Половину из них избивали и вымогали деньги. Что происходит в беларуской армии

Боль • Евгения Долгая
Смерть солдата Александра Коржича во время службы вызвала огромный резонанс и спровоцировала дискуссии о неуставных отношениях в армии. РОО «Правовая инициатива» провело свой мониторинг нарушений прав человека во время срочной службы. Посмотрите на эти цифры – половина людей, которые служили в беларуской армии, признаются, что испытывали на себе физическое и эмоциональное насилие.

Расследование дела о смерти 21-летнего солдата Александра Коржича было завершено в апреле. 3 октября 2017 года парня нашли повешенным в подвале воинской части, тогда было три версии: самоубийство, доведение до самоубийства и умышленное убийство. Следователи сделали вывод, что его довели до самоубийства. Мама солдата увидела материалы дела и написала заявление в СК и Администрацию президента о том, что не согласна с результатами, и попросила провести эксгумацию тела и опросить дополнительных свидетелей. Вчера следствие по делу Коржича закрыли, никаких дополнительных исследований не было.

По мотивам этой чудовищной истории «Правовая инициатива» запустила свою анкету и за три месяца мониторинга получила 178 ответов про обстановку в воинских частях по всей Беларуси – полная версия с графиками и статистикой по областям размещена здесь. И эти цифры пугают, поэтому цитируем самое важное.

Кто виноват

На вопрос «Применялось ли в отношении вас или ваших сослуживцев психологическое давление, унижение чести и достоинства личности?» 96 человек из 171 ответили положительно. При этом респонденты могли выбрать вариант ответа, откуда исходило это давление. 64 человека отметили, что унижения были от солдат более ранних призывов (66,7%), 63 участника указали на сержантский состав из срочников (65,6%). Еще 10 человек отметили сержантский состава из контрактников (10,4%), а 33 человека пожаловалось на офицеров (34,4%). 

На вопрос о том, были ли случаи физического давления, истязаний, избиений и насилия в отношении респондентов лично или их сослуживцев, положительно ответили 77 человек из 171. При этом респонденты отвечали, что физическое давление исходило от тех же рядовых более ранних призывов (77,9%), от сержантов-срочников (64,9%); и от сержантского состава, который служит по контракту (5,2%). 

В анкете был вопрос «в чьи руки уходили деньги?» – он относился ко всем финансам, которые солдаты или их родители сдавали «на нужды армии» или просто вынуждены были отдавать «вышестоящим». 50 человек (66,7%) проголосовало за вариант, что деньги уходили «рядовому составу ранних призывов», за сержантский состав срочников было 52 голоса, то есть 69,3%. Сержанты-контрактники забирали деньги шести человек, то есть 8%. Прапорщики – у 13 человек (17,3%), офицеры – у шести человек (8%), а руководство части – у трех человек (4%). 

Из всех основных прав, нарушения которых отметили служившие респонденты, главным оказалось право на жизнь. Оно включает в себя несколько аспектов:

- Проведение независимого, компетентного и эффективного расследования случаев смерти военнослужащих; 
- Поощрение со стороны государства сообщений о нарушениях права на жизнь военнослужащих и разработка мер защиты служащих при сообщении о нарушениях; 
- Принятие мер по недопущению ситуаций, которые могут повлечь нарушение права на жизнь. 
- Свобода от пыток, жестокого, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения. 

56% и 46% респондентов указывают на психологическое и физическое насилие в частях соответственно. Оно совершалось в отношении лично самих респондентов или их сослуживцев. Традиционные армейские ритуалы 53% экс-солдат признали жестокими и причиняющими моральные или физические страдания. Все эти нарушения явно указывают на существование в беларуской армии неуставных взаимоотношений, а то, что такие действия нарушают не только права человека, но и национального законодательства, годами никого внутри военной сферы не беспокоит. Хотя Конституция прямо запрещает пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее человеческое достоинство обращение. А Уголовный кодекс предусматривает наказание по нескольким статьям, под которые подпадают неуставные отношения.

Что делать

После исследования правовая инициатива составила список рекомендаций для Министерства обороны Республики Беларусь, родным военнослужащих и для самих военнослужащих. Насколько их примут к сведению в министерстве, мы не знаем, но процитируем этот список:

Министерству обороны Республики Беларусь:

- Принять меры для быстрой фиксации всех фактов нарушений прав военнослужащих; 
- Проводить быстрое, всестороннее и эффективное расследование фактов неуставных взаимоотношений между военнослужащими, принимать меры для предупреждения подобных действий; 
- Организовать круглосуточную горячую линию для принятия сообщений о нарушении прав военнослужащих; 
- Регулярно посещать воинские части и проводить конфиденциальные беседы с военнослужащими срочной службы на предмет неуставных отношений (пытки, жестокое, бесчеловечное и унижающее достоинство обращение) в армии; 
- Принять шаги к переходу службы в армии на контрактную систему;
- Обновить систему и методы обучения солдат в сторону повышения получения навыков. 

Тем, кто служит прямо сейчас, или кому это только предстоит:

- Не бояться, активно защищать свои права, заявлять о нарушениях (в письменном виде). По возможности пресекать нарушения в отношении других солдат. 

Родным и близким военнослужащих, проходящих срочную службу: 

- Постоянно находиться на связи с теми, кто служит (насколько это возможно – у парней часто просто забирают телефоны). Заранее договориться о наличии секретного слова или фразы, которое означает сложную или угрожающую жизни и здоровью ситуацию и требует немедленных действий;

- Если вы узнали о фактах нарушений прав военнослужащих, сразу же сообщать об этом в Министерство обороны и прокуратуру. Не ждать того, что дело разрешится само – у нас уже есть примеры, когда всё заходило слишком далеко, и волна в СМИ шла только после смерти солдат.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Я боюсь, что Ира умрёт в тюрьме». Мою дочь осудили по статье 328, но сделали это бесчеловечно

Боль • Евгения Долгая

Кажется, материалы про осуждённых по наркотической статье 328 на нашем сайте можно выносить в отдельную рубрику. Но случаи все разные, многие – как этот – очень нетривиальны. Девушка с огромным количеством тяжёлых заболеваний помогла другу купить наркотики в интернет-магазине, но её осудили «за умысел сбыта» и дали 8 лет колонии, несмотря на многочисленные диагнозы. Мы не отрицаем самого факта совершения действия, которое запрещено законом. Мы с матерью героини объясняем, почему это несправедливый приговор, который не учел состояния девушки.