Стикер яблока вместо глаз. Почему родители скрывают лица детей в социальных сетях

Боль • Янина Смайл

«В интересное время живём, господа: кто-то строит корабль для полёта на Марс, кому-то вручают Нобелевскую премию за прорыв в изучении рака, а мои бывшие одноклассники в Инстаграме лепят на лица своих детей эмодзи». KYKY разбирается, откуда на фото чужих детей появляются стикеры яблочек, солнышек и тигрят.

Однажды я попыталась сделать фото новорожденного племянника, брат вырвал у меня телефон и пошутил, что нанесёт мне какое-нибудь увечье, если узнает хотя бы про один снимок сына, пока тому не исполнится год. На вопрос, что с ребенком может сделать камера в моем телефоне, брат ответил: «Ты же опубликуешь фото в своем инстаграме! Там и сглазить могут». Религиозность моего брата среднестатистическая, и у нее есть два проявления: на Пасху он красит яйца и просит супругу испечь куличи. Третьей ступенькой в его вере стал запрет фотографировать младенца.

Через неделю я заметила в профиле брата фото с коляской, и спросила, разве аккаунт отца ребенка де-факто защищен от сглаза? Мне пояснили, что главное – не показывать лицо. Ситуация стала напоминать цензуру на соски: ты можешь выложить полностью обнажённое фото с открытой грудью, но обязана ширмой прикрыть соски. Возможно, это тоже от сглаза.

 

После этого религиозного мини-конфликта с братом я стала замечать: очень многие родители публикуют в социальных сетях фото мизинца, спины, левой коленки – чего угодно, только не лица своего ребенка. Так поступает и совсем уж не медийные беларусы из Дрогичина, и лидер Объединённой гражданской партии Анатолий Лебедько. 

Но многие из них нашли упоротый в своей изысканности выход: они стали закрывать лица детей эмодзи. Чаще всего – в виде сердечка или солнышка. Бейонсе и Ким Кардашьян. Получить ответ лично у Бейонс мы не надеемся, так что спросили у беларусок, зачем это делают они.

Версия 1. Чтобы не сглазили

Религия – главная причина морды барсука или наклейки солнышка на лице новорожденного ребенка. По крайней мере, в это верят молодые родители. Правда, у современной христианской веры понятия «сглаз» не существует, так что они в душе куда больше язычники, чем православные. Считается, что в мусульманстве лицо ребенка тоже не стоит светить на весь мир. Но массово использовать эмодзи стало как раз мусульманство постсоветское.

Ольга из Слуцка рассказывает: «Пока ребенок не крещенный, он очень уязвим к чужим взглядам и мыслям». Оказывается, некоторые пары убеждены, что через селфи можно украсть душу вашего младенца, но придется успеть до того, пока поп не окропит его лоб святой водой. На языке матерей выражение «украсть душу» означает болезнь или даже смерть ребенка.

Алина из Барановичей поясняет: «Кто-то увидит дочь и подумает про нее хорошо, тогда и с ней все в порядке. А кто-то подумает плохое – и потом ребенок беспокойный становится». Сама Алина утверждает, что в эти приметы не верит. Но с истинно беларуским постоянством продолжает постить на страницу ребенка с сердечком вместо лица. Интересуемся, почему – «Свекровь сказала не выставлять дочь на всеобщее обозрение».

А вот Мария из Минска в суеверия верит: «До года сын на чужой взгляд плакал, орал вечерами. Помню, были у зубного, там человек 15 в очереди – после всех «глаз» вечером шел и об угол стола лицом ударился! Зимой проще, люди на ребенка вообще не смотрят, а вот летом… Поэтому и не показываю его фото». Журналисту в риторике этих матерей очень просто рассмотреть параллели с логикой российской идеологии: в стране упал ВВП – это Америка сглазила.

