Продав восемь тысяч долларов в начале февраля и «откупив» через три недели, можно было заработать январскую среднюю зарплату. KYKY говорит с финансовым аналитиком Вадимом Иосубом о подводных камнях, которые ждут желающих заработать на белорусском рубле.
В 2015 году «плавную девальвацию» белорусского рубля в речах чиновников сменила «гибкость обменного курса». За неполный месяц, прошедший с 19 декабря, когда Нацбанк выступил с мерами по предотвращению валютной паники, рубль опустили на 30%. После этого курс доллара начал плясать вокруг 15 тысяч рублей — к удивлению белорусов, которые за 2014 год привыкли к его предсказуемому линейному росту.
Так доллар рос в 2014 году:
А так его курс изменяется в 2015 году:
Министр экономики Владимир Зиновский недавно заявил, что балансировка валютного рынка будет осуществляться исключительно на рыночных принципах. «Правительство уже реализовало достаточно большой пакет мер. Обеспечена гибкость обменного курса белорусского рубля к корзине валют. Мы услышали экспортеров и скорректировали курсовую политику. Ликвидирован валютный сбор, восстановлена нормальная работа биржи», — сказал министр.
Раньше у пунктов обмена валют толпились, в основном, желающие защитить свои деньги от рисков одномоментной девальвации. Получили на зарплатную карточку рубли — перевели в доллары, вот суть самой надёжной белорусской бизнес-модели последних лет. Но теперь вариантов больше: зарплата, переведенная в доллары, за месяц может потерять несколько процентов. Первые три недели февраля показали, что заработать можно было, как раз переведя сбережения из долларов в рубли.
«Действительно, появилась потенциальная возможность зарабатывать на колебаниях курсов в разные стороны. Например, можно было бы провернуть такую операцию: 2 февраля продать доллар по 15570, а 23 февраля купить доллар по 14800. Иными словами, за три недели заработать по 770 рублей на каждом долларе, то есть 5% от суммы.
На тысяче долларов можно было бы заработать пятьдесят», — подсчитывает аналитик официального партнёра «Альпари» в Минске Вадим Иосуб.
Тем, кто раньше снисходительно смотрел на бабушек, покупающих 10 долларов именно в том обменнике, где курс на 10 рублей ниже, пора призадуматься. Провернув такую «операцию» с восемью тысячами долларов, человек за три недели мог получить порядка 6 миллионов рублей прибыли, а это ни много, ни мало — средняя январская зарплата! Но есть один нюанс: для этого нужно было 1 февраля как-то догадаться, что 2 февраля пора продавать доллары, а 23 февраля пора их покупать. «Нужно серьёзно отличать потенциальную возможность заработать от реальной», — предупреждает аналитик.
Действительно, уже 25 февраля лучший курс продажи доллара в белорусских обменниках — 14950 рублей. Гипотетическая прибыль тает на глазах.
«Есть много инструментов, которые дают потенциальную возможность заработать, — продолжает Вадим Иосуб. — Колебания российского рубля, американских акций, евро к доллару. Потенциальные возможности заработать легко находятся в прошлом и выглядят очень привлекательно. Но проблема в том, чтобы реализовать их в настоящем.
То, что белорусский рубль стал колебаться к доллару, это здорово. Но это не первый, а стопятьсотпервый курс, который колеблется.
Да, раньше на нём никто не зарабатывал, а сейчас появилась такая штука, как курс доллара к белорусскому рублю. Вы думаете, все теперь ринутся зарабатывать на этой валютной паре? Разочарую: заработать на ней не легче, чем на любой другой».
Вадим Иосуб считает, что сделать правильный прогноз на изменение курса белорусского рубля способны немногие. Какой-то инсайд — незаметный факт, узнав о котором биржевые брокеры из голливудских фильмов в одночасье наваривают миллионы, — в нашей ситуации не поможет. Даже у чиновников, отвечающих за монетарную политику, горизонт планирования — не больше, чем один день.
«Есть инсайдеры, которые могут предвидеть курс Нацбанка незадолго до торгов, зная о сложившихся объёмах спроса и предложения. Но сказать, что будет на следующий день, даже они не могут. Сегодня наше курсообразование работает так, что курс рубля зависит, во-первых, от соотношения евро и доллара, а во-вторых — от курса российского рубля, который складывается на Московской бирже. Белорусских чиновников, которые бы наперёд знали эти курсы, быть не может», — подытоживает аналитик.
Выглядит всё просто: купил-продал. Только вот знание: когда купить и когда продать — дорогого стоит. Вадим Иосуб не рекомендует пытаться заработать на курсовых разницах тем, кто не понимает, как работает валютный рынок. Во-первых, чудес здесь не бывает. Во-вторых, ошибки неизбежны. А во-третьих, нервные клетки не восстанавливаются.