Пройти 10 км, чтобы высидеть яйцо. Игроки в Pokemon GO — трендсеттеры или дебилы?

Боль • Павел Свердлов
Павел Свердлов установил Pokemon GO, чтобы написать статью, — и KYKY потерял редактора. Теперь у него 20 уровень из 40 возможных, и останавливаться он не собирается. Тем временем, в «Зоне Х» выходит сюжет об опасностях, связанных с игрой, а ленты соцсетей полнятся негодованием. Что же люди находят в Pokemon GO — игре, которая захватила мир?

Здравствуйте. Меня зовут Павел, мне 32 года, и я играю в Pokemon GO. У меня двадцатый уровень — это в два раза больше, чем нужно, чтобы устроиться «стажёром по покемонам» в рекламное агентство Gusarov. Я активно играю в Pokemon GO около часа в день — на полчаса больше, чем средний американец. Плюс — я много хожу по городу с включённым экраном. Оказывается, тема этой игры — ходить по городу с включённым экраном, но об этом позже.

Несмотря на то, что в Беларуси Pokemon GO ещё официально не вышла, в Минске уже есть около трёх тысяч игроков, их много и в других городах. Правда, даже суммарно мы не дотягиваем до Москвы, где, для сравнения, играет 180 тысяч человек, хотя игра тоже не вышла. Это целая субкультура. Сейчас хорошо понятно, что разработчики были не готовы к сумасшедшей популярности покемонов: несколько дней назад Pokemon GO вышла в Японии — и сервера легли часа на четыре. Это было впечатляюще. Поэтому мы ждём с пониманием.

Фишки и потенциал игры

Pokemon GO — это командная игра. Есть три команды: красная (Team Valor), желтая (Team Instinct) и синяя (Team Mystic). Команду ты выбираешь после пятого уровня и не можешь изменить. Я выбрал синюю, ничего о ней не зная (как и о двух других). «Мистики» оказались командой офисных работников — это подходит мне по возрасту и мировоззрению, но не очень хорошо в плане игровой стратегии. В двух других командах много школьников, у которых на каникулах много свободного времени. Они развиваются куда быстрее.

Какие у минчан есть стимулы собраться вместе и походить по городу, кроме Pokemon GO? Экскурсия, поход по барам… А с покемонами всё просто: ты спрашиваешь в командном чате, готов ли сегодня кто-нибудь составить тебе компанию, находишь в любом районе города пару-тройку единомышленников — и вперёд. Недавно я играл с двумя программистами в парке Янки Купалы. И прямо за памятником поймал Оникса — лютого с виду, но слабого покемона, огромного змея. Люди знакомятся и весело проводят время с пользой для здоровья. Ведь, как мы помним, нужно много ходить.

Чаты есть у каждой команды. Мы делимся лайфхаками и местами, где «свопятся» редкие покемоны. Не исключено, что команды шпионят друг за другом, добавившись в чаты друг друга фейковыми аккаунтами. Всё это чертовски интересно. Кто не доиграл в детстве в зарницу — добро пожаловать в мир покемонов!

Выход в реал

Что меня больше всего поразило в Pokemon GO — то, как оформлен процесс «высиживания» яиц, из которых появляются покемоны. В игре есть инкубаторы. Кладёшь туда яйцо — и будь добр пройти два, пять или десять километров. Езда не засчитывается — ну, разве что специально плестись на первой передаче в правом ряду. Чем длиннее дистанция — тем круче покемон, который вылупится. Поэтому все, кто играют в Pokemon GO, много ходят. Такими темпами через год-два проблема ожирения будет забыта!

Прогуливаясь по городу, можно собирать всякую игровую мелочь с покестопов: шары для ловли покемонов, «аптечки» для восстановления после сражений за башни, малинка, которой покемона прикармливают, чтобы не убежал. Покестопы распиханы повсюду: у меня есть под окном, но из квартиры не добивает. Чтобы получить «ништяки», нужно, к примеру, вынести мусор.

Приложение показывает тебе, какие покемоны есть близко, но радар в Беларуси не работает. Ты просто видишь список, но никогда не знаешь, идёшь к покемону, на которого положил глаз, или от него. Когда эта опция подключится — в Беларуси, вероятно, тоже появятся толпы, стремящиеся за редкими покемонами.

Пока же ловцы ходят групками по два-три человека. И собираются человек по 20-30 вокруг луров — приманок для покемонов, которые устанавливаются на покестопы. В языке игры насчёт луров прижилось рыбацкое слово «прикармливать». В Минске есть несколько мест, где два-три покестопа расположены рядом — на площади Независимости, возле «Макдональдса» на Немиге, напротив Филармонии, у Комаровского рынка. Луры там горят каждый вечер. Учитывая, что бесплатно игрок получает немного луров, а все остальные нужно покупать за покекойны — валюту Pokemon GO — можно сделать вывод, что игра неплохо монетизируется. Ну, пусть лучше школьники спускают карманные деньги на луры, чем на пиво.

Увидите вокруг фонтана на Комаровке толпу людей, уткнувшихся в телефоны — это покемонщики. Посмотрите на них: они абсолютно безобидны, и агрессия, возникающая в людях, которые «не играли в Pokemon GO» и «не смотрели «Игру престолов», а потому считают себя «нормальными», абсолютно непонятна.

