Примерно семь из десяти иммигрантов рассказывают совершенно не success story. В первую очередь тяготы связаны с адаптацией, банковскими счетами, официальным трудоустройством и, конечно, поиском подходящего жилья. На втором месте коммуникабельность – сложно привыкать к менталитету, обзаводиться знакомыми и друзьями среди местных, находить общий язык. Недавно переехавшие выглядят не лучшим образом: некоторые подсаживаются на алкоголь или наркотики, чтобы снять нагрузку и забыться, многие просто пашут на двух-трех неофициальных работах, чтобы выжить. Тем не менее, есть и удачные примеры, когда люди ехали на предварительно найденную работу или обучение, развивались, получали вид на жительство и в конечном итоге становились полноправными гражданами других стран. Но это – зазеркалье их жизни.
Перегонщик из Каунаса
«Мне 25, я занимаюсь перегоном машин в Беларусь и Россию и часто у вас бываю. Вы классно живете, я даже думал работу в Минске подыскивать и получить вид на жительство... У нас средняя зарплата в городе – 750-800 лит, это где-то три ваших миллиона. А за коммуналку зимой, бывает, платим по 500 лит – вот и живем на ваших 700 тысяч в месяц. Это как бы реально, но во многом приходится себе отказывать. Нормальную работу не найти, а все, у кого была хотя бы минимальная возможность смотаться западнее – смотались. Я остался, не могу уехать из-за родителей. В Минск еще переехал бы, но заморочек с визой и жильем много, а в ЕС везде нужно много работать, чтобы зарабатывать. Конечно, бизнеса много и условия создания полояльнее, чем у вас, но на уровень жизни среднестатистических граждан это вообще никак не влияет.
Ну со шмотками у нас проще, с продуктами – дешевле, чем в Минске. А вообще, как говорил один мой старый приятель про беларуских бабушек-пенсионерок: «То ли купить поесть, то ли новые валенки».
Если нигде не халтурить, прожить нереально. Молодежь у нас занимается чем угодно (кто татуировки бьет, кто на заработки ездит), но работу внутри города найти даже и не пытается. Некоторые еще в Вильнюс мотают, в кабаках работают. Там официанты, бармены всякие, могут и в гостиничную сферу идти, но большинство ищет выходы на месте. Когда от беларусов я слышу, что в Литве хорошо, не знаю, что делать: смеяться или плакать. У всех по-разному, но лично я в Беларуси вижу больше реальных возможностей для заработка и развития, чем в Литве. А когда вы приезжаете как туристы на пару-тройку дней, вам, конечно, хорошо – по барам и музеям походить. А тут нужно пожить хотя бы пару месяцев, чтобы состояние страны прочувствовать».
Образованная леди из Брюгге
«Я минчанка и иммигрировала достаточно давно. Сначала в Нидерланды, там получила отличное образование и вид на жительство, потом переехала в Бельгию. Думаю продавать дом в Брюгге и переезжать в Брюссель, там веселее. Работаю в туристическом бизнесе, сдаю комнату на третьем этаже, денег хватает. В Минске бываю очень редко и там я вообще могу себе позволить все! Здесь только позавтракать стоит 20 евро, а там у вас день можно жить и практически ни в чем себе не отказывать. Я очень рада, что когда-то родители настояли на заграничном образовании, возвращаться в Беларусь не собираюсь даже в старости. Ты обратил внимание, что мой дом находится недалеко от исторического центра? Это самая дорогая недвижимость в Брюгге. Я собрала на него сама, с кредитом, но с ним уже покончено. А смогла бы я сделать это в Минске за десять лет? Если говорить об иммигрантах, то в Бельгии нам достаточно просто, конечно, если не сидеть на шее у государства, а приносить вклад. Хотя без образования ты здесь никому не нужен, потому что разнорабочих хватает. Просто так никуда не устроишься и пособие тебе просто так не дадут. А вот если у тебя есть, например, MBA – милости просим. Ни разу не пожалела, что иммигрировала».
