KYKY: Юрий, давайте начнем с простого. Вы известный бизнесмен, акционер СЗАО «Белфарм». Как вы стали почетным консулом Мексики в Беларуси?
Юрий Морозов: Еще в бытность депутатом Палаты представителей в 2000-2004 году я был включен в состав практически всех международных делегаций. Так у меня завязались знакомства с депутатами-участниками парламентских форумов в Африке, Америке, Гонконге и Мексике. У всех разные интересы: один преподает, другой занимается бизнесом. Мы пробовали наладить взаимоотношения, и спустя время на меня вышел посол Мексики в Российской Федерации, предложив стать почетным консулом Мексики в Беларуси. Для меня это было ново, хоть я и знал в Минске несколько почетных консулов. После того, как прошел процесс согласования, мою кандидатуру утвердили с Совмином Республики Беларусь. Я получил патент, подписанный президентом страны, в котором говорится, что я являюсь почетным консулом Мексики, и моя главная моя задача – защита интересов граждан Мексики, пребывающих на территории Беларуси, а также развитие торгово-экономических, культурных, деловых и туристических связей.
KYKY: В чем заключается функция почетного консула? Что надо делать?
Ю. М.: Могу привести пример: недавно мы проводили беларуско-мексиканский форум, куда приехали представители 15 компаний из Мексики, в основном производители продуктов питания. Мероприятие проходило в гостинице «Ренессанс», и гости могли дегустировать все, что привезли мексиканцы. Я в который раз убедился в том, что люди они открытые и добродушные, пытаются с тобой построить не только деловой контакт, но и дружеский. По результату форума было подписано несколько соглашений о возможных поставках сюда мексиканской продукции. В первую очередь они заинтересованы в том, чтобы продавать здесь фрукты и овощи (Мексика – это мировой лидер по производству авокадо), а также продукцию сельхозпереработки. Далее идет экспорт текилы и сахара. Сейчас товарооборот небольшой, за прошлый год – чуть больше 50 миллионов, но я надеюсь, он будет расти.
KYKY: Расскажите об атрибутах жизни почетного консула. Я слышала, в Минске есть даже специальные магазины для дипломатов?
Ю. М.: Всего в Минске два дипмаркета. На Киселева находится один, а второй – во дворе Сторожевки. Туда ходят все дипломаты.
Фактически по рангу почетный консул приравнен Венской конвенцией к дипломату, но в магазин мы не ходим, потому что у нас нет допуска.
На самом деле, преимуществ работы почетного консула не так много. Если в других странах почетный консул имеет право открыть магазин беспошлинной торговли для реализации национальных сувениров страны, которую представляет, и ввезти новую машину без уплаты таможенных акцизов, то в нашем случае у консула есть только обязанности. В Беларуси есть Ассоциация почетных консулов. Туда входят консулы разных стран, тот же Топузидис (Греция), Мошенский (Исландия), Костюченко (Австрия). Руководит этой ассоциацией почетный консул Кипра, бывший замминистра иностранных дел Станислав Огурцов. Он периодически поднимает вопросы о том, что у консула должны быть не только обязанности, но и права. Надо отдать должное Владимиру Макею, новому министру МИДа. Он нас зимой собирал, впервые, как говорят старожилы, чтобы поднять вопрос об экспорте беларуской продукции в страны, которые мы представляем. Ведь почетные консулы – это еще одна аудитория, которой проще контактировать со страной назначения и что-то им предлагать. Например, в европейских МИДах никто выше начальника управления вас не примет. Но когда приезжаешь в страну с почетным консулом этой страны, ты можешь встретиться с министром и вице премьером, с руководителем крупного предприятия – по регламенту им тебе трудно отказать. Вот недавно ко мне обращался «Белкоммунмаш», который пытается начать поставки своих троллейбусов в Мексику. Обращались представители «Белшины» – мы продаем немного их продукции в Мексику.
KYKY: Выходит, мы поставляем шины, троллейбусы и трактора в Мексику?
