Космос по-старинке: репортаж из минского планетария

Места • Ангелина Герус
Первому полету человека в космос вчера исполнилось 55 лет. 12 апреля в День космонавтики KYKY навестил минский планетарий, чтобы вспомнить о детских мечтах и покорении межзвездного пространства. А заодно – попытаться понять, насколько далеко в прошлом мировой космической индустрии мы застряли.

Утром во вторник в парке Горького куда больше людей пытается накормить белку, чем постигает таинства Вселенной в планетарии. Серый бюст Циолковского недалеко от обсерватории терпеливо ждёт посетителей, которых пока не вижу и я. Зданию Минского планетария, похожему чем-то на футуристичную черепаху, уже больше полувека. Это, к сожалению, сильно заметно. Внутри – всё так же застыло в брежневской эпохе, несмотря на далеко двадцать первый век. Получается достаточно странно: обстановка планетария диссонирует с прогрессивными исследованиями, о которых рассказывают внутри. Заходим внутрь.

Сегодня в администрации много дел: профессиональный праздник обязывает общаться с прессой и принимать гостей. Чтобы поговорить с заведующим, приходится подождать.

Прообраз современного «Инстаграма»

В фойе планетария всё увешано рисунками: за бумагой едва заметны стены. Напоминает прообраз сети «Инстаграм» образца 1961 года. Оглядываясь, понимаю: несмотря на вежливые улыбки работников, время тут прочно осталось в шестидесятых и никуда не собирается двигаться. Приходят на ум строки Солоухина: «Мерцают созвездья в космической мгле, / заманчиво светят и ясно, / Но люди привыкли жить на земле, / И эта привычка прекрасна».

Для современного ребенка «космическое» и «фантастическое» стало доступным благодаря 3D-фильмам и играм на Sony PS. Невольно задаешься вопросом, что заставило его принести свой рисунок сюда?

Современные планетарии за границей больше напоминают декорации голливудских фильмов о пришельцах: парад инновационной техники во всей её красе. Я же мёрзну и ёрзаю на жестком деревянном кресле прошлого века. По слухам, эти стулья были в свое время списаны во Дворце детей и молодёжи – а это прошлый век даже для прошлого века.

Рассматривая творения авторов (возрастом от 2 до 18 лет), поздравляю с Днем космонавтики единственного человека, разделяющего со мной пространство – женщину, сидящую на посту охраны. Спрашиваю, хотела ли бы она полететь в космос. В ответ ласково советует мне «накинуть курточку».

Мне стало интересно, кто сегодня ходит в планетарий, несмотря на такое количество альтернативных информационных ресурсов. Афиша подобрана актуально, возрастных ограничений нет. Тем не менее, полный зал набирается не всегда. Мысленно возвращаемся к креслам и теме инноваций. Захочет ли современный ребенок прийти сюда снова? Если для нашего детства такая обстановка была нормой, то сейчас всё это – очень «ретро», что никак не вяжется с представлениями о прогрессивной космонавтике. Продолжаю расспрашивать Наталью Яковлевну о посетителях.

Родители и дети, которые ходят в планетарий

«В зал, бывает, берут даже грудных детей. Есть дети настолько… прошаренные в этом плане, даже такие вот (показывает рукой высоту стола – прим. KYKY): знают много о планетах, понимают, например, что вон в углу стоит луна. Я в их возрасте этого точно не знала. Вот, про обсерваторию только и спрашивают».

В планетарии моя собеседница работает уже пять лет. За это время здесь начались сдвиги к лучшему. «Заведующий, – говорит она, – настоящий фанат своего дела. Благодаря ему к нам приезжают из-за границы люди. Благодаря ему здесь поставили аппаратуру для сферических фильмов. Клуб любителей астрономии – тоже его заслуга. Они собираются каждую неделю, в День астрономии, например, приносят даже свои телескопы!

Раньше слайды показывали на экране, диафильмы. А сейчас всё совсем по-другому. Но звёзды-то остались те же».

Едва я вышла за двери, чтобы ответить на звонок, увидела, что ко входу направляется молодой человек с внушительным холстом в руках. Максим Хороший (как оказалось, победитель урбан-арт конкурса «Фитнес-граффити») шёл отдать свою работу, написанную специально для выставки-конкурса в планетарии. «Неземное – хороший способ абстрагироваться от всего привычного. Это позволяет взглянуть мир иначе и увидеть, какой он на самом деле маленький. Если бы у нас появились экскурсии на Луну, думаю, что я был бы одним из первых посетителей. Сидел бы и наслаждался космосом», – говорит Максим.

