Муай-тай и кикбоксинг. Для тех, кто готов воспринимать драку как игру
Чтобы расставить точки над i, сразу уточним: муай-тай и тайский бокс – это одно и то же, просто муай-тай звучит загадочнее. Сергей Гур объясняет: «Тайский бокс – это разновидность игры, которая включает в себя ударную технику. Есть определенные правила: на соревнованиях судьи отдают предпочтения ударам ногами и коленями». В этом, собственно, и есть фишка тайского бокса – здесь присутствуют такие удары, в отличие от бокса обычного. Еще в муай-тае есть удары кулаками и локтями, а вот в кикбоксинге, например, исключены удары коленями и локтями. То есть по идее тайский бокс предлагает нам взять от наших конечностей максимум.
В кикбоксинг 7-8 лет назад ввели раздел К-1. Это значит, что во время поединка можно допустить один удар локтем и один – коленом, но есть условие – без захвата соперника. «Условно: ты боксируешь, оп – у тебя соперник рядом, и ты можешь ударить его коленом», – объясняет Сергей.
«Безусловно, это добавляет уверенности, – отзывается Сергей о занятиях боевыми искусствами. – Когда боксируешь по подушке, происходит разрядка, выброс эмоций, негативных, если они были».
Возможно, этот аспект привлекает в единоборства девушек: у Сергея есть примеры, когда вроде хрупкие с виду барышни за короткий срок учатся сильно бить и руками, и ногами. К тому же, тайский бокс полезен не только с точки зрения борьбы: на тренировках занимаются разными упражнениями, в том числе и растяжкой.
«Больше всего я хочу объяснить всем, что это спортивная игра, – еще раз подчеркивает Сергей.
– Мы не деремся. Мы надеваем перчатки и играем: попал в область головы – одно очко, попал ногой точно по ноге – тоже очко, ногой в живот – это тоже очко.
Когда человек занимается и видит в этом не драку, тогда у него получается рост, он учится этому искусству быстрее. А когда человек приходит (особенно парни, молодежь), бывает: посмотрел фильм про тайский бокс, на площадке возле дома поделал имитацию ударов, думает, что он уже умеет, и пришел на занятие, чтобы научиться драться. Тогда у него развиваться в этом виде спорта получается дольше».
Кроссфит. Для тех, кого не пугают слова «цикл» и «дисциплина»
«Кроссфит как направление развивается достаточно недавно во всем мире, и в Беларусь он пришел буквально 2-3 года назад», – начинает Александр Рабушко. Беларусь вовремя словила тренд, и мы в теме. Отличный повод заинтересоваться кроссфитом, не так уж часто такое происходит! По словам тренера, сейчас в Минске есть всего 6-7 толковых залов, где кроссфит представлен как отдельное направление для желающих подкачаться. Это если не считать кучу тренеров, «которые пропагандируют свой фитнес как кроссфит».
Александр предлагает обратиться к термину: кросс – смешанный, фит – «ну, типа фитнес». Так все гораздо понятнее: выходит, кроссфит – эдакое смешение элементов практически всех индивидуальных видов спорта, начиная от гимнастики, заканчивая тяжелой атлетикой. Конечно, в кроссфите появились и свои фишки, которыми, может, и пользовались раньше, но с приходом кроссфита они стали популярнее. К таким, например, можно отнести берпи. (Бёрпи – достаточно известное упражнение из плеометрики, но раньше его знали и применяли фитнесисты высокого уровня, а сейчас знают все, кто более менее знаком со спортом – прим. Александра).
Тренер подчеркивает: «Кроссфит – универсальный фитнес. Он может подготовить человека любого уровня к любым физическим нагрузкам. Если вы хотите «кубики» или красивое тело, то кроссфит не об этом. Здесь важно то, что ты можешь». Сам Александр, к слову, и не выглядит как образцово-показательный качок: просто видно, что он здоровый (во всех смыслах слова) и физически развитый мужчина.
