались только два представителя президиума: Ковалькова и Латушко. Но еще до задержания Знак рассказывал, что у президиума нет плана останавливаться, и что многие вопросы «выжившие» сейчас решают коллективным голосованием в чате в телеграме. Да и давайте будем реалистами: беларусы за очень короткий срок стали самостоятельными – и точно могут продолжать свое дело за упомянутых в этом тексте лидеров.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Во сколько беларусам обошелся геноцид и «собачки» после выборов? Важный пост о страхе в прорезях балаклав

Боль • Мария Мелёхина

«Память стереть нельзя. Люди не простят. Матери не простят. И зверь это чувствует. Этот липкий страх заметен в прорезях балаклав». Журналист KYKY Мария Мелёхина объясняет, почему ничего уже не откатится назад – а белый шпиц скоро будет повержен.