Чем «Танки» захватывают миллионы людей
Когда мы выдвигались в гости к Светлане и Александру, в глубине души ожидали оказаться в гостях у стереотипных геймеров: красноглазых беспокойных людей с беспорядком в квартире. Стереотипы разбились с порога: нас встретили уютной обстановкой и вкуснющим горячим пирогом, усадили пить чай и стали показывать свои работы. Светлана – художник, Александр – дизайнер, а по совместительству – ещё и инструктор рукопашного боя. Спрашиваю, давно ли семья подсела на «Танки» – оказывается, давно, почти с самого релиза игры.
Светлана: К нам пришёл друг и говорит: «Такая игра, такая игра! Вы обязательно должны посмотреть! Да ещё и сделали белорусы!» Вот мы и зарегистрировались в один день.
Александр: Мы разные игрушки любим, я сам работал в этом направлении некоторое время: был гейм-дизайнером, потом дизайнером арта для игр.
KYKY: Но почему именно танки? Чем они так зацепили?
Светлана: Здесь есть экшн, азарт, эмоции, концентрированное ощущение победы, которой достигаешь за небольшой кусочек времени. Конечно, много людей увлекается World of Tanks с исторической точки зрения, для них важно, что в игре именно танки, а не эльфы или гоблины. Но для нас – нет.
KYKY: Никогда не играл в «Танки», просветите: в игре можно быть и партнёрами, и соперниками? Дрались в боях между собой когда-нибудь?
Александр: Там собираются команды по 15 человек, и люди в команду набираются случайным образом. Поскольку игроков несколько миллионов, то попасть в противоположные команды в одном бою сложно. Если кто-то хочет поиграть с другом, то они заранее кооперируются во взводы и играют вместе против всех остальных. Так что друг против друга мы практически не играли. А вместе – да, много катали.
KYKY: Говорят, игра очень сильно затягивает. Правда?
Светлана: Да, правда. Хотя при разумном подходе с «Танками» в плане времени проще, чем с многими другими играми: бои короткие, и если ты держишь себя в разумных рамках, то можешь сыграть 2-3 коротких боя – и остановиться, пойти заниматься делами. Не хочется, конечно, прерываться на какую-то дурацкую работу, когда тебе весело, но играть по 25 боёв подряд необязательно.
Александр: Wargaming'у большой плюс за это: они одними из первых прочувствовали, что игре можно не целые вечера отдавать, а 10 минут в обеденный перерыв. Если у тебя хватает силы воли, то ты действительно потратишь ровно 10 минут. Но на практике у большинства получается так: «Ну я на 10 минут…» – и упс, четыре часа прошло.
Александр честно признаётся: он тоже не раз просиживал за «Танками» до утра. Но над студенческим поверьем, что перед сессией «Танки» лучше не устанавливать, смеётся: «Дело ведь не в танках, а в студентах! Не будет танков – потратят время на телевизор, рыбалку, что угодно, лишь бы не готовиться».
Как Wargaming приносит людям новые навыки
Наши герои не просто катаются на танках – они ещё и активно участвуют в конкурсах Wargaming: от рисования на асфальте до хэллоуиновской резьбы по тыкве. Первым в послужном списке семьи стал «Танковик» – ежегодный конкурс на создание лучшей скульптуры танка из снега.
Александр: Лепили танк целую неделю с утра до вечера. При температуре от -2 до -10.
Светлана: Мёрзли, чаем грелись в машине, но лепили!
Александр: Зато узнали много новых вещей. Например, что нужно выбирать место, где скульптуру будет заслонять от ветра лес или дом. Или что снегопад, прошедший вечером, легко может скрыть все детали. Пока лепили, мимо нас проезжали люди. Когда был просто огромный сугроб, не обращали внимания, а когда вырисовался танк – мигали фарами, останавливались, даже просили сфотографироваться. Танк был огромный, мне по грудь размером.
Светлана: Конкурсы Wargaming часто подразумевают оффлайн: сделать вещи своими руками, организовать совместные активности с семьёй, детьми, родителями. Вот был, например, конкурс «Танковые носки». Девушек в игре немного, а кто из мальчишек вяжет носки? Зато у них есть мамы и бабушки, с которыми можно вместе продумать вещь и попросить связать. Или другая задача – нарисовать танк мелом на асфальте. Можно детишек на улицу вывести, рисовать вместе. Танки из снега, из песка, велотанки, боди-арт – всё, что угодно, что отрывает человека от компьютера.
KYKY: И много таких же творческих «танкистов», как вы?
Светлана: Много увлечённых. Есть те, которые участвуют в одном конкурсе и пропадают, а есть такие, которые участвуют постоянно. Мы все друг друга знаем, делимся тонкостями. Вот есть, например, конкурсы моделистов – это совсем не моё, но даже мне становится интересно, как люди активно обсуждают лучшую марку клея для модели из спичек!