Версия 2. Чтобы бывший не навёл порчу

Ольга из Слуцка уверена, что ребенку могут навредить нарочно экс-мужья и жёны: «Мне не хочется, чтобы бывшие видели лицо малыша, так как могут начать завидовать. В моей жизни такое точно может случиться. А от зависти люди наводят порчу, которая может подействовать, пока ребенок не защищен (читать – «не крещен» – прим. KYKY). Конкретных последствий порчи матери не назвали, но в лидеры выбились два их предположения: «дочь не выйдет замуж» и «у ребёнка не будет денег». Так что если вы одиноки и не богаты, возможно, все дело в том, что ваша мама показывала друзьям детские фото. Ну, знаете, такие, где вы голенький и сидите на горшке или первый раз встали на коленки на диване.

 

Юлия из Минска признаётся, что до беременности не верила в порчу, но после рождения ребенка всё же сменила полярность. «Когда была беременна, мне часто поступали угрозы о том, на моего ребенка что-то нашепчут. Он родился – и, чтобы лишний раз обезопасить семью, я решила, что лучше не показывать его лицо в социальных сетях». Возможно, после рождения детей в пакет инстинкта самосохранения включается и боязнь порчи – я пока не проверила опытным путём.

Версия 3. Чтобы сын не вырос маньяком

Еще одна причина, зачем закрывать лица детям, – слабая аура новорожденных. Не путать с душой! Как утверждает Вера из Светлогорска, дети, которым еще не исполнился год, «впитывают в себя чужую негативную энергетику», из-за чего могут вырасти злыми или «даже маньяками». Да, в этом городе верят, что ребенок может стать серийным убийцей из фильма Триера, если кто-нибудь увидит его фото-портрет в Инстаграме (и не поставит лайк – Прим. KYKY). Чтобы проверить эту теорию на примесь народной мудрости, я обратилась к поколению своей бабушки – но эти дамы меня отшили: «Тенденция оберегать ауру началась недавно. Мы в это не верим».

 

Действительно, изучением ауры британские ученые занялись относительно недавно, но уже осмелились предположить, что у младенцев аура намного сильнее, чем у взрослого человека – потому что они не успели совершить ничего дурного. Юнг же в свое время считал, что понятие «аура» – плебейская трактовка его любимого понятия «архетип». В общем, наука допускает существование ауры, но пока никто, даже в Британии, не выявил, как её сила разгорается по мере взросления и можно ли испортить её через селфи.

Версия 4. Чтобы сохранить интригу

Среди прочих причин эмодзи-анонимайзинга Ольга из Слуцка назвала вполне неожиданную: «Ну, и чтобы сохранить интригу». Надо признать, эта версия показалась довольно правдоподобной – по крайней мере, вполне допустимой. Ведь любой, кто общался с молодой мамой, знает: восторг, который она испытывает от первой реакции людей на ее ребенка, мог бы питать энергией всю Нигерию. А удовольствие от оффлайновой похвалы всё же приносит больше эндорфинов, чем приятный комментарий в Инстаграме. К тому же вдруг кто-то из комментаторов заметит, что ребенок куда больше похож на соседа?

Версия 5. Чтобы не оказаться на билборде бесплатно

Реальная история: беларуский ведущий Евгений Перлин (да, тот самый, который ведёт беларуское вечернее шоу с российской повесткой «Макаёнка,9») обнаружил своё фото с девушкой в рекламе «Царского золота». Прав на использование снимков он, разумеется, не давал (благо, хоть его фотограф таки выиграла этот суд). Из-за подобных историй некоторые родители намеренно закрывают лица детей на фото, чтобы их не использовали для коммерческой выгоды. Ну, или использовали, но за «дебют» их младенца на таблоидах непременно платили. Конечно, это больше относится к известным персонам – на их присутствие с едва родившимися детьми на обложке глянец устраивает чуть ли не аукцион.

 

Еще одна причина, о которой мне напоминают молодые мамы, – использование фото из соцсетей в СМИ. «Я не хочу, чтобы моим сыном проиллюстрировали текст о домашнем насилии», – сказала Марина из Барановичей. И тут её опасения полностью оправданы: вставка постов из открытых аккаунтов Инстаграма абсолютно легальна. Вопрос лишь в том, какое изображение попадёт в медиа: лицо вашего ребёнка или эмодзи яблочка.

