Sziget в цифрах, то венгерский фестиваль в 2013 был уже 21-м по счету, длился неделю и на этот раз собрал 362 тысячи посетителей. Все происходит в центре Будапешта, на острове Обуда — за коммуникации и сцену отвечали 7500 рабочих. Подготовка фестивальной территории в 76 гектаров заняла около трех недель.
Билеты на фестиваль разделяются по категориям. Самые дешевые — однодневные без места для палатки — стоят 49 евро. Но есть ещё более бюджетные варианты: билеты на «минус первый» и «нулевой» дни стоят 21 и 28 евро соответственно. Это время обходится без выступления музыкальных групп, зато разные другие активности идут в комплекте.
Самые распространенные билеты – на всю неделю с кемпингом – стоят 229 евро.
Для ночных тусовщиков ввели специальный «Night Ticket». Он стоит 25 евро и пройти с его помощью можно после 23.00, а пробыть до 8 утра следующего дня.
Первый фестивальный лайфхак был усвоен из обрывков разговора бельгийцев, услышанного сразу по приезде на Sziget — купить билет на один день и прятаться на острове до конца фестиваля. На деле это провернуть сложнее: на входе в каждую зону стоят волонтеры и проверяют проходящих, причем делают это довольно тщательно, осматривая каждый браслет на предмет разрыва или склейки. Также по территории фестиваля постоянно ходят контролеры, то и дело вытаскивая из толпы людей для проверки сроков действия входных лент.
Для автомобилистов выделили огромную парковку, за прилетевшими отправили автобусный трансфер до аэропорта. На наших руках, помимо входных браслетов, есть и специальные проездные — CityPass. По ним можно бесплатно пользоваться всем городским транспортом. В качестве бонуса к такому проездному дают разовое посещение любой купальни венгерской столицы. CityPass продают на два дня с момента активации — такой проездной стоит 9 евро, или на весь период феста — он обойдется в 29.
Украинцы, с которыми знакомимся по пути к кэмпингу, делятся хитрой схемой использования городского проездного. Так как билет в баню дают с каждым CityPass, а полная цена на вход в купальню составляет 17 евро, они купили несколько девятиевровых браслетов и посещали бассейны за полцены.
Для владельцев билетов на фестиваль работает специальная служба такси. Самая дорогая поездка в пределах города, в черте которого расположен и аэропорт, стоит около 20 евро. Основная часть посетителей, и мы в том числе, добираются до острова на метро и наземных электричках. В будапештской подземке отсутствуют турникеты. Вместе них на подходе к эскалатору или платформе стоят 2-3 проверяющих, которым нужно показать билет или, в случае с фестивалем, браслет «CityPass». В широких коридорах некоторых станций пройти бесплатно не составляет особого труда.
Городские электрички, на которых добираются до острова от станций метро, работают по такому же принципу. Но в них, в отличие от кондиционированных вагонов подземки, ужасно душно. Весь период фестиваля в Будапеште очень жарко, около +40. На улицах раздают бесплатную холодную питьевую воду в пакетах, практически везде стоят специальные разбрызгиватели, под которыми собираются очереди. Организаторы, учитывая погодные условия, пускают с острова до центра специальный теплоход по Дунаю раз в 20 минут.
На остров Обуда ведут две дороги. Одна — для транспорта, вторая — пешеходный мост, который встречает посетителей приветственными плакатами. Русское «Privet» написали латинскими буквами. До моста работает служба контроля билетов, после — проверка вещей. Нужно лишь расстегнуть молнию и показать содержимое. Проносить можно практически всё, исключая стеклянную тару и алкоголь.
Поставив палатку, начинаем осматривать территорию фестиваля. Пиво наливают за любой барной стойкой. Оно стоит 2,2 евро — кроме него есть любые виды коктейлей и напитков. Самыми экзотическими, которое удалось найти, — ведра с мохито объемом в три литра и шоты с газированной водкой. К первым дают порядка десяти трубочек на всю компанию, вторые наливают в рюмки с сиропом, опустошить которые нужно мгновенно, пока газ не успел выйти.
Осмотрев немного сам остров, выходим в город. Заметим огромную толпу, которая движется не в сторону ближайшей станции, идем за ними следом. В десяти минутах ходьбы от фестиваля расположен гипермаркет, возле которого люди оккупировали все места в тени и пьют пиво, которое стоит в три раза меньше, чем на Sziget.
Некоторые разбавляют ликер «Ягермайстер» в бутылке с соком. Рядом с ними происходит что-то подобное: двое парней купили яблочный напиток, вылили его и заполнили полуторалитровую емкость бутылкой водки и четырьмя банками энергетика.
Цвет конечной жидкости ничем не отличается от первоначального состава, а вот концентрацию алкоголя на входе не проверяют. Тем, кому было лень мешать коктейли, покупают маленькие бутылочки с алкоголем и рассовывают их по карманам. Самый экзотический способ, который был замечен, — вливание в огромный арбуз полулитра водки шприцем.
