Герой этого текста — беларус, который в 29 лет сделал вазэктомию в Польше (да-да, в стране, где за аборт женщина может сесть в тюрьму). Он рассказал KYKY, почему решился на операцию и как она изменила его сексуальную и семейную жизнь. А мы узнали, сколько стоит эта процедура в Беларуси и кому её в нашей стране разрешается проводить.
Вазэктомия: кратко про все аспекты процедуры
Как способ не зачать, вазэктомия по своей эффективности уступает разве что отказу от секса. Эта процедура в 11 раз надежнее, чем противозачаточные таблетки, и защищает в шесть раз лучше презерватива — так говорят эксперты. По статистике, только в 1-2 парах из 1000 возможна беременность в первый год после процедуры.
Что это вообще такое? Хирургическая процедура, во время которой врач перерезает семявыводящие протоки у мужчин. Операция занимает около 20–30 минут, она безболезненная — чаще всего пациенты переносят её под местным наркозом. Разрез зашивают одним швом, который снимают уже через неделю. Иногда используют рассасывающиеся нити, такие самостоятельно исчезают через две-три недели.
Вазэктомия приводит к стерильности, но не влияет на половое поведение: либидо, эрекция и эякуляция у мужчин сохраняются. При этом стерильным мужчина становится не сразу. В среднем нужно несколько месяцев, чтобы семенная жидкость очистилась от оставшихся сперматозоидов, на это время пациентам рекомендуют предохраняться. Чтобы убедиться в успешности операции, нужно сдать анализ.
Вазэктомия обратима. Если она была сделана не больше десяти лет назад, вероятность зачать ребенка после «обратной» операции — около 55% процентов. Такие услуги оказывают практически во всех клиниках, которые проводят мужскую стерилизацию.
Женщинам также доступна стерилизация (операция по перевязке маточных труб), но она гораздо сложнее и дороже. При этом женская стерилизация распространена в мире гораздо сильнее — нередко проводится принудительно. По данным ООН, через подобные процедуры (со своего согласия и без) прошли около 223 миллионов женщин. Вазэктомию же сделали только около 28 миллионов мужчин. Наиболее распространена эта операция в Канаде, где процедура разрешена с 18 лет.
Беларуские законы (как обычно) куда суровее. Добровольная стерилизация в нашей стране разрешена только для людей старше 35 лет или тех, у кого есть как минимум два ребенка. Также вазэктомию в Беларуси можно сделать при наличии медицинских показаний — независимо от возраста и количества детей.
В Украине стерилизация доступна с 18 лет. В Литве возрастных ограничений нет, но вазэктомию все же не рекомендуют делать раньше 35 лет.
В Польше за репродуктивным здоровьем граждан, как известно, следят с особым пристрастием. Аборты в этой стране запрещены на законодательном уровне, поэтому многие ошибочно думают, что и вазэктомия нелегальна. Однако в польской правовой системе нет положения, которое бы запрещало эту операцию. Путаница возникает из-за 156 статьи польского УК, где говорится, что «причинение тяжкого вреда здоровью в виде лишения способности к деторождению» наказывается лишением свободы на срок не менее трех лет. Вазэктомия же, как минимум, не дает стопроцентной гарантии, что детей у мужчины не будет. Получается, в Польше врач даже может вызвать полицию на женщину, если та расскажет, что приняла таблетку для прерывания беременности, а мужчина имеет право абсолютно законно стать стерильным.
Герой этого текста, беларус Аркадий, воспользовался такой возможностью. Далее — его монолог о том, как он делал вазэктомию в Польше.
«На восприятие собственной маскулинности вазэктомия не повлияла»
«Я сделал вазэктомию в 29 лет. К тому моменту был уже достаточно уверен, что не хочу заводить детей. О существовании вазэктомии я знал давно и много о ней раздумывал, но откладывал из-за обычной прокрастинации. Единственным «против» для меня была неуверенность в предпочтениях себя из будущего: «обратную» операцию делать сложнее, и она не всегда успешна. Но аргументы «за» — надежная контрацепция, забота о здоровье партнерши, которой больше не нужно будет пить противозачаточные, рискуя здоровьем, — перевесили.
Кроме жены, ни с кем это решение не обсуждал: это мое личное дело. Разговор с ней прошел легко. Она тоже не хочет детей, а таблетки вызывают у нее много побочек, так что споров не было. Родители о моей операции не знают. Наверняка попытались бы отговорить: «А как же внуки?» — поэтому не стал обсуждать это с ними.
С поиском клиники проблем не было. Открыл Znany Lekarz, поискал вазэктомию в своем городе и выбрал врача и центр по отзывам и вайбу. Для меня были важны положительные отзывы об операции, и чтобы задание клиники выглядело как полноценный современный медцентр, а не советский кабинет.
