«Концерт в концлагере» или «лучший праздник за 30 лет». Минусы и плюсы Дня Воли

Места • Ирина Михно
Вчера, 25 марта, в Минске состоялся концерт в честь столетия БНР, который, вероятно, войдет в историю страны как первый официальный мирный. Буквально нескольким организаторам удалось всего за месяц сделать ивент, на который пришло 50 000 человек, и им за это ничего не было. Так как праздник был первый, мы спросили у бизнесмена, пиарщика, музыканта, журналистов которые там были, что пошло не так, а за что День Воли-2018 можно похвалить.

Сооснователь TUT.by Юрий Зиссер: «Милиции было много, но она не мешала»

«По-моему, праздник возле Оперного удался, особенно с учетом реакции госаппарата на выступление президента. Если бы не попытки воспрепятствовать посещению разрешенного мероприятия, людей было бы еще больше. Это свидетельствует об интересе людей к истории Беларуси и нехватке «несоветских» праздников. Что касается минусов и плюсов события: за едой видел небольшие очереди, а на удалении от сцены, как мне сказали друзья, не хватало громкости звука. Милиции было очень много, однако она не мешала. Не было интернета, да и голосовая связь хромала, как будто работали «глушилки». Однако все эти мелкие неудобства никак не помешали празднику состояться. Мне понравилась хорошая организация мероприятия и множество людей, пришедших на праздник».

Солист группы «Дай дарогу» Юрий Стыльский: «Не забывай о дубине над головой»

«Замечательно, что вообще существует такой праздник: чувствуешь сплочение и единство людей, где можно сказать и услышать правду во весь голос и возрадоваться за Беларусь! Но печаль в том, что в этой эйфории и радости ты не должен забывать о комендантском часе и дубине над своей головой, ведь день рождения в гетто – это всё-таки слёзно».

Журналист Сергей Харитонов: «Этот концерт был лучшим праздником, который я пережил за почти 30 лет»

Сергей Харитонов

«Я глубоко благодарен тем, кто возложил на свои плечи организацию этого праздника. Хочу отдельно поблагодарить Эда Пальчиса, Пашу Белоуса и Антона Мотолько за смелость и упорство, с которыми они взялись за это дело. Вчерашний день был для меня самым странным за все годы жизни в Беларуси. После полудня я своими глазами видел, как на Площади Якуба Коласа ОМОНовцы затолкали в автозак 90-летнего дедушку за то, что он держал в руке маленький БЧБ флажок. От этого места до Оперного – километра полтора. В это же время там уже собирались первые толпы с огромными флагами, которым за это ничего не было, а милиционеры поздравили пришедших с праздником – вместо того, чтобы стыдливо опускать глаза, закрывая за стариком дверцу автозака под дождём проклятий. Этот концерт был лучшим праздником, который я пережил и прочувствовал за почти 30 лет. Может быть, я кого-то разочарую и вызову потоки нервных комментариев, но я позволил себе посмотреть на праздник в более широком, международном, контексте.

Как вы заметили, крупные государственные медиа полностью проигнорировали пятидесятысячный митинг в центре столицы Беларуси. Потому что самый большой День Воли в беларуской истории с точки зрения государства – это, в первую очередь, экспортный продукт для внешней аудитории. По той же причине участников концерта заставляли прятать национальные флаги на выходе с Троицкой Горы – никто внутри страны не должен знать о происходящем. Для тех, кто дал разрешение на вчерашний концерт возле Оперы, этот праздник был, во-первых, попыткой реабилитироваться перед Западом за неприятную картинку 2017 года, а во-вторых, попыткой создать новую картинку для внешних противников – и главного союзника.

Однако пока у меня есть определённые сомнения, что временный идеологический компромисс перерастет в нечто большее. Вчера в 100 метрах от Оперы, на площадке за оградой Генштаба я своими глазами видел огромные зелёные автобусы, заполненные милицейским спецназом.