Александр: Мы периодами даже и в «Танки» не играли, но в конкурсах участвовали всегда. Приятно – и отдохнуть, и руками что-то поделать. И призы тоже приятные, что уж тут.
Светлана: Чего мы только не делали: свечки, резные тыквы к Хэллоуину, рисунки на асфальте, открытки, новогодние ёлки… Я сваляла войлочную подушку – она теперь в музее Wargaming. Во многих конкурсах я участвую не потому, что умею делать какие-то вещи, и даже не потому, что мне хочется выиграть приз. Мне, например, всегда было интересно, что такое фризлайт, но руки не доходили попробовать, а тут такой повод – конкурс. Училась на ходу.
Существуют ли танкисты вне компьютера
Мы и сами видели, как на Дне танкиста на Линии Сталина собираются тысячи игроков в WoT, причём не только из Беларуси. Оказывается, этот ежегодный фестиваль – не единственный повод для танкистов выйти в оффлайн. Светлана рассказывает, что сообщества в разных городах регулярно выходят вылезают из-за компьютеров и общаются вживую.
Александр: Wargaming очень активно развивает военно-историческую тему, работает с Минобороны, с музеями, делает реконструкции, помогает поднять со дна водоёмов танки, утонувшие во время Второй мировой. Вся эта внеигровая деятельность, естественно, привлекает много людей со стороны – и специалистов, и просто прохожих. А ещё Wargaming очень серьёзно подходит к истории: приглашает учёных, организовывает дорогие исследования. Wargaming-то может такие деньги потратить, а обычные историки – нет. А результаты своих исследований они издают в книжках. Последняя, которую я читал – о введении танка Т-34 в серию – плотное, подробное исследование, подобного раньше не делал никто. Факты, фотографии, рассекреченные данные из архивов – всё очень серьёзно.
Светлана: Wargaming умеют создавать ощущение праздника. В игре, как и в реальной жизни, есть праздники, подарки – на Новый год, например. А то и просто едешь где-нибудь и видишь на автомобиле табличку: «Если мой танк вам мешает, позвоните по номеру такому-то». И сразу настроение поднимается, потому что понимаешь: наш человек! У меня достаточно много знакомых, о которых я узнала благодаря WoT.
KYKY: А как же стереотип о нелюдимости и замкнутости геймеров?
Александр: Во-первых, онлайн-игры всегда требуют социализации, какого-то общения, хотя бы во внутриигровом чате. Во-вторых, World of Tanks – командная игра, и команда здесь – почти как в пейнтболе или даже футболе. Даже если с тобой играют посторонние люди, то всё равно это люди со своими характерами. Это не такая игра, в которую ты играешь сам, и рядом с тобой никого нет.
KYKY: Светлана уже отметила, что девушек в танки играет немного. А как к ним относятся в сообществе? Неуважения нет?
Светлана: Есть стереотип – мол, девочки хуже играют в танки. Но на это ответ простой: есть статистика побед, и у половины игроков она хуже, чем у меня. Да и акцент обычно на другое: «Ой, смотрите, девочка, девочка! Давайте познакомимся! Давайте покатаем в одном взводе! Идите к нам в клан!» Чувствуешь себя чем-то экзотическим. Часто бывает и так, что мужчина играет, а девушке становится интересно, что он такое делает: «А дай и я поиграю, поинтересуюсь». Но есть и опытные девчонки, они и командирами в ротах бегают, даже целые женские кланы есть.
Дорого ли кататься на танках
KYKY: Многие «танкисты» вкладывают в игру много денег. Много ли за годы вложили в игры вы?
Александр: Пару сотен долларов вложил. Где-то через месяц после регистрации я понял, что игра мне по-настоящему нравится. Мне не жалко отдать $10 в месяц людям, которые дают мне положительные эмоции. Это примерно то же самое, что сходить в кино или на фестиваль. Я за телефон столько же плачу каждый месяц. Вопрос, конечно, сколько вкладывать – но это ведь уже от человека зависит.
Светлана: Можно платить за премиум-аккаунт, покупать танки. А есть люди, которые принципиально ничего не вкладывают в игру, и в игровом плане они ничем не хуже, чем те, кто вкладывает много. Многие переходили на работу в Wargaming через игровой процесс или околоигровые активности. Сначала, например, модерировали какую-то часть игры, а потом потихонечку стали на Wargaming работать. Я уж не говорю об игроках, которые занимаются киберспортом, и которые уже зарабатывают на игре деньги, а не тратят на неё.
Александр: Причём зарабатывают они как профессиональные спортсмены.
KYKY: Вот мы с вами сидим и взахлёб хвалим Wargaming. Неужели всё так хорошо?
