Аэропорт – бомба
Первое, что поражает прилетевшего в Китай белого человека – аэропорт в Пекине. Он каких-то фантастических размеров. Огромный! Больше, чем можно себе представить. Там три терминала, каждый из которых как десять Комаровских рынков. В аэропорту больше шестидесяти выходов на посадку. В Минском аэропорту, может, десять, а там – шестьдесят. Пекинский аэропорт не только пассажирский, но и грузовой. Посылки с Aliexpress, например, отправляются именно отсюда. Я впервые наблюдал, как садятся, грузятся и взлетают грузовые самолеты. Это крутое зрелище. Представь боинг, раскрашенный в цвета службы доставки. Без окон, без дверей...
В аэропорту большие окна, через которые можно наблюдать его бурлящую жизнь. Про инфраструктуру и говорить нечего: там есть все, даже бесплатная еда в лаундж-зоне, если летишь Air China. Из аэропорта уезжаешь в город на метро. Идеально.
Говорить с китайцами по-английски? No!
В аэропорту по-русски нет ни слова. По-английски есть, но очень немного. Так что нужно включать интуицию. Китайцы по-английски говорят очень плохо. Понимают кое-как, но вот с разговорной речью – беда. Для них очень важна интонация. Одно слово, произнесенное с разными интонациями, имеет различные значения. Мы были в Пекине в гостях, где собрались очень приличные люди. И тут вдруг бабушка с дедушкой начинают буквально орать. Я аж поперхнулся. Говорили спокойно, вдруг сорвались на крик и снова спокойно беседуют. Оказалось, они просто перешли на другой тон. Понять китайцев при желании можно, но непросто. Если не знаешь английского, остается грустить.
Как только ты вышел из аэропорта – все, и про английский забудь! Ни на каком другом языке, кроме китайского, они не говорят. Вроде как в Пекине море туристов, но таксисты не понимают даже «great wall». О чем еще говорить? Я общался с ними пантомимами. Можно в переводчике на телефоне вбивать текст, и показывать получившиеся иероглифы. Иногда приходилось рисовать. Моему ребенку нельзя говядину – я рисовал корову и перечеркивал ее. Иначе никак, это Китай.
В метро китаец с водичкой не пройдет
Весь Пекин – это метро, и это очень удобно. Оплата не как у нас: купил жетон и поезжай, куда хочешь. Тут даешь карту и говоришь, до какой станции едешь. Тебе начисляют деньги ровно на это расстояние. На выходе ты снова должен «прокоцать» карту и сдать ее в турникет. Если проехал большее расстояние, чем оплатил, идешь в кассу и доплачиваешь.
В пекинское метро ты просто так не попадешь. Там есть контроль для всех. Вы думаете, это у нас часто вещи просвечивают в комнате досмотра? В Пекине ты не пройдешь со своей маленькой сумочкой, в которой паспорт и документы. Просвечивают всех без исключения. Это происходит быстро, никаких очередей. У нас почему долго тянется эта процедура? Беларусы начинают «быковать»: а что, а зачем? А там никто не задает вопросов.
К европейцам относятся более лояльно, чем к своим. Мой друг только на третий день поездок в метро узнал, что таскал с собой запрещенный предмет – нож. Его, скорее всего, видели, но закрывали глаза. Если едет китаец из деревни с тюком (они ходят не с сумками, а именно с тюками), его будут долго терзать, все разворачивать, выкладывать… С европейцами все быстрее и проще. Еще один пункт – водичка. Китаец ее в метро не пронесет. Европейца еще могут пропустить, попросив отпить, а местный оставит ее на пункте досмотра.
Китайцы скрывают друг от друга, чем торгуют
Когда мы насмотрелись на пагоды, которые в Китае всюду, и поняли, что впечатления начинают смазываться от однообразной архитектуры, отправились на шоппинг в квартал Ябаолу. Это торговый район Пекина, в котором сосредоточены разные торговые центры – от зданий в несколько этажей до 50-этажек. Их там тьма. И все продавцы говорят по-русски.
В Ябаолу я увидел массу контрафакта, это рай подделок. Заходишь в магазинчик, там несколько комнат, между которыми нет дверей, они разделены тряпкой. Чем там торгуют, понятно не всегда. Если выставлена сумка, тогда ясно, что продается внутри. Европеец может туда соваться сколько угодно. Но если китаец сунется – получит в лыч. Один китаец может не знать, что продает другой. Тайна. Чтобы сосед не продал то же самое дешевле.