Максим Хороший со своей работой

Утром в День космонавтики в планетарий приезжало БТ. В традиционном ключе освещать традиционное событие: как и десять, двадцать, сорок лет назад. Кроме нескольких работников, молодого художника и бюста Циолковского в залах по-прежнему никого не было. Меня попросили немного походить по фойе: как не попросить единственного посетителя? Я оказалась в эпохе, лишенной интернет-коммуникации и ещё не смотревшей «Марсианина». Теперь можно было наконец побеседовать с заведующим.

Разговор с заведующим планетария: «Пока что мы не бросаемся в современные технологии с головой: старые тоже интересны»

Александр Микулич руководит Минским планетарием с 2008 года. За этот период открылась обсерватория, обновилось (насколько вообще это было возможно) оборудование, окрепли международные связи, а страница планетария появилась в социальных сетях. Александр рассказывает, что нового произошло в Минском планетарии: «Два года назад в планетарии появилось сферическое кино – необычная услуга и для Минска, и для Беларуси. А в обсерватории был отреставрирован телескоп. Сейчас, после зимнего перерыва, в апреле открывается сезон: ждём погоды. Недавно появился новый интерактивный сайтобсерватории, где можно отследить, когда туда можно попасть: цветами (зеленым, желтым и красным) обозначена погода».

Александр Микулич

KYKY: Сотрудничает ли Минский планетарий с иностранными учеными?

Александр: В основном мы общаемся с российскими коллегами. Например, в Юрьеву ночь (9 апреля) мы провели онлайн-конференцию с Самарским государственным аэрокосмическим университетом имени Королёва: связались с летчиком-космонавтом, героем России, Олегом Германовичем Артемьевым. Был полный зал. Помимо конференции были гости-ветераны Байконура, которые рассказали интересные случаи со службы на такой значимой площадке. Один из ветеранов даже лично участвовал в запуске самого Гагарина пятьдесят пять лет назад: нажимал кнопки, готовил технику. Конечно, они пожилые люди, которых с каждым годом становится все меньше и меньше, но мы стараемся каждый год их поздравлять.

KYKY: Активно ли новые поколения интересуются космической наукой?

Александр: Активность, безусловно, есть. Яркий пример – конкурс детского рисунка. Сейчас в планетарии – выставка двух конкурсов. Первый прошёл недавно под эгидой NASA: лучшие работы полетят в космос на астероид в рамках миссии NASA. Их оцифруют и поместят на жесткий диск, который разместят в аппарат миссии. А второй конкурс мы приурочили к теме исследования луны: «Я на Луне», «Исследования Луны». Нам прислали более 100 работ.

KYKY: Как вам удалось связаться с NASA?

Александр: На самом деле, NASA проводит очень много исследовательских миссий. И вообще конкурсов, популяризирующих космонавтику. Просто за этим надо следить. Планетарий в данном случае просто помогает: это частная инициатива волонтеров, которые занимаются организацией конкурса «Space Apps Challenge 2016». Он проводится на базе Парка высоких технологий уже для инженеров, программистов и других молодых специалистов. А конкурс работ – что-то вроде этапа для детей.

KYKY: Планетарию уже больше, чем пятьдесят лет. В каком состоянии сейчас находится техника?

Александр: Конечно, основная база планетария – старое оборудование. Хотя нам по сей день служит центральный оптико-механический аппарат Carl Zeiss в звездном зале, который и сейчас поражает красотой звездного неба. Тот телескоп, который мы недавно отреставрировали в обсерватории, тоже стоит здесь с 1965 года, но он – в рабочем состоянии. Эта техника надежная и, думаю, еще многие годы может прослужить. Хотя, конечно, современные планетарии во всем мире сейчас переоснащаются и переходят на цифровые технологии. Пока что мы не бросаемся в современные технологии с головой: старые тоже достаточно интересны.

Мы стараемся поддерживать эту технику и популяризировать её, хотя теперь это почти музейные экспонаты.

Несмотря ни на что, попытки идти в ногу со временем в Минском планетарии заметны. Но если прогрессировать такими мелкими шагами, неизвестно, как скоро мы догоним время. Не говоря уже о том, чтобы его опередить. А пока наше будущее остаётся в прошлом. Обнадёживает только то, что из планетария меня проводил детский крик: «Папа, это как в 3D, только ещё лучше: без очков!»

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Китайцы торгуются до потери пульса». Что продают в магазинах антиквариата

Места • Ульяна Будик

Часы за $35 000, винтажный телефон, «Одесский воздух» и «Фотокор» за миллион. KYKY ищет интересные вещи в антикварных магазинах в центре Минска. А заодно пытается продать старый театральный бинокль и винтажный дверной звонок.