Ю. М.: Нет, сегодня наш основной экспорт – калийные и азотные удобрения. Кроме того, мы поставляем в Мексику микросхемы и даже детские игрушки на небольшую сумму. Я видел страницы с позициями экспорта, там всего по чуть-чуть, но самые существенные: удобрения, колеса, запчасти. Как таковых тракторов мы сегодня не поставляем уже года три. Почему наша техника не задерживается на рынке? Мало продать трактор, автомобиль или комбайн. Необходимо его обслуживать. Открывать сервисную сеть, направлять специалистов, поставлять запчасти.
Мы поставляем технику в экстремальные страны, где или очень жарко, или очень холодно. Так вот там, где холодно, должна быть теплая печка и мягкий стул в тракторе, а где жарко – кондиционер и холодильник.
Пока же в вопросах комфортности нам сложно угнаться за японскими и американскими концернами. Наша техника завоевывает рынки ценой, а низкая цена достигается путем минимальных вложений. Знаете, у нас на торжестве в честь открытия почетного консульства 17 марта 2016 года был замминистра иностранных дел Евгений Шестаков, который сказал: «Мы должны выходить на рынок Мексики с продукцией сложного машиностроения. На каком-то этапе мы утратили этот рынок. Думаю, при соответствующем развитии, при налаживании сборочных производств мы могли бы занять там хорошую нишу и в сфере тракторостроения, и в производстве специальной техники для коммунальных нужд».
KYKY: А может ли в Минске открыться посольство Мексики?
Ю. М.: Даже если теоретически его открыть, оно бы себя не окупало. Если есть продажа тракторов и БелАЗов, серьезный экспорт и импорт, то открытие посольства себя оправдывает. Некоторые посольства зарабатывают на выдаче виз, но по визовым вопросам с Мексикой произошло значительное упрощение: в прошлом году было принято решение, что если гражданин Беларуси имеет мультишенгенскую визу, то он может въезжать в Мексику.
KYKY: К вам за помощью обращаются граждане Мексики, живущие в Беларуси?
Ю. М.: Вы знаете, на удивление часто! Несмотря на то, что Мексика – это не Польша в плане расстояния и связей между странами, и у нас нет дипмиссий ни Беларуси в Мексике, ни Мексики в Беларуси, но практически ежедневно граждане Мексики звонят. Например, у кого-то закончился паспорт, кому-то необходима виза, у кого-то сложная семейная ситуация. У меня есть два официальных помощника, которые отвечают на звонки из МИДа. Скажем, недавно была проблема: на беларуско-польской границе задержали десять кубинцев с мексиканскими паспортами, вызвавшими вопросы у пограничников. Мы отправили копии паспортов в Мексику и получили ответ, что паспорта поддельные. То есть это были нелегальные эмигранты. А буквально недавно мы помогали гражданину Мексики, который решил расстаться со своей супругой. Его жена – беларуска – решила с ним развестись и забрать ребенка. А в Мексике сильны семейные традиции, и этот отец через суд пытался добиться возможности брать мальчика к себе на каникулы. Я так понимаю, вторая половина была против частных контактов. Ему это было непонятно и обидно. Он уже прошел все инстанции, и мы с ним вместе обратились в Верховный суд – ситуация разрешилась, он остался очень доволен. Он же специально приезжал сюда в Беларуси. А это же далеко, не из Молдавии приехать!
KYKY: А сколько по времени нужно лететь в Мексику?
Ю. М.: До Франкфурта три часа и оттуда часов восемь-девять. Когда мы прилетели в Канкун, помню, первое, что меня поразило – прозрачная вода с бирюзовым отливом и фантастический завораживающий пейзаж с океаном и пальмами, как на открытке. Причем, в Мексике нет такой изнуряющей жары, как в Египте. Природа совершенно разная: есть и зелень, и горы, и океан, и исторические достопримечательности, и парки аттракционов. Я советую всем ехать в Мексику не на 5, а на 10-14 дней, потому что страна большая, и даже переезды занимают много времени, а нужно увидеть все.