Отношение общества

На днях сюжет о Pokemon GO вышел в «Зоне Х» — программе на первом канале белорусского ТВ, посвящённой происшествиям и криминалу. Там сказали, что «уже многие ведомства высказались против такой виртуальной реальности». А на новость о том, что в Канаде женщина открыла стрельбу по игрокам, собравшимся возле её дома, комментируют в духе «она отпугивала диких зверей».

Ребята, вы чего? «Уровень ненависти в ленте зашкаливает! Хочется спросить наконец, чего вас бомбит-то всех так? Вас лично как касаются эти покемоны? Что вам дает право считать себя выше других людей, называть всех поголовно дебилами и так далее? — спрашивает в своём ФБ минчанка Юлия Полещук. Она, как нетрудно догадаться, тоже играет в покемонов. — ВЫ тратите кучу времени на пропаганду чего? Чтобы человечество не играло в покемонов? Кто тогда дебил?»

Кто дебил — вопрос риторический, но факт остаётся фактом: многие игроков в Pokemon GO осуждают, а некоторые и боятся. Это же Беларусь — здесь непонятного принято бояться. Тем временем, в Екатеринбурге гранитный шар, стоящий напротив Театра драмы, разукрасили под покебол — и городские власти распорядились не смывать краску. Теперь это место — современная достопримечательность.

Фото: segodnya.ua

А попробовал бы у нас кто-нибудь так — попал бы на штраф, а арт-объект уже на следующий день закрасили бы. А нечего!

Выход в реал-2. Башни

Разработчики Pokemon GO предусмотрели для игроков способ зарабатывать покекойны. Для этого нужно захватывать и удерживать контроль над башнями, на языке игры они называются «жимы». Раз в 21 час со своих «жимов» можно снять «ренту» — по 10 покекойнов с каждого. Максимум, который игра позволяет получить за один раз — сто покекойнов, даже если у тебя двадцать башен.

Ночью в Каменной горке за «жимы» идут настоящие войны. Игроки собираются вместе и начинают «отжимать» башни у других команд, другие команды замечают это и направляют опергруппу, чтобы отжать отжатое. Вся эта весёлая кутерьма заканчивается далеко заполночь. Иногда захватываешь «жим» в два часа ночи, а отбивают его в пять утра. Игра не останавливается ни на минуту!

Играть, чтобы не стареть

Мама, узнав, что я играю в Pokemon GO, расстроилась. «Павел, сколько тебе лет, — сказала она. — Это же детская игра, потрать лучше время на что-нибудь полезное!». А мой знакомый француз Реми, с которым мы ловили покемонов на Немиге сегодня утром, сказал, что у человека есть молодость, когда он играет, и старость, когда он плачет. И самый прямой путь к старости — перестать играть.

Кстати, у французов особые отношения с Pokemon GO. Ловлю покемонов они называют «chasse» — охотой. Прямо чувствуешь себя первобытным человеком, выслеживающим тигра в каменных джунглях. Хотя ловля покемонов это, скорее, собирательство.

«Охотники» за покемонами поздно приходят домой, много ходят по городу, много общаются друг с другом. Вспомните: мы так и делали, когда были молодыми! Потом появились дела, машины, свои квартиры — и мы стали как бы отдельно. С друзьями встречаемся редко, и уж тем более никуда не ходим — заказываем столики и сидим в барах. Pokemon GO меняет эту реальность в пользу молодых и бедных. Ну и что в этом плохого?

P. S.: одна из неофициальных целей каждого игрока в Pokemon GO — поймать Пикачу. Покемон он слабый, совсем не боевой, так что это скорее для коллекции, чем для дела. Словить его можно в самом начале игры: если вместо того, чтобы бросить шар в одного из трёх стартовых покемонов, отправиться погулять, пикачу появится сам. Кто этого не сделал — ищет пикачу долго и мучительно. У меня он появился на радаре позавчера, возле кинотеатра «Берестье». Как мы помним, точного расположения покемона радар в Беларуси не даёт — на него можно только наткнуться, гуляя по округе. И в этот раз я таки наткнулся на пикачу. И поймал его. А потом, оглядевшись, встретился глазами с мужчиной лет сорока, который приехал к «Берестью» на велосипеде и остановился в метре от меня. Мы посмотрели друг на друга и всё поняли. Поулыбались, и каждый поехал своей дорогой. Это было душевно.

P.S.-2: Бонус на русско-покемонском языке:


Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Мы вернулись в редакцию пьяные и начали с фразы: «В Турции случился военный онлайн». Илья Красильщик о том, как делают сайт Meduza

Боль • редакция KYKY

Как работает латвийско-русский сайт Meduza.io? Почему Галина Тимченко ушла с поста главреда? Наконец, когда на «Медузе» можно будет увидеть название «Беларусь» вместо «Белоруссия»? Это была одна из немногих публичных бесед в Минске, когда гости задавали спикеру умные вопросы. Поскольку KYKY на FSP модерировал беседу с издателем сайта Ильей Красильщиком, предлагаем практически полную ее расшифровку.