Сумку Tom Ford, которая стоит $3100, купили за $150
В Китае работает огромная машина подделок. Я сейчас расскажу самый большой секрет. Мы решили жене купить сумку Prada. Ходим смотрим. Ну сумки и сумки, ничего интересного. И я спрашиваю у китаянки, есть ли что-то получше. Она смерила нас взглядом и показывает: пойдем в другую комнату, за занавеску. Там на вещах начинают появляться лейблы: Прада, Гуччи… Уже клейма на замках стоят. Но здесь, во второй комнатке, старые коллекции. Мы говорим: нужно что-то получше, и она приглашает нас в святая святых – третью комнатку. Мы купили сумочку Tom Ford за 150 долларов. Я тут же загуглил ее в интернете, и оказалось, что она стоит 3100 долларов и эта коллекция вышла месяц назад. Еще мы купили сумки Prada и Fendi за какие-то смешные деньги.
Все это – подделки, ясное дело. Но их не отличишь от оригинала! Изделия из качественной кожи, с лейблами, клеймами, в фирменном пакете. Все, как положено. Вещи с неправильным, слегка измененным лейблом, будут стоить дешево, а подделки, которые нереально отличить, – дороже. Китайцы боятся их продавать, потому что у них борются с контрафактом. Но правая рука не будет бить левую, поэтому их никто реально не трогает.
Торговка из России: «Нормальные мне очки покажите, бл*»
Я там встретил несколько видов торговцев, которые приходят в китайцам закупаться вещами для перепродажи. В основном это россияне и поляки. Заходит в магазин очков женщина с понтами. Россиянка, под сорок лет. За ней бегает китаец-помощник. Она ему: «Воды мне принеси!» Он приносит, на что она ему бросает: «Холодной, бл*, принеси!» Стоит выбирает очки и говорит: «Нормальные мне очки покажите, бл*, я чего сюда пришла?» Массивная такая дама, золота на ней, как в Нацбанке Беларуси. И такие дешевые понты – просто отвратительно. Мне было противно, что я родился с ней в одной стране. И вот, она выбирает очки и все покупает по пять-шесть штук. Самые новые коллекции берет и при этом отвратительно торгуется: «Нет, это не двести юаней, а сто». В этом магазине мы купили очки Prada. Я их нашел в интернете, они стоили 1130 долларов, а я отдал 35.
«Сделаешь мне как на фото?» — «Не проблема!»
Потом мы зашли в магазин кошельков, где встретили женщину, тоже из России. Но она была совсем другая. Приличная, со вкусом одета. Она показывала китайцам фотографии вещей прямо с сайта какого-то бренда и говорила: «Вот этих – три, этих – пять, этих – семь. Только смотри, чтобы все было четко». Они кивали и говорили, что все будет сделано в точности как на фото. Китайцы подделывают все, что хочешь. Можешь показать фотку из интернета – и они сделают. Я это своими глазами видел.
Как купить вещь за $100 вместо $350
Китайцы часто хотят тебя обдурить. У них такая философия: если ни одного белого не обдурил, день прошел зря. Но если ты сразу даешь понять, что тебя не проведешь и их «шляпу» покупать не будешь, они эти попытки сразу оставляют.
Еще китайцы любят торговаться, получают от этого кайф. Мой друг покупал кожаную куртку. Предлагали за 350 долларов, в результате торга сбили до двухсот, говоря, что он забирает последние миски риса у китайских детей. Тогда он достал сотку, показал на куртку, и пошел к выходу. Его догнали и сказали: Отдадим за сто!» Ты с ними торгуешься, уходишь, они тебя догоняют – в Китае так принято. Но есть правило хорошего тона: если вы сторговались и китаец назвал цену, которая тебя устраивает, а ты не берешь вещь, это его обижает. Не стоит торговаться впустую.
Ябаолу – это не просто шоппинг, а настоящее приключение. Там ты погружаешься в особый мир, где живут и работают китайцы, продавая свой контрафакт. Такой опыт помогает понять, насколько разнообразен мир и что его можно познавать бесконечно.