В Берлине вечеринки проходят во все дни недели, а в выходные нужно выбирать между тремя, а то и пятью одинаково интересными пати. Тусоваться обычно начинают в четверг, заканчивают в субботу. Воскресенье в Берлине - менее оживленный день, когда люди выходят в город группкой близких друзей. В Минске я даже чаще ходила танцевать, чем здесь. В Минске чувство принадлежности к клубному движению связано, прежде всего, с музыкой, коммьюнити и стилем поведения, а в Берлине – с дизайном и идеологией клуба. Психологическое выгорание – один из частых синдромов местных тусовщиков. Экстази, популярный среди тусовщиков наркотик местного производства, драг-диллеры продают в клубах и на рэйвах. Была даже создана специальная волонтёрская служба, помогающая тем, кто страдает от обезвоживания, перебрал наркотиков или принял, как в фильме «Berlin Calling», странно действующие вещества.
Жёсткая политика лицензирования музыкальных треков, которая проводится организацией GEMA – заметная палка в колесо клубной жизни Германии. Ими был был введён специальный ди-джей-тариф, якобы для защиты авторских прав на сводимые мелодии. В результате деятельности GEMA даже на youtube многие музыкальные видео в Германии не открываются. В Берлине поход в клуб носит больше социальных, чем развлекательных функций. Здесь важно, где и с кем вы бываете в обществе. В Минске же гораздо более важен внешний вид.
Как одеваются в клубы
Большая часть населения Германии – протестанты, с этим, скорее всего, связан неброский стиль одежды. Мальчики и девочки одеваются в стиле унисекс, небрежно и ригористично, при этом гетеросексуалки отдают гораздо большее предпочтение мужскому стилю, нежели лесбиянки.
Такие серые неброские вещи стоят обычно очень дорого, потому что они этически и экологически чистого производства, сделаны из естественных материалов, часто вручную. Если вы видели коллекции Ёдзи Ямамото, то можете представить себе берлинский стиль одежды.
Каждая модница непременно должна иметь плащик-пончо в виде застиранного шерстяного одеялка. Мальчики предпочитают стиль бродяги-попрошайки с непременной затасканной шерстяной шапочкой, даже летом.
Астеничные ребята, одевающиеся под Карла Лагерфельда, и хипстеры, одевающиеся под Ива Сен Лорана, – это два разных мира в Берлине, две системы ценностей: воинов и битников. В Минске девочки и мальчики одеваются с большим акцентом на гендер, предпочтительным является формальный стиль. Поэтому минские тусовщики выглядели бы в берлинский клубах разодетыми в пух и прах.
Религиозное паломничество в клубе «Tresor»
Я подписалась на интернет-рассылку легендарного берлинского техно-клуба «Трезор» ещё в 2007 году, когда работала в Минске. Минимал-техно был тогда в моде среди офисных работников. Сейчас я живу в Берлине, но бываю в «Tresor» редко – поменялись музыкальные вкусы, да и туристический интерес прошёл. Я слушаю больше хаус-музыки, а когда выбираюсь на вечеринку, всегда прикидываю, какой шанс встретить там людей, которых не хочу видеть.
«Tresor» - один из старейших берлинских клубов, отпраздновал на этих выходных 23-летие. Стиль музыки, пропагандируемый на трех танцполах клуба, мало поменялся за это время: немецкое техно является вторым после баночного пива продуктом на экспорт.
Клуб напоминает минский клуб «Репаблик», только намного больше по размерам, и не проводит рок-мероприятий.
В Германии выходят два ежемесячных журнала, посвящённых электронной музыке – «Spex» и «Groove», а местный техно-викинг – это уже не явление, это мем. Я видела ребят с татуировками символа клуба «Tresor» в этом же клубе. Так что клубная жизнь в Берлине сродни религиозному паломничеству.
«Berghain», одновременно работающий как гей-клуб
Чтобы попасть на вечеринку в другой легендарный клуб «Berghain», надо отстоять больше часа в очереди. На проходной несколько вышибал бандитской наружности тщательно рассматривают ваш гардероб. Если им не понравилась, например, ваша обувь, в клуб вы не попадёте, хотя ваши друзья уже прошли. Потом вас жёстко обыскивают охранники.