На консультацию можно было прийти через полторы недели, на операцию — через три недели после консультации. Когда я этим занимался, операция стоила 2500 злотых (1892 BYN), консультация — еще 100 (75 BYN).
На первой встрече врач рассказал, что будет делать — шаг за шагом, и какой ждать результат. Потом спросил, осознаю ли я, на что соглашаюсь. Узнал мой возраст и есть ли дети. На этом психологическая часть закончилась. Через три недели я пришел в центр на операцию.
Вазэктомию делают под местной анестезией, поэтому если у вас есть аллергии, о них стоит сказать. Больше никак готовиться не нужно: приезжаешь, лежишь полчаса, уезжаешь. Ощущения не очень приятные, но полчаса — это верхняя граница продолжительности. После операции я посидел минут десять в клинике и поехал домой работать за ноутбуком.
Швы мне сняли через неделю. До этого нельзя было заниматься сексом и физической активностью. Потом был промежуточный период, когда заниматься сексом лучше с предохранением: в организме могли остаться сперматазоиды. Через несколько недель я сделал тест (его проводят в любой лаборатории) и убедился, что «чист».
Эмоциональной привязанности к сперматозоидам у меня не было, так что восстановление было только физическое. На восприятие собственной маскулинности вазэктомия никак не повлияла: от наличия презерватива на пенисе оно не зависит. Да и оценивать собственную значимость по количеству детей не стоит. Но если все-таки хочется, подумайте о карьере донора спермы или жеребца-производителя.
Нам с партнершей благодаря вазэктомии стало проще в сексе. Презервативы всë ещë не очень хороши (материалами, размерами, надëжностью), женские противозачаточные имеют кучу побочных эффектов — для меня гораздо лучше не иметь необходимости что-то с этим делать.
Ни на что другое операция не влияет — в отличие от тех же противозачаточных, которые работают очень топорно через гормоны с кучей разных функций. Тестостерон после вазэктомии вырабатывается точно так же, как и до нее.
«А потом жена захочет лялечку и уйдет к нормальному мужику»
Сейчас я полностью доволен, что сделал операцию, но почти не говорю о ней. Люди слишком часто воспринимают это как нечто особенное — и в позитивном, и в негативном плане. Некоторые вообще думают, что вазэктомию нужно делать всем, и я не хочу быть «примером» для таких людей, потому что не согласен — большинство родителей очень рады, что завели детей. Для меня это операция была полезна, для других — кто знает?
Если для вашего мироощущения очень важна теоретическая возможность завести ребенка в любой момент — вам не нужно делать вазэктомию. Ни на что, кроме способности иметь детей, эта операция не влияет. Но знать о существовании такого варианта стоит в любом случае.
В Польше вазэктомию сделать очень просто — это вообще никого не волнует, в отличие от абортов. С одной стороны, это неудивительно — никто, даже католическая церковь с их коллекцией сомнительных представлений о сексе, не считает, что плод становится человеком на этапе сперматозоида. С другой, еще есть время до выборов, чтобы PiS или Конфедерация сделали растущую популярность вазэктомии врагом номером два (чуть опаснее России, но не так опасно, как ЛГБТ).
В твиттере недавно видел спор под постом мужчины, который сделал вазэктомию в Латвии. Там были реплаи в духе: «А потом жена передумает, захочет лялечку и уйдет к нормальному мужику». Такие «аргументы» — не редкость в обсуждении вазэктомии. Да, «обратная» операция может не сработать. Но даже в этом случае есть способы забеременеть от этого человека (и их станет еще больше в будущем). Ситуация «жена хочет иметь X детей, муж хочет иметь Y детей, X и Y не равны» происходит постоянно — и ничего, люди находят компромиссы. Если мужчина в принципе не хочет заводить детей, а женщина считает это обязательным, полезным может оказаться развод.
В целом, в негативных комментариях по поводу вазэктомии ее редко рассматривают просто как способ контрацепции — в это вкладывают как-то особый биологический смысл. Но эта процедура так же нормальна и обыкновенна, как решение безо всяких операций не иметь детей или желание завести двух и остановиться.
Людей постоянно волнует то, что к ним отношения не имеет. Сколько бы раз я ни сказал, что никакого мнения по поводу вазэктомий других у меня нет, мне все равно будут говорить о «пропаганде» этой операции. Фразу «люди делают вещь X» всегда кто-то прочитает как «мы хотим повысить статус вещи X», откуда недалеко до «они все хотят делать вещь Х». Мне кажется, что такие глупости нужно игнорировать».