Русский поляк в Мадриде
«Я русский, но большую часть жизни прожил в Польше, а потом по дурости рванул в Испанию, когда границы открыли. Вон, видишь ту лавочку? Да, на которой спит бомж. Раньше, на ней спал я. Потом женился на испанке и нам дали что-то вроде социального жилья. Жизнь более-менее начала налаживаться, но я до сих пор работаю за копейки по местным меркам. Мадрид дорогой. В прошлом году был в Барсе – там все дешевле практически в два раза, а на юге вообще банка пива – 50 центов…
Видишь, как я выгляжу? А мне пятидесяти нет. Это вообще польский иммигрантский квартал и делать здесь нечего. Туристы обычно сюда не заходят. Здешних и на работу брать не сильно хотят, когда узнают, что отсюда. Здесь же нет ничего, один клуб-сарай для панков, напротив – дом с проститутками и пара небольших магазинов, ну и столовая. Выйдешь за квартал: кафе на каждом шагу, инфраструктура. Переезжал бы я в Испанию, если откатить время назад? Да никогда! В Польше было все, а здесь почти за двадцать лет – ничего».
Рижская продавщица
«А зачем мне латышский язык? Ни я, ни муж, его не знаем. Дети – да, но не сказала бы, что хорошо. Им иногда нужно, они учатся, подрабатывают, а нам зачем? Мы всю жизнь здесь живем и разговариваем на русском. Все друзья на русском говорят! Да и вообще, в нашем доме чистых латышей я не встречала. На работу устроиться тут не проблема, неважно, знаешь язык или нет, да и в быту тоже языковых барьеров нет. Но в Риге не очень хорошо с экономикой.
Глянь, видишь бомжей по берегу Даугавы? Так вот они еще с советскими паспортами. Как на евро перешли, так вообще все в край пошло: цены выросли, работы стало меньше, коммунальные услуги дороже, да и вообще все услуги.
Тяжело, конечно. Нас обманули в свое время, нужно было в Литве оставаться в 80-х, так нет, дернуло нас в Латвию. Хотя знаешь, мне здесь нравится. По латвийским меркам, мы живем ниже среднего, ну или с натяжкой на средний уровень. Но у меня есть родственники в России, живущие как бы выше среднего, а позволить себе слетать в отпуск на юг не могут. Мы можем, поэтому я даже не знаю, как правильно объяснить средний латвийский уровень жизни…»
Аргентинская Уэска
«Мне здесь отлично! Купил дом в пригороде, есть мотоцикл, машина, свой музыкальный коллектив, работаю в Макдональдсе. Здесь всегда свежее мясо на рынке, а я очень люблю готовить. Денег хватает. Город очень маленький – население около 50 тысяч и, если ты не заметил, тут вообще нет туристов. Крайне редкие залетные случаи, потому что даже о праздниках вроде Дня Сан-Лоренцо никто не знает. В Аргентину я точно не вернусь, мне здесь очень нравится… Смотри, прямо возле дома – бассейн, он нескольким домам принадлежит, чужих тут нет, но его запирают… хочешь, дам тебе ключи? Уэска не бедствует, работы всем хватает, ну и вокруг самые богатые города Испании – Барселона, Бильбао. Для Испании 250-300 км – вообще не расстояние, так что я частенько выбираюсь к морю. Здесь и зарплаты хорошие. В Аргентине в Макдональдсе столько не заработаешь, чтобы тебе на все хватало и еще отложить».
Украинец из Барселоны
«Извини, я не могу продать тебе гашиш – меня пасут, но можешь зайти вечером в гости. Я уже тут два года, родители купили квартиру в пригороде. Планировал учиться, но оказалось дорого, поэтому вот, стаю возле ресторана, работаю зазывалой. В сезон отлично выходит, ну и тут рядом Рамбла, так что туристов всегда хватает, а я как бы процент получаю. Жить здесь лучше, чем в Киеве. Море рядом, постоянные новые знакомства, жизнь на расслабоне.
Правда, мне уже почти 30, а что делать дальше – не знаю. Учиться точно не пойду – дорого, но и работать всю жизнь зазывалой не будешь.
Сейчас еще вопросы с документами решаю. За два года на пустом месте паспорт не получишь, сам понимаешь. Чего не хватает, так это постоянных друзей и, может быть, долгих романтических отношений. С другой стороны, были у меня отношения в Украине: долгие, честные, романтические. Толка ноль, все равно потом разбегались. Да и друзья – явление тонкое. Что я с ними в Киеве делал? Сейчас даже и вспомнить не могу. Мне никогда тут не было тяжело, хотя перед отлетом читал, как тяжела жизнь иммигранта. Ну, может потому что квартира есть, за аренду платить не нужно. Сначала немного поработал в кофешопе (их тут много), но это оказалось сложно, потому что куришь-не куришь, все равно обдолбанный 24/7. Поэтому последние года полтора я зазывала. Пока все устраивает, но чувствую, что нужно развиваться».