Со Святославой мы знакомы ещё со школы. В то время у каждого были свои планы, порой сдобренные хорошей порцией юношеского максимализма. Довольно редко мечты добираются до самой далекой точки на географической карте, а человек, с которым ты буквально делил парту, оказывается на другом краю света. Сейчас Бондаренко Святослава изучает бизнес-маркетинг в Charles Sturt University в Сиднее. «Поехать в Сидней я решила спонтанно, хотя и всегда стремилась в англоязычную страну. Вообще, себя я считаю ребенком иммигрантов: родители переехали жить в Японию ещё до моего рождения, и там я провела большую часть своей жизни. А в Минск вернулась, чтобы спокойно закончить школу. Но я привыкла путешествовать и чувствовала, что все еще не нашла места, которое могла бы назвать домом», – начи-нает Святослава свой рассказ.
После окончания школы в Минске девушка вернулась в Токио. В том же году съездила к сестре, которая лет десять назад счастливо эмигрировала в Америку. Святослава была полностью уверена, что определилась со страной, где будет продолжать свое обучение. «Уехать в США я планировала довольно долго. Но тогда была еще несовершеннолетней, а это сильно усложняло самостоятельный переезд», – вспоминает моя героиня.
Сидней случился спонтанно
Одна из русских приятельниц Святославы, с которой они дружили в Токио, поехала учиться в Сидней и позвала с собой. «До сих пор не могу дать себе твердого объяснения, почему я так внезапно изменила выбор», – говорит Святослава. Она слышала много хороших отзывов об Австралии и о том, насколько много там возможностей. Сыграло роль ещё и то, что изучать медицину, которая всегда увлекала девушку, за границей иностранцам ошеломительно дорого. Святослава понимала, что быть врачом в Штатах – это слишком долгий и тернистый путь. «Желание переехать в Австралию учиться в бизнес-школе перевесило желание быть врачом. Страха так такового не было, ведь я всю жизнь провела на чемоданах», – говорит она. Когда героиня окончательно определилась с Австралией, в австралийском консульстве потребовались только самые основные документы вроде свидетельства о рождении и школьного аттестата. Самой сложной оказалась необходимость иметь наличие денег на счету. Правительству Австралии нужно было доказательство того, что белоруска не будет «бомжевать» и сможет позволить себе проживание.
«Восемь часов на сон, восемь часов на работу и восемь – на отдых».
«Что первым делом бросилось в глаза – так это цены. Ни в одной из стран, в которых я жила или которые посещала раньше, я не видела таких шокирующих цен абсолютно на всё, особенно на жильё», – говорит Святослава. Со временем стало понятно, что и зарплаты в Австралии намного выше, чем в остальном мире. А потому люди могут всё себе позволить. «Но самая забавная штука – времена года. Часто говорят, что в Австралии все вверх головой. Это правда. В Северном полушарии привычное лето – с июня по август, здесь – с ноября по февраль. Потребовалось несколько лет, чтобы привыкнуть, хотя и до сих пор нужно уточнять, когда говоришь «лето»: австралий-ское или русское. Летом в Австралии жарко, и поэтому по радио постоянно напоминают о том, чтобы люди не забывали наносить солнцезащитный крем».
Одно из самых приятных впечатлений о Сиднее – это знаменитое австралийское спокойное отношение ко всему. «Там все очень chill. Рабочий день с 9 утра до 5 вечера, а по вечерам они ходят с друзьями в бары и рестораны. Живут по принципу «8 часов спать, 8 работать и 8 отдыхать», – говорит Святослава.
Кенгуру и пауки. Пугающая фауна Австралии
Самым первым вопросом, который я задала Святославе, были кенгуру. Правда ли, что эти диковинные звери в Австралии вместо собак? Казалась, увидеть кенгуру в центре Сиднея невозможно, для этого нужно выбираться за пределы на автомобиле. «С кенгуру, к сожалению, так: если в Америке на обочинах шоссе лежат сбитые олени, то здесь то же самое с кенгуру», – вздыхает Святослава. Помните модные некогда кенгурятники на внедорожниках? Металлическая конструкция крепится на джип спереди – так вот, их придумали в Австралии, чтобы защитить автолюбителей от кенгуру. Животные выбираются на теплую трассу ночью и ложатся спать прямо на дорогу. Свет фар их пугает, и они от испуга прыгают на капот машины, вызывая аварии. Вообще, кенгуру в Австралии считаются грызунами, поэтому раз в год фермерам разрешают взять в руки ружье и отстреливать бедных животных.