KYKY: Охотно верю! Вы как-то упоминали о том, что Мексика – это 11-я экономика в мире. Как у них это получилось, учитывая, что мексиканцы живут довольно бедно?
Ю. М.: Мексика – большая страна, где больше 120 миллионов жителей. Еще где-то 20-25 миллионов живет в США. Я был в разных городах Мексики, но сказать, чтобы там была совсем грустно, нельзя. На сегодняшний день у них почти триллион долларов внешнеторгового оборота (сравните с Беларусью, где цифры в 20 раз меньше). Основной товарооборот идет между США и Канадой по причине упрощенного режима торговли. Кроме того, в Мексике работают заводы Toyota, Ford, Chrysler, там налажено производство крупнейших медицинских компаний типа Pfizer. Если лет 15 назад существенную статью экспорта занимали углеводороды (Мексика – это нефть, газ, медь и серебро), то сегодня это только порядка 20% экспорта. Очень много производств вынесено из Америки в Мексику, так как себестоимость дешевле. Помните, как во время избирательной кампании будущий президент Трамп говорил о том, что в Америке много безработных потому, что производства перенесены в Мексику? При этом вся продукция возвращается назад в США, и это проблема. Он даже стену на границе хотел строить, правда, когда подсчитали, что она обойдется в $20 млрд, поняли, что никто не будет в это вкладываться.
KYKY: Если почетное консульство открылось всего год назад, почему же мы сегодня празднуем 25 лет дружбы между Беларусью и Мексикой? Объясните мне этот вопрос.
Ю. М.: Когда в 1992 году Беларусь приобрела независимость, были подписаны соглашения о двухстороннем сотрудничестве со многими странами. Хотя 25 лет установления дипломатических отношений между Беларусью и Мексикой – не значит открытие посольства или консульства. Но есть еще одна важная дата. В 1979 году был подписан договор о сотрудничестве между Минском и Меридой. Это один из самых крупных городов после Мехико и первый город, который построили испанские переселенцы, вступившие на полуостров Юкатан. Мериду называют второй столицей Мексики, и это один из самых старинных в мире городов, который находится под охраной ЮНЕСКО. В 1979 году оттуда в Минск приехала делегация и посетила наш Мингорисполком. Я сам узнал об этом совершенно случайно. Когда произошло назначение почетного консула, один из руководителей Мингорисполкома, а это нынешний министр образования Карпенко, рассказал о том, что существует такой договор и передал все контакты. Уже позже у меня появилась копия этого договора на испанском. Если у нас получится каким-то образом помочь восстановить связь между Минском и Меридой, было бы здорово.
KYKY: А как можно это сделать?
Ю. М.: Как можно чаще и громче говорить об этом! Мы в прошлом году провели на испаноговорящих факультетах вузов фотовыставку, посвященную Мексике, а также приглашали музыкантов из Мехико в Белгосфилармонию. Это были исполнители классической музыки, которые собрали полный зал, после чего Белтелерадиокомпания выпустила большой репортаж об этом. Эти музыканты много гастролируют в США и Канаде, и национальной мексиканской музыки у них в репертуаре не так много, в основном мировые произведения, но сам факт – афиша, проданные билеты и буклеты говорят о том, что минчане открыли для себя Мексику с другой стороны. Это не только туризм, нефть, футбол, но и удивительные традиции музыки и истории.
KYKY: Насколько я знаю, в Мексике есть не только футбол, но и рестлинг, очень специфическая борьба. Вы видели эти бои вживую?
Ю. М.: Вы знате, у них вообще бокс на втором месте после футбола, а рестлинг на четвертом после корриды. В одну из поездок мы совершенно случайно в Мехико попали в небольшой клуб и посмотрели, что это такое – мексиканский рестлинг. Столько эмоций, интересные костюмы, страстные болельщики! Мексиканскому рестлингу (он называется lucha libre или свободная борьба) сегодня уже больше 100 лет. Когда не было интернета и телевидения, соревнования были локальными, а сегодня у всего мира есть возможность наблюдать за боем, не присутствуя на арене.