«Berghain» многие называют лучшим клубом Германии, так как там играют самую прогрессивную музыку, и проводит время золотая молодёжь всего мира. «Berghain» - это заведение с двумя танцполами, одновременно работает как гей-клуб.
Публика в клубе очень смешанная и свободная, в клуб вписывается даже фетишистка на инвалидной коляске. По атмосфере он немного напоминает бывший минский «Даньков клуб», только там нет казино. Не обязательно принимать наркотики перед походом в «Berghain». Вам хватит и испарений кокаина, производимых телами работников местной креативной индустрии, надеющихся подцепить там кого-нибудь из детей богатых родителей.
Мужичков, снимающих студенток, здесь меньше, чем в Минске, не исключено, что благодаря вышибалам. Только может какой-нибудь чернокожий посетитель за задницу ущипнуть.
Драки тоже случаются, но чаще посетители относятся друг к другу терпимо. Недавно там выступал John Grant, музыкант с открытым позитивным ВИЧ-статусом.
Принципиальное различие между клубной сценой Минска и Берлина в коммерческой ориентированности берлинских клубов и их масштабах. Здесь меньше экспериментируют со звуком, здесь его ставят, потому что цель вечеринки – в первую очередь, экономическая прибыль. Ночные клубы больше напоминают спортзалы по своим размерам. Оборот каждой вечеринки - десятки тысяч евро, а мэйнстрим – это та музыка, которая удерживает постоянных клиентов. Засилье dubstep наконец-то закончилось, drum'n'bass так и не вернулся, и пришло время неэмоционального и дёрганного jacking house, это музыка создаёт ощущение вязкой плотной массы из сахарной свеклы, прилипающей к зубам.
Какая публика ходит в клубы
Если в Минске основные посетители клубов – это офисные работники, то в Берлине можно чётко выделить несколько социальных групп. Это – тусовщики, у которых никогда не заканчиваются деньги, циничные хипстеры, потерявшиеся в результате головокружения туристы и артисты, ди-джеи, музыканты, перформеры и промоутеры, для которых клубная жизнь – это работа.
Здесь клубная жизнь меньше сегрегирована, чем в Беларуси, зависшей в 80-х, поэтому гетеросексуалы, геи и лесбиянки часто тусуются вместе. Представления в стиле бурлеск более эротичны, они проходят в арт-галереях и больше напоминают гламурные хэппенинги, представляющие сексуальные комплексы в дурацки-фривольном виде. Традиция бурлеска хорошо известна в Германии со времён Веймарской республики. Тогда было особенно принято ходить в оперетту смотреть на певиц и танцовщиц в декольте, украшенных стразами и павлиньими перьями.
Сейчас клубная сцена оживилась после трагедии 2010 года, когда во время техно-лав-парада в результате давки в туннеле в городе Дюсбург погиб 21 человек. Это событие стало примером преступного халатного менеджмента массовых мероприятий.
Геи считаются лучшими ди-джеями. Также гораздо чаще, чем в Минске, можно встретить девушку-ди-джея, хотя, вероятнее всего, это будет залётная птица из Москвы, Нью-Йорка или Лондона. Профессия ди-джея здесь более распространённая, и встречаться с ди-джеем – это престижно в среде тусовщиков. Ди-джеев очень много, но они – известные люди в узком кругу, некоторые с многолетним стажем работы. В Минске ди-джеев Гипса, Лондона и Кутузова тоже могут перечислить даже люди, далёкие от клубной жизни.
Но если в Минске в график тусовщиков будет входить одна, зато интенсивная вечеринка в неделю, то в Берлине вечеринки проходят одновременно в разных частях города в больших клубах, более популярных среди туристов, и клубах поменьше, вроде минского «Гудвина», - туда приходят люди, считающие себя «местными».
Можно сказать, что в Берлине мечта 90-х –жить своей жизнью, ни к чему особенному не стремясь и не беря на себя никакой ответственности, - стала реальностью. Это популярный среди европейской молодёжи город, где безработица достигает 20%, и где принято есть фалафель на ходу.