«С точки зрения обывателя, отличие кроссфита от обычного тренажерного зала – то, что здесь нет тяжелых, громоздких тренажеров. И главное, у нас групповые программы – по 5-6 человек, потому что уследить за каждым, когда занимается 10-20 человек, нереально. Программа, в общем, расписана на год, есть циклы. Если в двух словах, грубо, то выглядит так: первый месяц мы работаем над растяжкой, второй месяц мы работаем над техникой, третий – над силой. Потом все это комбинируем, и пошли сначала». Филонить тут не получится: пропускаешь занятие – недоработал какой-то навык. В этом плане кроссфит железно разовьет дисциплину. «Правильно – тренироваться три раза в неделю на 70% своей мощности, чем один раз, но выкладываться на 100%».
В кроссфите немного отошли от советской школы развития пяти стандартных навыков вроде силы и скорости. На этих тренировках придется развивать десять качеств. «Правильно это или неправильно – не мне судить», – замечает Александр. Например, характеристики «баланс» вне кроссфита не существует. Хотя во многих упражнениях именно его часто и не хватает – странно, что еще несколько лет назад о такому параметру не уделялось должное внимание. Над балансом работают много: занимаясь кроссфитом, ты должен в итоге научиться стоять и ходить на руках. Александр замечает, что парни в основном приходят после тренажерок и очень зажаты в плане выполнения упражнений на гибкость и баланс – привыкли тягать штангу туда-сюда. Зато девушки с удовольствием пробуют новые упражнения и не стоят в сторонке.
«Многие, начитавшись форумов в интернете, но ни разу не бывшие на тренировках по кроссфиту, думают, что мы приходим в спортзал, размялись – и давай тут упарываться, пока кто-нибудь в обморок не упадет», – Александр явно недоволен имиджем кроссфита у населения.
«Да, у нас есть жесткие тренировки: когда есть задание и его нужно сделать за максимально короткое время. Но для неподготовленных людей я стараюсь давать такие задания не чаще раза в месяц и только по прошествии первого адаптационного цикла».
Может быть, кроссфит кажется чем-то страшным и очень сложным, но Александр не советует делать такой вывод. Во-первых, он охотно показывает, каким инвентарем можно пользоваться, если ты еще, скажем, не силен: для подтягиваний девушкам предлагаются прикольные резинки, на которых можно висеть. А во-вторых (и это важно!), регулярные тренировки по кроссфиту позволяют не трястись над каждым куском вредной еды, потому что все моментально сожжется в зале. Какая-нибудь вредная колбаса пару раз в неделю не помешает стать сильным и ловким. Тренер в том числе и не поддерживает палеодиету, (современная версия рациона пещерного человека – прим. KYKY) нередко сопутствующую кроссфиту в разных журналах. Главное, что Александр подчеркивает: рацион все равно должен быть сбалансирован – и для здоровья, и для качественных результатов тренировок. А еще – то, что этот разговор о кроссфите очень беглый: тем, кто хочет узнать всё-всё, нужно прийти и попробовать на практике.
Воркаут. Для тех, кто хочет побыть ласточкой или самолетом
«Воркаут – это тренировки на турнике и брусьях, включающие как базовые упражнения в виде подтягиваний и отжиманий, так и силовые элементы любой сложности, где количество связок и вариаций выполнений огромно и ограничивается лишь фантазией», – объясняет Артем. Чем-то похоже на кроссфит, только в лайт-версии: без тяжелой атлетики, штанг и прочего инвентаря. По крайней мере, пока кажется так.
Молодой человек сразу подчеркивает: «Это спортивное молодёжное движение, не профессиональный спорт. Это нужно чётко понимать». Видимо, этим объясняется, что ограничений в воркауте нет совершенно никаких: «Заниматься может любой желающий в меру своего здоровья, и самое главное – нужно это учитывать и брать во внимание при организации тренировочного процесса». Причем, «если здоровье хоть в космос отправляй», то со временем будет под силу любой элемент. Их, кстати, очень много, но самые распространенные такие: передний вис на двух и одной руке, ласточка на одной и двух руках, самолёт, горизонт, выходы силой различной вариации. Маловато? Ну тогда делайте комбинации из этих элементов – и будет вам счастье!