Версия 6. Чтобы быть в тренде

Когда родители говорили, что они не суеверные, но считают смайл на фото ребенка необходимостью, я спрашивала: «Может быть, все дело в тренде?». Никто не ответил утвердительно, но давайте смотреть правде в глаза. Инстаграм – это максимально приближённая модель коммунизма: все живут одинаково, постят одинаковые фото и стремятся перевыполнить план лайков.

 

Родители, с которыми я общалась, тоже считают, что некоторые беларуски публикуют в инстаграме снимки детей со стикерами, потому что так делают их подруги, а значит – это модно. С другой стороны, в 2016 году в постоянной экспозиции Нью-Йоркского музея современного искусства появилась коллекция эмозди. И она все еще выставлена в соседнем корридорчике от Пабло Пикассо и Джексона Поллока. Но едва ли Пикассо рад этому соседству, правда?

Версия 7. Чтобы не нарушать право ребенка на выбор фото

Некоторые родители считают неэтичным выкладывать фото своих детей без их разрешения. Даже младенцев. Опустим то, что многие из них крестят детей без их соглашения. И, если заходить совсем уж далеко – определяют за них гендерную идентичность. Ну это действительно уже совсем другой разговор.

Вы всё верно понимаете: если на снимке лицо закрывает эмодзи или фото сделано со спины – ничьи чувства не задеты. Сравните: ваши детские снимки нужно постараться отыскать в семейном альбоме, а нынешние дети вырастут до пубертатного возраста – и вполне возможно, что в школе их начнут буллить за одну неудачную фотографию у мамы в профиле.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Публикация от Zhuro Kate (@zhuro_kate)

 

Надо сказать, и в медиа, и в соцстетях сейчас активно идёт дискуссия, что вместо реального воспитания ребенка, родители слишком много внимания стали уделять публичным постам про цвет его продуктов жизнедеятельности. Проблема этого эксгибиционизма, простите, «овуляшек» (из фольклора слов не выкинешь – так их принято называть) в том, что они не задумываются о личных границах всех людей своей френд-ленты. Некоторые мамы и папы понимают, что это плохо отразится и на общении с френдами, и на взаимоотношениях с ребенком – поэтому сдерживают себя в публикации любых постов о детях, в том числе и фотографий.

Версия 8. Чтобы ребёнок был в безопасности

Удивительно, но никто из опрошенных родителей об этом не сказал, хотя это действительно важная причина. Не будем ударяться в паранойю, но ребёнка могут выследить, например, педофилы. И тут проблема посерьёзнее эмодзи на лице: в группе риска оказываются все, кто постит фото детей и ставит геотег школы, в которую те постоянно ходят. Или выкладывают фото детей в купальниках или плавках – увы, есть категории людей с незаконными пристрастиями, которым нравятся такие снимки. Совсем не думать об этом очень недальновидно, хотя и перестраховаться полностью от всех гипотетических традегий не выйдет.

 

С большой долей вероятности вы подумали о том, зачем эти родители вообще постят фото своих детей. Но тут всё гораздо проще: мы живём в эпоху, когда о каждом новом статусе принято заявлять вслух. Ну представьте себе родителя, который вообще никак не проинформирует Вселенную о том, что у него родилась дочь! Кстати, когда моему племяннику исполнился год, брат позвонил и сообщил, что теперь его можно фотографировать. А я, пожалуй, сфотографирую племянника с отцом и налеплю второму на лицо вот этот эмодзи 💩.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Вы теперь – созависимый. Инструкция по выживанию в отношениях с наркоманом

Боль • Евгений Молчанов

«Я видел, как падают самолеты. Я сам был в таком самолете», – поют СБПЧ в треке «Вечный взрыв». Всё это до парадокса чётко описывает жизнь с зависимым человеком. Если вы сталкивались с такой бедой, знаете: когда в семье есть наркоман или алкоголик, жизнь всех её членов рано или поздно зацикливается на нём одном. Но что делать, если вы только начали отношения и выяснили, что у партнёра зависимость? Евгений Молчанов рассказывает историю своего опыта.