Но. Мне безумно приятно вспоминать сегодня утром невероятные тысячи ярких, счастливых и очень красивых людей на Троицкой Горе. Мне бесконечно приятно вспоминать огромную реку флагов, которые для многих людей по всей стране и за её границами значат так много. Я очень рад, что почти 2 000 беларусов (и не только беларусов?) стали спонсорами праздника для себя и своих друзей. Меня радует, что беларусы быстро учатся брать на себя ответственность – и, в первую очередь, я говорю о своём поколении. Очень многие поняли, что создавать для себя праздник нужно самим, делать лучше свой город нужно самим, менять собственную жизнь и страну – отказавшись от надежды на обещания государства – нужно тоже самим. Вчера я впервые за долгие годы увидел в одном месте настолько много беларусов, по которым так скучал – счастливых, лучезарных, ещё не до конца верящих в исполнившуюся мечту, которая их обнимала в эти короткие шесть часов. Таких лиц очень много на фотографиях начала 1990-х и главное, о чём я хочу попросить всех сейчас – пожалуйста, запомните это ощущение Дня Воли и несите его с собой во всём, что вы делаете каждый день – даже выйдя за рамки милицейского ограждения».

Общественный деятель Глеб Лободенко: «Пра БНР пачалі казаць у голас»

«Я неверагодна рады таму святу, якое адбылося ў Менску ля Оперы. Нягледзячы на ўсе «але», юбілей БНР мы адзначылі максімальна годна і ўрачыста, як гэта толькі магчыма ў цяперашніх умовах. Вялізны дзякуй арганізатарам, якія здолелі за такі кароткі час так прафесійна арганізаваць і правесці гэтае свята. Самае важнае, што адбылося вакол усяго святкавання, што адбылося за апошні месяц – пра БНР пачалі казаць у голас, казалі шмат і збольшага станоўча. Бо раней у школьных падручніках (нехта днямі выкладаў скан) пісалася, што пасля звяржэння цара ў 1917 годзе ў 1919 годзе ўзнікла БССР. А між гэтым нібыта нічога і не было. І толькі група неабыякавых да гісторыі грамадзян ведала праўду. Сёння мы бачым збіранне нацыянальнага пазла. Бо мала любіць – трэба ведаць. Выйшлі кнігі, прайшла канферэнцыя, былі гарачыя дэбаты ў студыях ток-шоу. Як вынік – цяпер вельмі шмат людзей зможа хаця б у двух словах сказаць, што такое БНР. Я прыйшоў да Оперы са сваёй сям'ёй, мы тлумачылі дзецям, што гэта за свята, чаго яно важнае для нас. Свята не падалося мне «афіцыёзным», хоць і адбывалася з дазволу ўладаў. Без дазволу ўладаў зрабіць такое маштабнае свята немагчыма, я гэта добра разумею. Я таксама меў гонар звярнуцца да прысутных са сцэны. І калі б я звяртаўся паміж намеснікам старшыні і намеснікам намесніка старшыні – магчыма, гэта мяне троху б збянтэжыла. Але я звяртаўся са сцэны разам са Змітром Дашкевічам, Валянцінам Голубевым і Паўлам Харланчуком – здаецца, гэта вельмі прыстойная кампанія!.. Вельмі спадзяюся, што такі фармат адзначэння Дня Волі стане штогадовым і традыцыйным».

Пиарщик Иван Караичев: «Запрос меняющегося общества на мирные ивенты совершенно очевиден»

«С учетом коротких сроков на подготовку, а также некоторой турбулентности во взаимоотношениях оркомитета, музыкантов и олдскульных оппозиционеров, считаю, что ивент получился отличным. В Беларуси часто возникает забава: «найди как можно больше «косяков» организаторов», но думаю, что в этом случае высказывать любую критику будет неэтично на фоне праздника, который был в душе и на лицах посетителей. Совершенно очевиден запрос меняющегося общества на мирные ивенты. С точки зрения пиара организаторам все же удалось через некоторые информационные преграды донести до людей праздничный характер ивента. Поэтому на БНР100 шли. Поверьте, не все хотят на баррикады, независимо от политических взглядов. Поэтому приходили с детьми, приходили влюбленные пары. А ведь это новый формат для Беларуси – подчеркнуто мирное оппозиционное (для власти) мероприятие. Но если перебрасывать мостик на #БНР101, то лично меня тяготит столь растянутый концерт в примерно одном музыкальном стиле. И, возможно, стоит подумать о более компактном мероприятии длиной в три часа: тогда и митинг будет более массовым, и в то же время все успеют всё».

