Идея делать принты с вышиванкой терзала Анастасию несколько месяцев кряду. Тем более, средства достижения цели были прямо под рукой: муж Анастасии — бизнесмен, компания которого наносит печать на ткани. Русю в качестве компаньона она выбрала неслучайно. Белорусская певица достаточно давно открыла собственный сайт, на котором собрала 45 белорусских орнаментов с их описанием.
Наста: На самом деле, только с третьей попытки у меня получилось связаться с Русей. Первая была по музыке, вторая — летом, с майками, но лето быстро закончилось — майки стали не нужны. И только осенью мы собрались, чтобы что-то сделать.
Руся: Настя — первый человек, который обратился ко мне с вопросом возможности использовать содержание моего сайта легально. Настя позвонила мне и говорит: «Руся, мне так понравилось, я так вдохновилась, давай что-нибудь сделаем, я готова тебе долю предложить. Мне хочется вас отблагодарить». Никто до этого никогда не обращался с подобными вопросами. Люди и так лихо всё это эксплуатировали: даже ссылки на сайт частенько не ставили. Так что Настю я сразу зауважала. Большой тебе, Настя, респект!
Собирать информацию об орнаментах для сайта Русе помогали ученые, хотя она и сама много об этом знает:
Руся: Это научная исследовательская работа. Я была просто инициатором. Когда я сделала орнаментальные татуировки, ко мне подходили люди, как будто я специалист, и задавали много вопросов. Я не специалист и предпочитаю действовать системно, то есть заплатить деньги, нанять специалиста, объяснить, что мне нужно, и получить действительно качественную информацию. Я пришла к научным исследователям, которые занимаются вышивкой, орнаменталистикой, народным творчеством, традиционными песнями — это и преподаватели, и работники Ветковского музея традиционной культуры, который считается самым кошерным и важным у нас в стране. Зачем я это сделала? Хотелось вывести белорусский орнамент на другой уровень. Есть общество интересов традиционной символики, но все согласятся, что никто из людей моего или вашего возраста не пойдет в библиотеку читать научные книги, разбираться в вышивке, орнаментах и так далее. К сожалению, многие специалисты отказывались сразу, говорили: «О, Руся, классная идея, популяризировать нужно, но начнется такой бульбасрач, мне не хватит здоровья в этом участвовать». Поэтому согласилось только несколько людей — Ирина Мазюк и работники Ветковского музея, которые позволили отфотографировать старые рушники, вышивки, поделились архивами фотографий из своих научно-исследовательских работ. Это делали такие львы! Эти люди обладают сверхзнаниями!
А сейчас меня очень веселит то, что происходит в социальных сетях по поводу запуска компании «Роднае цела»: этих ученых упрекают в том, что они якобы что-то неверно интерпретировали — это смешно и неуважительно. Этот сайт — подарок нашей Родине и умирающей культуре.
Настя: А я рада возмущению знатоков в социальных сетях. Благодаря им у нас рождаются новые идеи. Полемика в социальных сетях помогает прийти к выводу, что стоит писать значение орнамента прямо на фотографии. Человек должен заранее знать, что он хочет купить, тогда не будет недопонимания. Наша цель — популяризовать белорусскую культуру.
KYKY: Многие люди интересовались, почему на черном белье изображены узоры золотого цвета, когда изначально белорусский орнамент красно-белый. Вас это не пугает, вы не задумывались об этом?
Руся: Не пугает! Это дизайнерское решение. Почему мексиканские черепа, которые изначально разрисовывались цветными красками, сегодня спокойно печатаются в черно-белом цвете, и никто не обращает на это никакого внимания?
Наста: Это интерпретация. Наш проект — соединение современности и ценного прошлого. Это идея дизайна по мотивам вышиванок. Это просто очень красиво.
KYKY: Дизайн вашего белья уже сформирован, или он будет меняться?
Руся: Когда мы отпечатали первую партию, мы увидели некоторые недостатки и решили сразу же их исправить. Вторая партия отличается от первой.
Наста: Мы собрали общественное мнение, и в новой партии (выйдет вот-вот) будут классические слипы и шортики с заниженной талией для женщин.
KYKY: Многие читатели Onliner.by писали, что было бы лучше, если бы вы делали стринги. Прислушаетесь к их мнению?
Самая ходовая модель
Наста: Если стринги — это то, что хочет народ, то да, мы готовы делать и стринги. Будут еще модели, однозначно другой формы, также будут спортивные бюстгальтера и маечки, мы в любом случае будем развиваться, будем пробовать. Уже можно сказать, какой лучше всего узор идет, какая модель лучше всего расходится (там, где поясок вокруг) и мы понимаем, что в следующей партии этой модели мы сделаем больше.
KYKY: Что означают орнаменты на вашем белье?
Наста: Мы выбирали знаки так, чтобы они подходили максимальному количеству людей, очень много знаков обозначает невинность, девственность, рождение детей, плодовитость. Мы выбирали знаки, которые имели женские и мужские значения, конкретно этот знак (я говорю про самую популярную модель) — обозначает женственность «веснавая земля», красота женщины. И даже если по мнению мастеров вышиванок это не так, лично мне приятно носить нижнее бельё с мыслью о том, что оно прибавит мне женской красоты.
Руся: А еще мы шутим между собой, что неплохо было бы найти такой знак, который оберегал бы мужа от измены в командировке.
KYKY: Вы говорили, что хотите в последующем делать еще и одежду. У вас есть уже какие-то наметки?
Наста: Пока в планах есть трусики, майки в комплект, пижамы и постельное бельё.
Руся: Я с нетерпением жду черное белье с золотыми принтами, я уже просто вижу, изнемогаю, хочу заполучить!