Не менее странно выглядит и остальная фауна Австралии. Например, змеи. «Их много, но люди к этому привыкли, – рассказывает Святослава. – Знакомого на работе недавно укусила змея, но все в порядке – не ядовитая. И насекомых огромное количество: прямо по городу ползают пауки, часто встречается паук, которого называют huntsman. Но он не очень опасен для людей. Так что в городе всё с большего спокойно». Я вспоминаю легенду о том, как в 70-е акула съела премьер-министра Австралии, и Святослава подтвержает: действительно, на пляже бывают случаи нападения акул на людей, но сейчас и это сильно контролируют. Словом, фауна тут та ещё, но бояться нечего.
Гречка, снег и творог. По чему можно скучать в Австралии
«Хотя я прожила в Минске только некоторую часть своей жизни, конечно, я скучаю. Скучаю в Австралии по снегу, которого здесь никогда не бывает, особенно под Новый год, в 40-градусную жару. Мне не хватает домашней еды: молочных продуктов, особенно творога. Гречка и кефир, например, здесь – огромная редкость, и стоят они дофига». Вообще, по словам Святославы, постсоветской еды в Сиднее огромное количество, потому что здесь живет немало русскоязычных. В Сиднее вообще невероятно много иностранцев, и встретить самих австралийцев – большая редкость. Особенно учитывая то, что в центре находится Чайнатаун и живут там в основном приезжие. Из-за безумного количества иностранцев в Сиднее есть магазины с продуктами практически каждой страны мира. Сама Святослава живет в той части города, которая неофициально считается русским районом – по крайней мере, русскую речь можно слышать постоянно.
Сейчас Святослава учится на предпоследнем семестре, и по окончанию курса получит степень Bachelor of Business (Marketing) degree. «Если сравнивать с Беларусью, то мое обучение в некотором плане проще: здесь никто ни за кем не бегает. Дают возможность самостоятельно изучать предмет, поэтому у меня достаточно гибкий график. Главное дело университета – выпустить нас с дипломом, а все остальное зависит только от самих студентов», – говорит она. Вспоминает отсутствие необязательных предметов. То есть, студент учит лишь предметы, которые касаются бизнеса: нет никакой философии или истории. Из-за гибкого графика Святослава может совмещать учебу с работой и волонтерством. Поначалу это было сложно.
Волшебная страна
«Первый мой год в Сиднее казался настоящим адом: я скучала по семье, друзьям, хотелось бросить все и мчаться обратно», – рассказывает Святослава. У нее появлялись знакомые, в основном приезжие, поэтому общение с ними продолжалось недолго. По словам героини, австралийцы отличаются мышлением и отношением к жизни вообще, поэтому общаться тесно с ними славянскому человеку сложновато. Близкими друзьями Святославы в основном становятся русские и некоторые японцы. «Австралия ведь – страна иммигрантов, здесь каждый второй китаец получает гражданство за несколько лет проживания, хотя и по-английски говорить особо не может», – говорит девушка. И все-таки она здесь счастлива.
«Эта страна абсолютно волшебная. Здесь очень экзотическая природа, по улицам летают попугаи. Всё лето (австралийское! – прим. KYKY) можно ходить загорать на пляж и заниматься серфингом. Но и зима довольно теплая, особенно по сравнению с тем, какая она в Минске. Здесь всегда есть чем заняться. И, да, жизнь в Австралии – спокойная и размеренная, в самом деле полный chill.
И из-за природы, и из-за атмосферы тут по-настоящему ощущаешь себя свободным человеком; все уважают тебя за твою необычность. Среди людей мнение каждого – значимо, это не зависит от твоей ориентации, религии или чего-то ещё.
Австралия всё ещё молодая страна и (несмотря на большую площадь) её население по-прежнему невелико, а потому здесь просто огромное количество возможностей, чтобы реализоваться в будущем».