Разработчикам сейчас живется очень хорошо. Они получают по три-четыре тысячи долларов, что в разы больше зарплат других людей: врачей, бухгалтеров, экономистов. Такие суммы позволяют разработчикам вести особый образ жизни, а другие им завидуют, выделяя их в отдельную касту. Часто люди думают: не просто так человек получает в десять раз больше, чем я – значит, он особенный. На самом деле разработчики ничем не отличаются от профессионалов из других областей, и быть программистом может каждый. Это не сложнее любой другой профессии.
Чтобы стать разработчиком, не нужно быть гением и иметь особенные мозги, как некоторые думают. Нужно научиться немного иначе думать, развивать абстрактное и строго логичное мышление, но это реально для каждого. Обещаю, что за месяц научу программировать любого, кто этого по-настоящему хочет. Объем информации и навыков, которым нужно овладеть, чтобы писать коды, не слишком большой. Явно не больше, чем у медиков. Он может быть сравним с объемам знаний, который есть в голове у бухгалтера или юриста. Чтобы стать хорошим специалистом, нужно прилагать усилия и развиваться – это общее правило для любой профессии.
Вы спросите: а как же способности, у программистов же они особенные? Это еще один миф. Никто не рождается с предрасположенностью к программированию.
Да, в генах может быть заложена способность к какому-то занятию. Один человек, например, склонен к рисованию и если будет развиваться в этом направлении, станет хорошим художником. Но научиться рисовать может и любой другой человек, просто его потолок будет ниже, нежели у того, кто родился с предрасположенностью к рисованию. Если у человека нет ярко выраженных наклонностей, его можно обучить чему угодно и он сможет достичь среднего потолка в любой специальности. Человека без склонностей к математике и написанию кодов все равно можно научить программировать, но ему понадобится немного больше времени и усилий, чтобы овладеть этими навыками.
Разработчики просто в тренде. Они не нюхали реальной жизни
Тем, кто выбрал программирование как профессию и пошел после школы в технический ВУЗ, просто повезло. Они оказались в нужное время в нужном месте. Если у человека нет ярко выраженной генетической предрасположенности к какой-то профессии, то выбор ВУЗа – это, чаще всего, случайность. У нас начало формироваться информационное общество, и понадобились программисты, которым начали хорошо платить.
У работы программиста есть одно большое достоинство: ему не нужны орудия труда. Только компьютер, даже мозги не всегда нужны (улыбается). С ростом потребности разработчиков на рынке труда на эту специальность шло все больше людей, им постепенно начинали предлагать все больше денег. К тому же они быстро поняли, что привязать программиста к компании очень сложно. Он может писать код в любом месте для заказчика из любой страны – просто взять ноутбук под мышку и уехать в другое место. Или даже работать из дому, общаясь по Skype. Поскольку специальность очень мобильная, многие начали работать на иностранные компании, принося в Беларусь их деньги в виде зарплат. Они более-менее сравнимы с деньгами, которые западные компании платят своим специалистам.
Таким образом, каждый, кто поступил в технический ВУЗ, имеет возможность стать разработчиком, получать европейскую или американскую зарплату, что в несколько раз выше, чем у остальных беларусов. Чаще всего это просто везение. Работают программисты практически столько же, сколько представители других профессий. Меньше, чем врачи, чем рабочие, но в среднем – не больше, чем все остальные. Именно из-за высокого дохода к ним сформировалось особенное отношение как к неким гениям. Да ничего подобного! Они не гении, им просто повезло.
Программисты, естественно, часто считают себя особенными. Только потому, что могут потратить в день столько, сколько другой не зарабатывает в месяц. «Я получаю твою месячную зарплату за два дня. Что мне с тобой равняться? Ты неудачник, а я молодец», – думают они.
Там того «королевства» всего три штуки баксов, они все время сидят в теплых офисах с соцпакетом, и самая большая проблема, которую они решали – какого же работодателя выбрать при очередной смене работы. Они не понимают, почему другие люди держатся за работу, которая им не нравится, терпят орущего на них начальника. Программисты сами могут на руководителя накричать или поменять работу в любой момент, что тоже дает им ощущение крутости.
Они приписывают себе возможность такого поведения в личные заслуги, не понимая, что так происходит лишь потому, что в мире не хватает разработчиков. Реальной беларуской жизни такие люди не нюхали, не знают, что такое бороться за зарплату или отрабатывать небольшие деньги месяцами.