Соучредитель Vondel / Hepta Александр Василевич: «Организаторы смогли поднять настроение, несмотря на трэш, который устроили в других районах»

«Ребята сделали праздник за месяц, и, несмотря на мелкие косяки, все у праздника было хорошо. Да, площадка около Оперного откровенно маловата для такого ивента: наверное, даже организаторы не ожидали, что столько людей придет. Фудкорт тоже был небольшой, с огромными очередями после двух часов дня – представляю себе, как сложно было набрать участников. Думаю, многие и хотели, но побоялись выставляться. Детской зоны не было де-факто. Звук мог бы быть помощнее – часть выступающих не было слышно вообще, хотя, как по мне, лучше бы спикеров было поменьше, а музыки – побольше. Но опять же – времени на организацию практически не было, а у многих музыкантов часто контракты расписаны очень заранее. У некоторых, думаю, был и страх перед последствиями на Дне Воли, что вполне нормально при их не самой богатой жизни. В целом на празднике чувствовалась позитивная атмосфера. Организаторы смогли поднять настроение Минску, несмотря на трэш, который устроили в других районах города. Показали отличный формат празднования Дня Воли и сдвинули историю с уличными мероприятиями из тупика. Все, кто причастен к созданию концерта, пахали не зря, и большинство пришедших, как и я, им искренне благодарны».

Эксперт по культуре Вадим Можейко: «Должно ведь быть что-то лучше через год?»

«Похоже, беларуский фейсбук устал ругаться онлайн и вышел на улицу праздновать. Все правильные слова со сцены прозвучали, все символы были с нами, но атмосфера получилась именно праздничной – веселой и торжественной, несмотря на негативные новости этого дня. Такие ивенты делают за полгода минимум, а у команды организаторов было три недели, и для такого срока работы все сделано лучше, чем можно было ожидать. Конечно, все хотели более сильный лайн-ап, а медленный кейтеринг – это вообще беда всех таких событий в Беларуси. Но должно ведь быть что-то лучше через год? Атмосфера праздника – главная победа этого года. В таком формате удалось собрать в партнёрах все медиа, которые вместе не собираются в принципе. И через них о празднике узнали действительно по всей стране. В результате было много людей, которые бы не пришли на классический оппозиционный митинг».

Журналист Иван Шило: «Люди были красивыми, а для меня это важно, но это еще не FSP»

«Во-первых, 50 тысяч и это очень круто. Но утром в Солигорске задержали моих родителей – маму продержали до вечера, отца будут судить завтра. Меня бесит вот эта тупость и непонимание местной милиции, что уже можно не задерживать. Но праздновать нужно. Тем более, было солнце, а это уже праздник и полдела. Хотя, неплохо бы подумать над тем, чтобы отмечать 25 апреля или мая. Отцы-основатели БНР были смелыми и нарушали правила, а перенос празднования в лучший климатический момент - это смело и нарушает правила. Люди были красивыми, а для меня это важно, но это еще не FSP. Ругать организаторов вообще не буду – они огромные молодцы и лучшие люди страны. Да еще сделали все это в короткие сроки. Сегодня все получилось. И это очень важно. В следующем году артисты сами будут выпрашивать возможность выступить (ну или почти так и будет). И да, я десять лет отдал на то, что задерживался на Днях Воли и других митингах. И вот в сером 2006-м мы даже мечтать о таком не могли – и я не забываю об этом».

