«Хата с краю»: самый восточный жилой дом Беларуси

Путешествие
Редакция КУ, заручившись поддержкой «Атлант-М», выясняет, как живут люди в самых крайних домах Беларуси. Сегодня мы гостим у самых восточных жителей страны

―Тут-тук! Есть кто дома?

В ответ тишина. Однако мы здесь не одни. Из хаты выбегают два щенка и, не сочтя нас за чужаков, повиливая хвостами, возвращаются обратно. Идем за ними. 

Вот седло лежит на столе, шапка-ушанка и цветастый галстук висят на вешалке. Дверь в комнату открывать, по правде говоря, страшновато. Впрочем, волновались напрасно ― дом пуст. О былой жизни здесь напоминают лишь две фотографии, бочка да одеяло.

Осматривая двор, мы обнаружили еще одну собаку со щенками. Животные не выглядят тощими, трава вокруг дома скошена, значит, все-таки сюда заходят местные жители.  

Вдруг слышим хлопок и крик: «А ну, пошла!». Это коров перегоняют с пастбища в деревню. Пастух рассказал нам, что Иван Хололов, хозяин самого восточного дома, умер около года назад. Жена его Анна переехала жить в соседнюю деревню. Теперь только пастухи заходят сюда, чтобы покормить собак и немного передохнуть.

Близ дома расположено кладбище. Здесь и покоятся все жители Гавриловки. Большинство могил безымянные. Холмы поросли травой, а на железных крестах развеваются белые рушники. Деревни Гавриловки больше нет. 

Дальше начинается территория России: налево — Смоленщина, направо — Брянщина.

Возвращаемся обратно, в соседнюю Липовку, чтобы узнать, какой дом отныне считается крайним. Здесь жизнь кипит: вдоль дороги важно прохаживаются гуси, играют дети и, сидя на скамейках, беседуют старички.

Подъезжаем к последнему дому. Нам навстречу выходят две женщины — Валентина и её дочь Наталья. Теперь они самые восточные жители страны.

«Я родилась в этом доме. И дети мои здесь выросли. Вот теперь с дочкой живем вдвоем», — рассказывает Валентина Булохова.  Её муж умер четыре года назад от сердечного приступа. «Он был из России. Тут рядом деревня. Познакомились в нашем клубе, как это обычно в селе бывает. Я его сюда перетянула, — говорит  женщина. — Куда я, туда и он. Так 30 лет и прожили здесь».

Но без хозяина в деревне тяжело, поэтому приходится просить помощи. Здесь, на крыльце дома, мы встретили двух мужчин, которые на велосипедах приезжают из российской деревни Корды. «Меня Игорь зовут. Я тут уже три дня кошу траву. А это Колька. Он полтора года сюда ездит, помогает» — стесняясь, рассказывает наш собеседник.

Каждый день Валентина встает на заре. «Когда на ферме работала, привыкла рано подниматься. И сейчас просыпаюсь в 4 утра, иду на огород», — поясняет героиня. Из домашних животных у Булоховых только три собаки. «Раньше держали гусей, кур, коров. А сейчас уже здоровье не то. Живут у нас две таксы и дворняжка. Пальмой, Люськой и Жучкой зовем», — дополняет дочь Наталья.

Зимой работы меньше. Основная забота — приготовить поесть. «Мы бульбаши! Ох, так люблю картофельные блинчики! Картошка  — это моя самая любимая еда», — смеясь, рассказывает Наталья. Оно-то и не удивительно. Почти весь огород засажен картофелем.

Валентине нравится деревенская жизнь. «Я все люблю. Здесь такой воздух чистый! Да и работа для меня — самое главное», — делится с нами собеседница.

Мы спросили, чего Валентине больше всего хочется и есть ли у неё какие-нибудь мечты. «Детям и внукам помогать. Делаю все, что в моих силах. Пенсии хватает. И себе что-то покупаю, и внукам», — говорит женщина.

Дому Булоховых 40 лет. После войны его отстроили заново. «Мне мама рассказывала, что в этом доме был штаб. Жили немецкие офицеры и переводчица. Всё кричали, что России конец. Маме приходилось им еду готовить. Потом пришел карательный отряд и выпалил всю деревню, — рассказывает Валентина. — Раньше Липовка была большой. Сейчас уже все разъехались. Молодежи совсем не осталось».