В бизнесе программист – не более чем батрак в поле
После того как в Беларусь пришли иностранные компании и начали продавать мозги программистов на Запад, у нас начала формироваться культура разработки. Сначала благодаря аутсорсинговым компаниям, затем начали формироваться свои компании, разработчики начали создавать продукты и стартапы, показывать их аудитории. Из культуры разработки выросла возможность существования таких выдающихся и раскрученных вещей, как Viber, World of Tanks, MSQRD и так далее. Но нужно понимать, что таких проектов на фоне общего количества очень мало, буквально доли процента. Часто стартапы искусственно раздувают свою значимость как мыльный пузырь, чтобы увеличить стоимость и привлечь лучших разработчиков. Потому что хороших специалистов и в мире, и в Беларуси не хватает.
Здесь я хочу поговорить о том, насколько успех какого-то проекта зависит от разработчика. Наблюдаю, что часто его роль сильно преувеличивается. Возьмем для наглядности рабочего на заводе Ford сто лет назад. Насколько успех компании зависел от успеха специалиста? По большому счету, ни на сколько. Если рабочие есть, то и компания есть. Если их нет, то и Форда нет. Этот же принцип применим к большинству стартапов, где есть команда технарей, каждый из которых может быть заменен. Незаменимых разработчиков нет. Да, это более интеллектуальный труд, нежели перебирание деталей на конвейере. Да, жалко терять специалиста, потому что он может оставить свои разработки неоконченными, но это решаемая проблема.
У белорусских компаний есть задача поделить между собой несколько тысяч программистов таким образом, чтобы каждой досталось побольше, и создать такие условия для работы, чтобы они не хотели уйти. Но не потому, что являются ценными кадрами. Просто программистов сейчас не хватает.
Программисты – не крутые. Им просто повезло
Есть более ценные разработчики, которые оказывают большее влияние на общую концепцию проекта, нежели инженеры, решающие вопросы на определенном этапе. Таких людей терять еще больнее для компании, но и они не являются незаменимыми, на рынке есть крутые специалисты. А поскольку незаменимых людей в отрасли нет, то и влияние программиста на успех проекта крайне редко бывает ключевым. Кроме разработки продукта есть более важные вещи, которые требуют немалых временных и финансовых затрат. Часто говорят: «Разработчики молодцы, они крутые, это все они сделали», но это не так. Успех проекта в большей степени определяется продажами и работой с клиентами. А хвалят именно разработчиков для того, чтобы они остались в компании и чтобы в компанию приходили другие разработчики и их тоже хвалили. А продажников, например, не очень хвалят – им процент платят. Да, безусловно, есть проекты, в которых разработчики действительно играю ключевую роль наравне с продажами. В таких проектах именно техническая часть является важнейшей. Но таких проектов не так уж много, и ориентироваться на них не стоит. Хотя, конечно, каждому разработчику хочется думать, что его проект – именно такой.
Сейчас формируется категория разработчиков, которые уходят в бизнес. Они думают не только про техническую часть, но и развиваются в бизнесе, занимаются продажами, общаются с клиентами. Найти человека с навыками и разработчика, и бизнесмена очень сложно, поэтому таких людей немного. Но даже они не являются незаменимыми.
Представим ситуацию: владелец компании, которая занимается изготовлением, например, мебели, ищет в команду разработчика. Для него это просто еще один очередной специалист в команде, не более. С одним «но»: придется тебе платить больше, чем остальным, раз твоя специальность такая дорогая. Перед ним сидит молодой парень и говорит примерно следующее: «Эта работа будет стоить 15 тысяч, я буду делать ее примерно полгода, сделаю или нет – не знаю, надеюсь, что да». Вот в таком стиле иногда общаются разработчики с владельцами бизнеса потому что для них это предложение – всего лишь одно в ряду других, и не саоме лучшее. Со стороны бизнесмена это полный неадекват, ему нужен просто очередной рабочий в команду, не более. Такое непонимание получается достаточно часто.
Сейчас представители бизнеса уже научились общаться с айтишниками, но все еще часто не понимают, почему должны свои кровно заработанные деньги отдавать кому-то в таком количестве просто потому, что ему так хочется.
При этом первый работал до седьмого пота, выстраивая свой бизнес, а второму просто повезло. Он кроме компьютера ничего, по сути, и не видел в жизни.