Посетить Минск было давно в моем to do list. Совершить поездку удалось только сейчас, когда я стала участницей программы межредакционных обменов от Media development foundation. Мои впечатления – лично мои, так что заранее прошу прощения, если они расходятся с вашим восприятием упоминаемых в тексте городов.
Вокзал
Я приехала в 8:20 утра, на час позже указанного в расписании времени. Хотя сама была уверенна, что прибыла вовремя – время на телефоне киевское, часы на час отстают. «Это наши. Они у нас всегда опаздывают», – говорит работница автовокзала.
Вокзал в Минске красивый, вроде бы даже чистый. Для меня, как и для многих, вокзал – визитная карточка города. Первое место, которое видит человек. В Киеве, например, железнодорожный вокзал – ужасное место. Грязно, воняет, а в зале ожидания – одни бездомные, часто пьяные, цепляются ко всем и просят денег. Посетить Киевский вокзал – лучший способ разочароваться в городе и разлюбить его.
Во Львове на вокзале много ромов (цыган). Они воруют, попрошайничают, дети могут просто прицепиться к вашему чемодану и кататься, когда вы не видите, при этом одной рукой рыться в ваших карманах и сумках. В Харькове и в Одессе вокзалы очень красивые и чистые. За порядком там следят, и там приятно находиться. Лучший железнодорожный вокзал – в моем родном Житомире. Почему? Потому что поезда оттуда ходят только в Кишинев или в Петербург.
Это, наверное, единственный в Украине областной центр, куда не ездят поезда из других украинских городов. Соответственно, там всегда чисто. Практически нет людей, бездомных и попрошаек – просить-то не у кого.
Везде ёлки
Темный утренний Минск достаточно новогоден. Ёлки в центре, особенно те, что расположены возле госучреждений, мало чем отличаются одна от другой. Они одинаковой формы и даже с одинаковыми украшениями, расположенными по-разному.
Если во Львове или Житомире в центре города есть одна-две зеленые красавицы, то в центре Минска ёлки – буквально в каждом квартале.
Язык
Беларуский очень даже понятный, красивый и часто смешной. Буквы «ц» вместо «тся» и «ться» – в Украине так разговаривают девочки с наколотыми губами и папиками под рукой на якобы классных тусовках, где им важно показать, что они круче других девочек. Когда разговаривают на русском, конечно же.
Очень много слов украинских, или подобных с украинским языком. Не все, кстати, значат одно и то же, но смысл понятен. А еще в беларуском языке есть микс русских и украинских букв. Например, русская «ы», но украинская «i».
Русский, на котором разговаривает большинство местных жителей, достаточно красив. Вернее, его произношение. В Украине ближе к востоку русскоговорящих много. В моем городе Житомир, расположенном на севере Украины, недалеко от Киева, русский чаще всего исковеркан, неприятен на слух.
Здания
Идеальные по своей конструкции: четкие углы, геометрия, нет облупленной краски или отвалившихся кусков штукатурки. Я бы сказала, они чересчур строгие, что отчасти пугает. Хочется больше свободного пространства, чтобы были легче дышать. Жилые дома в Минске, по крайней мере те, которые видела я – в нормальном состоянии, без неудачно утепленных стен или балконов.
HTML
В Украине обычай утеплять фасады называют «рагулизмом» (термин используется преимущественно на Западе Украины, в широком понимании рагуля – малокультурный человек) и, к сожалению, это распространенное явление.
HTML
В Минске есть здания, частично напоминающие украинские города: Львов, Одессу, Харьков. Вывески заведений радуют. По крайней мере, в центральной части города они унифицированы под один стиль. Немного дальше от центра история такая же, как в Украине: вывески в стилях «вырви глаз», «чем больше, тем и краше», «шоб па-багатаму». В больших городах Украины с этим пытаются бороться. Более-менее получается тоже только в центре.
Дороги
Как и тротуары, дороги широкие и просторные. Ты не переживаешь, что тебя кто-то собьет, толкнет, зацепит, как в слишком туристическом Львове, где круглый год сотни, если не тысячи зевак-туристов, сквозь толпы которых не пройти. Там настолько узкие улицы и тротуары, что автомобилисты вполне комфортно чувствуют себя на трамвайных рельсах, оставляя там свои машины (термин «рагули» тоже часто применяется местными жителями).
HTML
В Киеве дороги тоже широкие, в несколько полос. Но из-за того, что это столица, пробки – довольное частое явление. И появляются они уже перед въездом в город или на выезде. Во Львове пробки – уже стандарт. Особенно по вечерам. С транспортной развязкой в культурной столице Украины, откровенно говоря, так себе. Чтобы проехать из одного конца города в другой, почти всегда нужно проезжать через центр, в котором и так места нет.
Чистота
Минск чистый, прямо вылизанный. Только за полдня в центре я увидела несколько тракторов, которые убирали и без того расчищенные от снега улицы и тротуары. Походить по слякоти можно разве что где-то на окраине города, во дворах жилых домов. Во многих украинских городах в центре куча снега, слякоть или гололед. Коммунальщики любят использовать оправдание «зима пришла неожиданно», когда календарь указывает уже на конец декабря. Люди недовольны: чтобы убрали снег на центральных улицах, приходится устраивать скандалы.
