Подготовка
Подготовка к праздничной ночи в армии начинается за несколько недель — все как и на «гражданке». Офицеры планируют график службы, солдаты собирают праздничный стол, а замполит определяет тех, кто будет контролировать праздник солдат срочной службы в казарме.
Еще раньше солдаты получают декабрьское «денежное довольствие», которое скидывают в общак. Его доверяют самым ответственным или тем, кому старшие по службе назначают закупку припасов. Они и отправляются в магазин за несколько дней до 31 декабря. Тянут оттуда стандартный набор новогоднего стола — от гороха на салаты до мандаринов и тортов. Горячие блюда помогает сделать столовая воинской части.
Праздник к нам приходит
За несколько дней до Нового года начинается подготовка казарм к созданию праздничного настроения. Из «каптёрок» вытягиваются елочные игрушки, приобретенные дембелями еще в советское время.
Другие украшения оперативно изготавливают на месте. Из макулатуры делают вытинанки и гирлянды. Помню, как одну сделали из плана-конспекта практического занятия «Стрельба по неподвижной мишени с позы лежа».
31 декабря — выходной. Чтобы чем-то занять солдат, объявляется всеобщая уборка всего, что только можно убрать в армии. От этого праздник становится ближе. Вечером в столовую идут только попить чаю — готовят желудки.
Тем, кого призвали летом и кому служить полтора года, придется праздновать в армии два Новых года. Раньше в белорусской армии была практика, когда за особые достижения могли в отпуск солдата отправить домой на Новый год. Но последние пару лет, когда многие в новогоднюю ночь попадали в отделение за хулиганку или алкоголь, такое счастье отменила. Командирам воинских частей дисциплинарную статистику портить не хочется.
В ожидании гимна
Время до наступления Нового года начинает сжиматься уже с вечера 31 декабря. Из «ленинок» вытягивают столы и расставляют в казармах, как на свадьбах — буквами «П» , «Г» или «И». Это зависит от количества столов и военной фантазии. Откуда-то достают костюм Деда Мороза — короткая эмоциональная разрядка. Снегурочкой здесь быть оскорбительно — коллектив же мужской.
Приходят ответственные офицеры, которые контролируют празднование — такая служба. Из столовой тянут кастрюли с вареным картофелем и жареной курицей. «Засосники» из солдат и сержантов стоят в новогоднюю ночь в нарядах — это те, кто в течение года как-то провинился: опоздал, пришел из увольнения в нетрезвом состоянии и так далее. Таким здесь не завидуют.
После вечерней проверки все поднимаются в казарму, которая до утра закрывается — чтобы никому не захотелось убежать в самоволку на елку. В туалет затягивают чугунную урну: «курилка» теперь здесь. План празднования: еда и телевизор до 2 часов ночи, потом отбой.
Традиционно поздравлять военных приезжает и командир воинской части. Это понимаешь, когда звучит команда дежурного «строиться!». За час до Нового года в казарму входит уже красненький полковник. Дембеля, которые видели прошлый Новый год в армии, слушают поздравление, похожее на прошлогоднее. Но это понимают только они, потому не особенно слушают.
Кроме стандартных пожеланий, второй раз пролетает: «Мы — военные и мужики, и этим мы отличаемся от баб. С Новым годом!»
За столом рассаживаются, согласно срокам службы. Все за столами контролируют дембеля, лучшие сладости лежат возле них. Шесть каналов стандартного телевидения развлекают, как могут. Кто-то звонит домой — мобильники в этот вечер никто не скрывает. Вообще они в армии запрещены. Телевизор транслирует какие-то концерты. Потом — поздравление Лукашенко, гимн. После него приходит Новый год в одну из многочисленных казарм белорусской армии. Большинство ревет гимн просто для смеха — другого эмоционального выхода здесь нет и не может быть. Хотя дембеля найдут возможность пронести алкоголь и напиться в эту короткую ночь. Немного смешных конкурсов на скоростное поедание тортов и сметаны — и отбой.
Новый год под смешанные запахи курева, «Оливье», пота и солдатских тряпок пришел и в казарму. Скоро домой.
Автор фотографий — Сергей Гудилин, hudzilin.com