Если озаботиться приличной площадкой для занятий, воркаут приносит максимальный профит, особенно если речь идет о силовых показателях. Можно, например, бицуху прокачать – говорят, настоящим мужикам она нужна. В теплое время года заниматься можно на улице, ну а зимой надо подыскивать зал с нужным оборудованием (турники, брусья и маты). Кстати, Артем отмечает, что, помимо красивого рельефного тела, турник еще и добавит эффектных элементов в вашу спортивную практику. Весь этот лоск в воркауте тоже важен: за последние пять лет по этому виду спорта стали проводить много соревнований, а компании-спонсоры не скупятся на призовые фонды. «Оценивается сложность элемента, качество исполнения, зрелищность связок и переходов из элемента в элемент», – объясняет Артем.
Молодой человек, помимо личного развития, помогает новичкам в их тренировках: «Конечно, начинать свои занятия, как и в любой спортивной сфере, стоит с человеком, который освоил воркаут на профессиональном уровне. Такой «тренер» поможет вам избежать ненужных травм и бессмысленных усилий там, где это не нужно, поставит технику исполнения и подстрахует, когда вы будете только постигать азы».
Занимаются воркаутом не только парни, как может показаться, девушки тоже не отстают. Проводятся соревнования и среди них. Артем отмечает, что воркаут – это не про мужеподобных атлеток: «Всё зависит от нагрузок. Если они достаточно умеренные, то мужеподобной никто не станет. Это всё-таки не бодибилдинг». То, как выглядит Маша Глинская, чемпионка Беларуси по воркауту, вполне себе подтверждает слова Артема. Если кто-то все еще не решился начать заниматься спортом, то, может, это мотивирует?
Старший тренер клуба «Волат» Виталий Рак: «Я за то, чтобы человек хоть чем-то занимался»
Виталий, услышав, что мы собираемся говорить о спорте, не смог сдержать свои чувства. Сегодня он занимается каратэ и тренирует только по этому направлению. Но насчет популярности необычных единоборств и видов спорта вообще не молчит: «Люди зачастую реагируют на что-то новое. Сейчас в Минске достаточно большой выбор, чем заняться. Может, есть где-то и побольше, но если сравнивать с тем, что было хотя бы 15 лет назад… Люди были готовы ездить в секцию каратэ на другой конец города, потому что ничего рядом не было».
«Сейчас я с грустью констатирую, что меньше стало народа, который хочет реально чем-то заниматься, – продолжает сокрушаться Виталий. – Очень много молодежи сидят в «Вконтакте» и не занимают никакую активную позицию. Если я раньше приходил в школы, приглашал детей, и с 1-6 класса почти каждый хотел заниматься, то сейчас – буквально несколько человек. Это в младших классах! В старших – редко даже, если 1-2 человека. Спрашиваешь у учителя, занимаются ли они чем-нибудь. Нет, ничем не занимаются. То есть они просто сидят в компьютерных играх и уходят в виртуальный мир».
«Единоборства дают комплексное развитие. Я – за него. На мой взгляд, заниматься на тренажерах – не так функционально. Но, вообще, я за то, чтобы человек хоть чем-то занимался. Если у него есть выбор, ходить в тренажерку или сидеть в «Вконтакте» или пьянствовать, то… Сейчас как раз сезон пошел: выйдешь в пятницу вечером и увидишь, что большинство молодежи, выпившие, праздно шатается по улицам. Не в том направлении двигаются. Я за развитие людей, а не за деградацию.
Мне кажется, что в Беларуси – это даже не вопрос идеологии какой-то, просто больше населения стремится в сторону деградации, чем развития.
Все любят отдыхать, попить чего-нибудь… Даже если взять простой бег, то у нас, конечно, бегают люди, но не так много, как в Америке, Европе».
А вообще, если кого-то интересует еще более модная «физуха», чем кроссфит и муай-тай, то Виталий поделился планами. Скоро в Минске впервые появятся занятия по современному мечевому бою: это когда, имитируя рыцарские бои, рубятся на мечах, только вместо настоящих мечей и доспехов – специальная мягкая экипировка.