Активист, организатор Антон Мотолько: «Хочу выразить огромный респект милиции»

«Как один из организаторов, расскажу по пунктам, что «пошло не по плану». Начнем с фуд-корта. Изначально у нас было ограничение по количеству точек с едой, продиктованное размерами площадки. Поставить там больше палаток не представлялось возможным. Например, была заявка от предприятия управления делами президента «Лидо» – круто, но где около Оперного разместить 20-метровый тент? Могли бы организовать продажу более «быстрой» еды, но так как вопрос с фуд-кортом решался одним из последних – мы начали обзванивать претендентов буквально в конце прошлой недели – многие были уже заняты. Не скрою, были и те, кто опасался продавать что-то на Дне Воли. И винить в этом людей нельзя: никто, включая организаторов и городскую власть, не знал, чем закончится концерт. Все настраивались на лучшее, но готовились к худшему. Еще один минус – перебои с работой терминалов. Мы целенаправленно хотели дать гостям возможность рассчитываться картами, но, так как связи на площадке практически не было, плюс превратился в минус.

Идем дальше, звук. Объясняю: часть зрителей, которая стояла перед лестницей, плохо слышала. Это из-за рядом стоящих деревьев – они хорошо поглощают звук. Плюс – перепады высот. В теории, можно было бы вынести колонки к палаткам с едой и так далее, но это означало бы удорожание сметы по технической части. Как можно было заметить, перебои со звуком случались именно в момент выступления гостей (с группами такого не было). И это не удивительно: многие не умеют правильно работать с микрофоном и, отдаляя его от себя, на какую бы мощность он не был включен, де-факто говорят тише. Официально: звуковая техника на праздники была хорошая, мы использовали акустическую систему JBL. Звук был достойный, равносильный фестивалю, скажем, «Рок за Бобров».

Детская зона – одна из самых больных тем. Ее запланировали и установили, но, увы, на месте, где разместились палатки из-за хорошей солнечной погоды начал таять снег и пошли потоки воды. Из соображений безопасности мы просто не могли провести к ним кабеля с электричеством. Плюс, эти точки были плохо обозначены, многие просто «пробегали» их. Тем не менее, работал тент «Мать и дитя», где можно было покормить и переодеть ребенка – это очень важный и хороший момент, так как многие пришли на праздник с детьми. Единственное, в палатке было не очень тепло – беру за это вину на себя. Изначально мы хотели разместить детскую зону в парке Марата Казея, сделай так, размах площадки был бы больше.

Следующий пункт – милиция. Сразу хочу выразить сотрудникам огромный респект – я начал работу с ними за две недели до концерта и за все это время у нас ни разу не возникло проблем. Они относились к нам, как к обычному коммерческому фестивалю. Да, из-за специфики праздника, милиционеров было больше, чем, условно, на FSP, но она никак не мешала людям отдыхать. Все делалось исключительно ради безопасности пришедших: была большая плотность гостей, могло случиться все что угодно (но к счастью не случилось). После мероприятия я разговаривал с руководителем УВД по площадке, он сказал, что кроме двух нетрезвых за Оперным, нарушителей больше не было. Все прошло абсолютно доброжелательно.

То, что людей, уже выходивших за границы площадки, просили свернуть флаги, а многих даже задерживали до выяснения личности – бред. Этот вопрос я еще буду поднимать в разговорах с местной властью.

БЧБ, «Погоня» – не запрещенная символика. Если бы милиция дала людям хотя бы час, на то, чтобы спокойно разойтись после концерта, сняла бы весь негатив с себя. Кто отдал приказ о задержаниях – руководство города или кто-то «выше» – большой вопрос. Но я согласен, что это дикость и полная бессмысленность. Отдельно хочу сказать большое спасибо «Минскзеленстрою» за то, что, как и обещали, во время праздника убирали мусор. Фото с площадки сразу после расхода гостей, увы, нет, но уверяю, там было очень чисто. А кроме критики? Мы это сделали, у нас получилось!»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«После аварии на подъёмнике будет очень дёшево кататься в Грузию». Куда ехать беларусу, чтобы не оказаться «на дне»

Места • Екатерина Ажгирей

«Локация умирает, когда туда начинает летать чартер из Москвы». Соучредитель фирмы «Вандруй разумна» Ирэна Гваева рассказала KYKY, куда беларус едет зимой, почему никак не может забыть Турцию и Египет, и из-за чего Грузия и Бали в этом году будут очень дешевыми.