Александр: Можем и поругать. Называют же его на просторах интернета «Кровавым Варгеймингом». Говорят, что он монополист, подминает под себя конкурентов, а главное – злобно высасывает деньги из людей, которые не хотят их отдавать.
KYKY: А он и в самом деле подминает конкурентов?
Александр: О подковёрных интригах никто не знает: со стороны ничего не видно. Лично у меня Wargaming заработал много очков репутации своим отношением к игрокам. Я постоянный клиент игровых компаний – тех же Blizzard, например. Я вижу, как они относятся к своим игрокам, и Wargaming в этом плане на порядок лучше. Для всех компаний игрок – безликая масса, на любой вопрос он получает ответ: «Ваше мнение очень важно для нас, оставайтесь на связи, спасибо». И всё, дальше глухая стена! По форме вежливо, но по факту это означает: «Иди куда шёл». А у Wargaming всегда есть контакт, поэтому о них хочется говорить только приятное.
KYKY: Насколько для вас важно, что World of Tanks – это белорусский продукт?
Александр: Если бы Wargaming был корейской или исландской конторой, то ничего бы не поменялось, но мне приятно осознавать, что мои знакомые и друзья там работают.
Светлана: А ещё то, что они белорусская компания, позволяет нам участвовать в разных активностях. Я, может, и хочу поехать на выставку в Лос-Анджелес, но не всегда могу. А если это где-то рядом – я участвую. Да и приятно, что в мире о Беларуси узнали и с этой стороны.
Опросник Пруста
Какие качества вы цените больше всего в мужчине/женщине?
Александр: А речь идёт об абстрактной женщине или о своей личной? Это же принципиально разные вопросы! Всё, что считается общепризнанными добродетелями – важно.
Светлана: Эх, вот тебе лишь бы ничего не сказать! Вот я в мужчинах ценю ум, чувство юмора и силу. Плюс совокупность всех остальных факторов.
К каким порокам чувствуете наибольшее снисхождение?
Александр: Надо начать с определения слова «порок». Я недавно от своей религиозной знакомой услышал термин «Вкусноедение». Оказывается, есть вкусно – это грех для православных. Такие пороки, как вкусноедение, я точно готов простить.
Светлана: Если человека любишь, будешь ему прощать все бытовые неурядицы, неаккуратность. Вытирает он пыль на своём столе или нет – не так важно. А если тебе с человеком плохо, начинаешь подмечать всё, и тебя будет раздражает любая его привычка. Значит, человек не твой.
Кем бы вы хотели быть, если не собой?
Александр: Это очень простой вопрос. Я там, где мне хорошо. Это вопрос из разряда философских: «Сам ли ты выбрал место, где родиться?» Я считаю, что сам.
Светлана: И я согласна. Мне никогда не хотелось представить себя эльфом, фотомоделью или собачкой. Мне не хочется быть кем-то ещё, меня устраивает то, что есть.
В чём для вас заключается счастье?
Александр: Я сразу вспомнил Стругацких и коллекцию определений счастья бакалавра Редькина! А на самом деле, счастье – это когда ты так ответил на предыдущий вопрос, как ответили мы.
Мнение психолога Елены Жуковской:
«Потребность играть свойственна человеку на протяжении всей его жизни. В игре удовлетворяется потребность в познании и развитии, вследствие чего человек получает удовольствие. Не удивительно, что увлечение компьютерными играми стало массовым. Многочисленные исследования говорят, что игры способствуют развитию мышления, повышению умственной активности и концентрации внимания, развитию творческих способностей, формированию навыков. К тому же виртуальная реальность дает возможность примерять на себя новую роль, и через нее удовлетворять потребности, которые могут оставаться неудовлетворенными в реальной жизни. Игры в жанре action дают возможность самоутвердиться и почувствовать себя победителем, при этом восполнить недостаток адреналина и риска, которого порой не хватает в повседневности. К тому же они являются отличным способом снятия стресса и напряжения, накопившегося в течение дня.
Танкистом может стать не каждый, для этого нужно быть человеком азартным, способным увлекаться, уметь абстрагироваться от происходящего вокруг, любить разрабатывать стратегии, соперничать и при этом уметь работать в команде. Возможно, быть менее чувствительным, но интеллектуально развитым. Здорово, когда люди объединяются в сообщества, взаимодействуют, делятся впечатлениями и эмоциями, переживают вместе, поддерживают друг друга. Главное, чтобы в виртуальном мире не стало интереснее, чем в реальной жизни.
Ведь там, в компьютере, все иначе: степень ответственности ниже, нет отрицательных последствий, все ошибки можно исправить за счёт многоразовых повторений, нет близости и отношений. Игра позволяет создать свой собственный, интересный, а может, и идеальный мир, однако важно не забывать, что этот идеальный мир – лишь иллюзия реальности».