Взяв в гипермаркете еды, пристраиваемся в первую же тень и начинаем сравнивать цены. Кусок пиццы в магазине стоит 2 доллара, на территории острова – 2 евро. Цены на Sziget начинаются с 1,5 евро за маленький хот-хог и заканчиваются в районе 8 евро за большую коробку с креветками, картошкой и рыбными наггетсами. Фургончики с едой заполняют весь промежуток между сценами, чередуясь с барами. Самые большие и популярные из них — ямайский и ирландский. Там свои сцены с выступлениями музыкантов.
Всего на острове 15 сцен, на которых за время фестиваля выступают 250 групп из 52 стран мира. Хэдлайнерами Sziget 2013 стали британцы Blur и Franz Ferdinand, австралиец Nick Cave и француз David Guetta. Музыкальная география участников феста простирается от французского шансона ZAZ до классического панка американских Bad Religion. Отдельно стоят сцены с венгерской, африканской и голландской музыкой. YouTube запускает свою площадку, на которой выступают трибьют-банды.
Белорусских групп на фестивале нет. Из россиян туда приехала ди-джей Нина Кравиц и «Ленинград». Последние уже многие годы являются неотъемлемой частью Sziget. В этот раз на сцену вместе с Сергеем Шнуровым выходят ещё 15 человек. Среди русской речи из-под сцены слышим отчетливое иностранное «Leningrad». Наш фотограф в байке «СКА» утверждает, что во время выступления солистка питерской группы не сводила с него глаз. Проверить это не удалось, так как после первых аккордов все начали прыгать и слэмиться. Между паузами слышно, как кто-то из иностранцев спрашивает перевод самого частого слова «хуй», постоянно доносящегося со сцены.
Очень удивил один голландец, который признался после концерта, что «Ленинград» – его любимая группа, и он знает все их тексты. Уточнять, понимает ли он смысл их песен, мы не стали.
Впрочем, Sziget — не тот фестиваль, который посещают только ради лайн-апа. Немцы, с которыми мы разговорились в баре, приехали сюда в шестой раз. Они сравнивают Sziget с немецкими «Rock am Ring» и «Hurricane». По их словам, будапештский остров манит своей особой атмосферой вседозволенности. На немецких фестах все строже: отдельно стоят главная сцена и палаточный городок, в который зрителей выгоняют после завершения основной программы дня.
На карте Sziget, которую раздают посетителям, находим только итальянский и венгерский городки. В поисках других кемпингов выясняем, что остальные селятся по территории острова, отмечая свои стоянки вывешенными флагами. Самые частые — немецкие, английские и голландские. Встречаем белорусов, которые приехали автобусным туром. Флаг они не вывешивают, потому что прошлый, по их словам, провисел одну ночь, а потом его украли. Кроме палаток, флаги висят на центральной аллее острова. Они стали своеобразным местом встречи после концертов. Белорусского там не было, поэтому встречались у украинского.
По всей территории стоят туалеты и души.
Остров обеспечен системой водоснабжения и канализацией, поэтому нет вони, традиционной для многих фестивалей. Несмотря на огромное количество посетителей, очередей тоже нет. Из сопутствующего сервиса на фестивале есть бесплатная камера хранения, пункты подзарядки телефонов, стоянка для велосипедов — все это тоже «for free». Есть скорая, полиция и даже почта.
По всему острову стоят банкоматы, а рядом с ними — пункты пополнения карточек, по которым идёт расчет за все фестивальные покупки. Наличные на острове не принимают, поэтому доводим баланс до, как кажется, нужного нам на весь период. Потом счет пополняли не раз — за неделю ушло около 300 евро. На карты принимают любую валюту, которая потом конвертируется в местные форинты.
Самые яркие мероприятия проводятся около главной сцены перед выступлением основных команд. Сначала в небо запускают десять тысяч воздушных шаров, в другие дни над толпой кидают тысячу пляжных мячей и раздают воздушные вертушки.
В предпоследний день зрители разрывают и бросают над головами тысячи пакетиков с разноцветной пылью. На некоторое время видимость вокруг составляет не более метра, а когда пыль спадает, мы разукрашены с ног до головы. Все как в Индии, на их известном празднике Холи.
По всему острову ходят ансамбли уличной музыки и ездят бродячие артисты. В центре острова стоит огромный шатер — «Цирк Сигета», в котором выступают венгры, голландцы и аргентинцы. Около цирка возвели колесо обозрения на 64 метра. В конце острова организаторы сделали пляж. Купаться на нем не разрешают, но забор захватил немного Дуная, максимальной глубиной около метра — это позволяет валяться в воде на матрасе.
Гид по фестивалю, который раздавали вместе с пропускными браслетами, толщиной в 70 страниц. Музыка, инсталляции, показы кино, цирк — складывается впечатление, что над культурной программой следующего Sziget’a начинают работать сразу после завершения предыдущего. Успеть на всё физически невозможно, но это и не нужно. Драйв и атмосфера, ради которых сюда приезжают, сконцентрированы по всей территории фестиваля. Девиз «Sziget» звучит как «Island of Freedom» — его вряд ли получится оспорить, да и кто-то едва ли захочет это сделать.