Каково жить молодой девушке в деревне, мы спросили у Натальи. «Мне нравится здесь. Люблю работать и труда не боюсь, — отвечает Наташа. — Мое любимое занятие — колоть дрова. Хоть мне и нельзя этого…» Дело в том, что Наталья — инвалид второй группы. У неё врожденный порок сердца. «Я закончила 9 классов. Пыталась поступить в училище в Хотимске, но меня на учебу не взяли. Побоялись брать ответственность на себя, — вспоминает наша собеседница. — Работы сейчас нигде не найдешь. Хотя… Можно, но у меня такое время, когда хочется немного пожить для себя».

В деревне есть клуб, но девушка его не посещает. «Я не люблю шум. Привыкла к спокойствию. Только по праздникам хожу на концерты. А так у меня есть компьютер. С людьми переписываюсь в интернете», — объясняет Наталья.

Раз уж молодежь разъехалась, то как строить семью и где мужа искать? «Ой, мне 27 лет, а я уже три раза была замужем! Но со мной никто не ужился, — смеется Наталья. — Потому что я сама работаю и заставляю мужчин работать». «А они не хотят!» — дополняет мама Валентина. С мужьями девушка познакомилась в клубе. Еще несколько лет назад сюда приезжали кавалеры из России. Сейчас уже незачем ездить в Липовку. «Есть мужчины, которые будут работать, а есть и такие, которым лишь бы отдыхать. Нет счастья в личной жизни», — вздыхает Наталья.

Однако в город переезжать не хочется. «У меня слабый организм. Я плохо переношу скопление этого грязного воздуха. Мне в городе очень тяжело. Больше месяца я там жить не могу, — рассказывает героиня. — А городскому в деревне будет сложно. Не каждый может так работать, как сельские люди. Если он физически слабый, то тут не проживет». В город Наталья ездит только на лечение. «Мои путешествия — это больницы. Когда еду на операцию, всегда захожу в церковь в Хотимске»,  — говорит девушка.

Мы поинтересовались, каких принципов придерживается Наталья в своей жизни. «Я живу, как чувствую. Стараюсь помогать людям — советом и делом. Мои близкие говорят, что мне эту привычку надо кидать и меньше жалеть людей, потому что меня никто не пожалеет. А мне это и неважно — пожалеют или нет. Надо делать добро и все», — в полголоса произносит девушка.

Что же, на этой приятной ноте мы прощаемся с самыми восточными жителями Беларуси и продолжаем свой путь.

Въезжаем в городской поселок Хотимск и попадаем в эпицентр веселья. Звучит музыка, по улицам гуляют нарядные и радостные люди. Здесь празднуют День молодежи. Медленно покачиваясь, вращается колесо обозрения. На «Юнге» наворачивают круги малыши, которым, кажется, немного скучновато. Аттракцион «Космос», к сожалению, под замком. Складывается впечатление, будто мы оказались в прошлом — годах этак в 90-х.

Через дорогу от парка аттракционов расположен Свято-Троицкий собор, который стоит здесь со второй половины 19 века. Учитывая историю храма, он неплохо сохранился. В 1938-м году звонницу разрушили, а иконы сожгли. После здание эксплуатировалось под банк, зерносклад и школу механизации. Во время войны собор превратили в немецкий бастион. Сегодня же здесь собираются жители окрестных деревень. И наша героиня Наталья заезжает сюда помолиться Богу о здравии.

Местные жители недоверчиво и с интересом провожают нас взглядом. Мы покидаем Хотимский район. Могилевщина приятно удивляет хорошими, но пустующими дорогами, и ухоженными лесничествами. Вот гигантские ветряные мельницы остаются позади. 

Следующий пункт назначения ― деревня Нижние Жары в 30 километрах от Чернобыля. Боятся ли радиации жители «крайнего» дома на юге Беларуси, вы узнаете совсем скоро.

div

Завершен и наш тест-драйв «Kia». Такой кроссовер прекрасно подходит для семейных загородных поездок. Удобный салон и отличная шумоизоляция. Проселочные дороги и ямы для «Kia»― не проблема. Автомобиль оснащен системой «Start/Stop», которая выключает двигатель во время остановок и вновь запускает его при начале движения. Это позволяет существенно снизить расход топлива и объем вредных выбросов. Активные и даже рискованные перестроения-обгоны «Kia» выполняет на раз, даже провоцируя на весьма динамичную езду.

div

Все фотографии из нашего путешествия можно посмотреть тут.

Благодарим компанию «Атлант-М» и  салон «KIA Motors» в оказании помощи при подготовке проекта.

div

Текст: Татьяна Никитина. Фото: Дарья Бурякина

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

«Хата с краю»: самый западный жилой дом Беларуси

Путешествие

Редакция КУ, заручившись поддержкой «Атлант-М», выясняет, как живут люди в самых крайних домах Беларуси. Сегодня мы гостим у самых западных жителей страны