Транспорт
В украинских городах, как и в Минске, можно покупать проездные. Поскольку трамваи и троллейбусы – это коммунальный транспорт, вы можете приобрести общий проездной. Маршрутки – приватные, проездных на такой вид транспорта просто не существует. Вы заходите в маршрутку, платите водителю – и все. Билет вам выдадут, если очень хорошо попросите. Зачастую никто не просит, но и его наличие никто не проверяет. Если же вы не оплатите проезд, водитель может просто остановиться посреди улицы и ждать, пока передадите деньги. И да, в маршрутках остановки никто не объявляет. Ну, в трамваях и троллейбусах тоже не всегда.
HTML
В Одесских маршрутках человек передает деньги не в начале поездки, а в конце, называя при этом остановку, на которой хочет выйти. Эти остановки напоминают выплевывания людей из транспорта. Водитель, немного притормаживая, на ходу открывает двери, человек «вылетает» из маршрутки, а водитель жмет на газ дальше.
Состояние наземного транспорта в Украине практически во всех городах желает лучшего. Есть, конечно, новые трамваи и троллейбусы, но и старые до сих пор в эксплуатации. Маршрутки – вообще отдельная тема. Бывали случаи, когда на ходу у автобуса вылетало колесо или какие-то запчасти, в салоне были сломанные поручни или сидения, внутри воняло гарью, был виден дым, и потом маршрутка начинала гореть. Welcome to Ukraine!
Деньги
– Я уже практически выучила вашу валюту, – говорю знакомой.
– Молодец, – отвечает она, – мы тоже.
Если смотреть на цены в беларуских рублях – все кажется очень дешевым. Но когда переведешь в украинские гривны, ситуация меняется. Один беларуский рубль равняется 13 с копейками гривнам. И для среднестатистического украинца это дороговато. К примеру, тот же проезд в киевском троллейбусе на беларуские деньги – это 22 копейки. Метро в Киеве чуть дороже – 30 копеек. Маршрутки – от 37 до 60 копеек. Во Львове маршрутки – 22 копейки беларускими. Трамвай и троллейбус – 15 копеек общий и 7 копеек льготный.
HTML
Для пенсионеров проезд в коммунальном транспорте либо льготный, либо вообще бесплатный. Также есть льготы для инвалидов, школьников, студентов, военных. Это уже зависит от того, что и как решит горсовет в каждом регионе.
Цены в магазинах на одежду практически одинаковые. Даже если это международная сеть, цены в Минске могут быть дороже, но ненамного.
Бывший завод «Горизонт»
«Самое продвинутое в Минске место» – бывший завод «Горизонт», в который мне посоветовали сходить, мне жутко не понравилось. На первом этаже пахнет древесиной, слышны визги детей, развлекающихся в квест-румах, играет музыка. По всем этажам расположены мастерские, фото-студии, танцевальные и вокальные студии (из последних, кстати, впечатление, что кто-то поет в душе или караоке). На последнем шестом этаже «Корпуса« был слышен шум, которого я испугалась – как оказалось, всего лишь пылесос.
По всему зданию трубы: внизу, на стенах, над головой. А еще везде таблички с красной молнией и словом «Опасно». Везде серо, тусклый свет, пыль, паутина на окнах между лестницами. Впервые после посещения здания мне захотелось плакать от страха, и я бы вряд ли пошла туда еще раз, даже если очень надо было бы. Из хорошего – некоторые вывески, которые повеселили.
Торговые центры
Местный торговый центр «На Немиге» напоминает ЦУМ в Житомире лет 15 назад. Прямо в коридорах – стойки с шубами, свитерами, штанами, пижамами. Между этажами на лестнице – сувенирка и подарки. И, конечно же, очереди. Для полной картины не хватало только магазина с елочными игрушками, чтобы вообще как в детстве, когда я пятилетняя с мамой приходила и выбирала, чем украсить елку. Магазин с елочными игрушками я нашла. Но в Минском ГУМе. Там даже витрины напоминают детство.
В новых торговых центрах довольно мало людей. В украинских ТЦ людей мало разве что в часов 8-9 утра, когда все еще закрыто. Позже даже в будни – толпы.
Люди
В Минске, как мне рассказали местные, очень мало туристов. «А зря», – подумала я. Ежедневно я убеждаюсь, что люди не привыкли к иностранцам. Мне повезло, поскольку свободно разговариваю на русском. Но некоторые минчане уверены, что все гости их города по умолчанию должны все знать.
– А какие проездные у вас есть? На какой срок и на какие виды транспорта? – спрашиваю в кассе, где продают билеты и проездные.
– Я что, должна все перечислять? – возмущенно отвечает продавщица.
– Ну, как бы да, – отвечаю.
HTML
Разве не логично, что я спрашиваю потому, что не знаю? В общем, в Минске люди хорошие, но, как мне показалось, слишком заняты своими проблемами, и это очень видно по их выражению лица. Хотелось бы видеть людей более беззаботными и веселыми.