KYKY: Расскажите, что происходит на этой арене?
Ю. М.: Есть борцы, которые играют по правилам, а есть те, кто использует приемы без правил: хорошие и плохие борцы. В мексиканском рестлинге любят использовать образы супергероев, и в конечном счете это не спорт в чистом виде. На ринге в определенных местах установлены пружины, чтобы можно было подпрыгивать, делая кувырок через голову. Безусловно, есть болевые приемы, достаточно серьезные, но в целом это все же представление. Его можно сравнить с боями гладиаторов в Древнем Риме, только здесь не борьба на жизнь и смерть, а именно шоу, которое собирает неравнодушных зрителей. Иногда болельщики взаимодействуют с бойцами. Выхватить стул или подать бойцу бутылку с минеральной водой считается престижным. И все это очень зрелищно: костюмы, маски, атмосфера. Кто-то выступает в маске животного, кто-то переодевается в сказочного героя или носит маску божества. Сами бои основываются на мифологических традициях борьбы добра со злом. Людям нравится смотреть, как один супермен выигрывает у другого.
KYKY: А можно было бы организовать в Минске мексиканский рестлинг, как в Белгосфилармонии – фестиваль музыки?
Ю. М.: Безусловно. Кстати, пользуясь случаем, приглашаю всех читателей KYKY на вечеринку 27 июля, в честь дружбы между Меридой и Минском. Мне кажется, здорово было бы провести товарищеский поединок между представителями Мексики и Беларуси. На сегодняшний день мексиканскую сторону могу представить и я сам. А со стороны Минска никого лучше и авторитетнее, чем его мэр, быть не может. Учитывая, что наши чиновники – активные и занимающиеся спортом люди, например, Рыженков участвует в забегах, новый министр здравоохранения Валерий Малашко готовится к старту на полумарафоне, а Андрей Шорец посещает все массовые мероприятия в Минске, мне кажется, мэр лучше всех представит город на ринге. Понимаете, мексиканцы в шахматы не играют. Если бы играли – я бы предложил ему партию! Фактически договор о сотрудничестве между Минском и Меридой необходимо ратифицировать повторно. Я подумал, что одним из способов придать импульс будет проведение спортивного мероприятия. Поскольку культурное мы уже проводили в прошлом году.
KYKY: Отличная идея! Кстати, сейчас во многих ресторанах недели мексиканской кухни. Ваша работа?
Ю. М.: Насколько могу судить, тренд пришел из Москвы. Там в моде азиатская и мексиканская кухни, потому что это необычно и чем-то похоже на наши традиции. Может, мы не едим столько кукурузы, но в остальном продукты похожи.
Кстати, сам недавно узнал – Мексика единственная страна, которая делает сметану. Именно классическую кислую, такую же, как наша по вкусу.
Сметана снижает вкус острой пищи, убирает вот это жжение и добавляет вкуса. Даже в Америке вся сметана – мексиканская. Ну и конечно, хороша такила с сангритой. Вы знаете, что мексиканцы никогда не пьют текилу с солью и лимоном? Они запивают текилу либо пивом, либо томатным соком, либо сангритой. Вот эта убойная смесь томата, лайма и перца способствует тому, что ты крепости текилы не чувствуешь. Обычно я могу выпить рюмку-две, больше не надо. А здесь выпьешь текилы с сангритой – такое ощущение, что не пил. А в «El Pushka» делают такую аутентичную мексиканскую сангриту – просто восхитительно!
P.S.
Юрий Морозов приглашает всех 27 июля в бар «El Pushka», где в честь юбилея городов-побратимов Минска и Мериды будут free угощения: мексиканские традиционные напитки и еда, а также живая музыка в исполнении мексиканских музыкантов. Кроме прочего, на вечеринке можно будет задать Юрию Морозову вопрос: всерьез ли почетный консул хочет организовать дружеский поединок и вызвать на бой председателя Мингорисполкома.