Наста: Я очень хочу одежду. И надо, конечно, реально смотреть на вещи — каждый выпуск белья/одежды требует времени, вложений моральных, физических, финансовых. Поэтому, как только мы сделаем все, что перечислили, мы перейдем к одежде.
KYKY: А где вы будете это все продавать?
Руся: Мы хотим обратиться в крупные торговые точки в городе, вроде Bigz, Простора, ЦУМ, ГУМ, наши обычные городские магазины плюс магазины-лавки, которые занимаются продажей традиционной символики, как, например, лавка «Славутыя Майстры» в старом городе на Немиге.
KYKY: Вы говорили, что после нашего интервью с Сашей Ярославцевым загорелись идеей предложить ему сотрудничество. Вы не шутили?
Наста: Мы сейчас открыты ко всему, и этот проект дал столько новых знакомств, возможностей, идей! Поэтому, конечно, читая интервью с Франакам Вячорка и Сашей Ярославцевым, хочется ему позвонить, сказать: «Давай сделаем вместе!». Если есть желание — конечно, да!
KYKY: Открытие вашей компании говорит о том, что вышиванка полностью ушла в массы?
Руся: Я не согласна. Пока мы надеваем вышиванки, чтобы сделать сэлфи, или красануться на какой-то тематической вечеринке. Вот ты носишь вышиванку, например, или надеваешь ее ночной клуб? Нет, это процесс очень долгоиграющий. К сожалению, так быстро народ лицом к своей культуре не повернешь, как ни старайся. Это сейчас происходит достаточно интенсивно, но в то же время это локальные действия. Поэтому не стоит радоваться, будто вышиванка пошла в народ.
Наста: Но стоит также, как и другие, прикладывать усилия для того, что бы вышиванка полностью ушла в массы.
KYKY: Как вы считаете, у вас есть большой шанс на успех в плане бизнеса?
Руся: Да!
Наста: Конечно, мы делаем для этого всё возможное.
Руся: Для меня, прежде всего, важен именно культурный компонент, образовательный, популяризаторский.
Раз уж мы, пардон, просрали свою культуру, то мы обязаны хотя бы позволить ей еще немного пожить в повседневной жизни.
Я нахожу очень непродуктивной такую идею, когда к традиционному искусству относятся как к музейному экспонату, который нужно спрятать куда-нибудь в сундук, сесть на него и всем говорить «Изыди, ты!». Это такая олдскульная концепция мировоззрения, я не знаю, почему многие люди продолжают на этом стоять. Я надеюсь, что человек после нашего белья захочет пойти в школу традыцыйнага мастацтва и сделать вышиванку своими руками. Тогда это и обретет сакральный смысл. Потому что-то, что мы делаем — это демонстрация глубоких единиц сакрального текста, просто магия, визуальная магия, мне кажется, через такие популярные идеи люди могут идти к чему-то высокому.
Наста: Через такие простые вещи можно донести достаточно глубокие темы. Да, мы попробовали через трусы. А как иначе? На подушки или пижамы столько людей бы просто не отреагировало.
Руся: Вот у меня на руке три татуировки белорусского орнамента. И эти три знака всегда со мной, и они мне помогают, поскольку я вкладываю в них смысл. Так как я много путешествую по разным странам и имею интенсивный гастрольный график, иногда просто выпадаю из космоса, могу растеряться, а это — три напоминания, которые помогают мне держаться заданного жизненного плана. Это «сувязь с продкамі», «вяснавое абуджэнне зямлі и энэргія сонца», которых мне, как носителю белорусской культуры, дико не хватает, и последнее — «павага да мужа и моцная сямья». Это три основных кита, на которых базируется мой жизненный план.
KYKY: На ваших фото все женщины «семейные», не модели из агенства. Но самое интересное — афро-американка, это какой-топиар-ход?
Руся: Это месседж, что белорусская культура может быть родной и приятной не только для носителей белорусской культуры. Нас уже и так много, и все это мультикультурное сообщество распространилось по всей планете, поэтому ничего страшного и зазорного нет в том, что наши знаки могут нравиться людям другой культуры. Мы очень дружелюбные, открыты к этому контакту.
Наста: Белорусы носят одежду с китайскими иероглифами, и я буду очень рада, если белорусы и люди из других стран будут носить наши орнаменты.
Возвращаясь к фотосьемке, скажу, что фотографы (Канаплёв+Лейдик — спасибо им большое за сотрудничество!) предлагали и светских женщин. У нас была идея делать акцент не на знаменитостях, а на обычных людях: среди моделей есть и певица, и мама троих детей, вообще нереальный ей респект за такой внешний вид, и в том числе Полина, наша афробелоруска. Да, конечно, в том числе — это пиар-ход.
KYKY: Люди, увидев эти фотографии, хорошо восприняли? И что вообще говорили, увидев ваше белье?
Наста: «Спасибо вам за фото! Я не могу теперь работать!» вот что говорили. А вообще, много положительных откликов, много негатива. Многие боятся. Боятся и бизнеса такого.
Это такая черта белорусов, много хотеть, но мало делать, потому что все боятся начинать.
Руся: Боятся начинать, боятся критики. Вот хочу обратить внимание читателей на такую странную вещь: живут себе люди, их вообще не парит тема возрождения культуры, но стоит сделать какой-нибудь активный выход — и у людзях прабуждаецца сапраудны беларус! И начинается!
Наста: Я коуч и тренер и я знаю, почему так происходит — у нас есть страх, что-то сделаю, а в итоге оно не выйдет, поэтому кажется, что лучше даже не начинать. Следовательно когда начинает кто-то другой, реакция бывает разной — от восхищения до троллинга. Мы ожидали реакции. Любой. И рады тому, как всё происходит. Мы довольны. И планируем заявить о себе ещё много раз.