В мой американский период жизни я часто наблюдала соседского мальчика, который, кажется, всегда мечтал стать полицейским: носил значок, говорил по рации, спасал животных, попавших в беду, ловил коварных злодеев. Его родители искренне гордились своим сыном, даже когда тот совершал недетские выпады: например, преследовал преступников на газонокосилке, чудом повредившей только забор, или «под прикрытием» забредал в соседний квартал, после чего его искали настоящие полицейские.
В воскресенье мы гуляли с семьей и случайно встретились с группой разудалых ВДВ-шников: «странные дяди», шатаясь, повисали друг на друге, орали песни, по-дружески мутузились (под вечер потасовки были совсем не в шутку, и в интернете полно фотоотчетов о празднике с выбитыми зубами, прыжками с моста в городскую реку, порванными на груди тельняшками и прочими «подвигами»), ныряли в фонтаны, громко кричали «За ВДВ», понимали «дядю Ваню», и, толкаясь, одновременно потешали и пугали прохожих.
Глядя на это веселье, я вдруг поняла, что очень не хотела бы, чтобы мои сыновья сообщили мне, что подумывают стать милиционерами или вот такими, как «эти дяди в полосатых майках». Я приняла бы самый неперспективный профессиональный выбор, любые эксперименты со внешностью – поняла бы и помогла в случае жизненных ошибок, но более чем удивилась бы и огорчилась, если бы сыновья сказали: «Я бы в армию пошел (милицию, ВДВ, спецназ и проч.), пусть меня научат»… Почему так?
Мужественность и тестостерон
Ну, действительно, почему, ведь перед нами сама мужественность и тестостерон в стопроцентной концентрации? Вот они – герои, успешность которых в нашем обществе была бы значительно выше, если бы, не дай бог, случилась война. Но войны нет, нет и Советского союза, в котором статус военного был высок и, со стажем, – финансово оправдан. Успех профессии «военный» давно в прошлом, как, впрочем и влиятельность бицепсов. Помните анекдот про пресс? Так вот сегодня в понимании общества пресс – это тугая пачка денег, а не устаревшие значение, когда «с животом что-то не так». Возможно, это временно, но такова реальность, и у трудолюбивого ITшника с хорошей зарплатой и такими же уверенными перспективами сегодня больше «внешних» признаков лидирующего самца, нежели у парня с прокаченной грудью и крепкой головой, добровольно расколовшей десяток кирпичей.
Разумеется, достаток и успешность – не самое важное. Повторюсь, я готова поддержать выбор своих детей в совершенно неперспективных (к сожалению, в нашей стране) сферах искусства, педагогики, медицины – дело еще и в отношении к представителям армии и МВД, к тем, кто мог бы претендовать на звание «героя детворы».
В нашем регионе еще долго на генетическом уровне будут бояться милицию, нескоро станут доверять ей. Со времен репрессий, доносов, «черных воронков» прошло прилично времени, но доверия не стало больше. Уверена, есть и хорошие люди среди них – в любой сфере не без исключений, но общее отношение к «ментам» скорее настороженное, чем доверительное. Мы все так же боимся произвола, мы не уверены в силе и честности Закона. Четвертая власть принадлежит не СМИ, как принято считать во всем мире, а силовым структурам. Коррупция, беззаконие, отсутствие культуры, чтобы пользоваться властью грамотно – отсюда всеобщее недоверие: ты никогда не знаешь, где и как окажешься виноватым, причастным к грубости, хамству, вляпаешься в бюрократические путы. И это совсем не тот образ героя, в котором хочется видеть своих деток.
Возможны ли реформы в силовых структурах
Но чудеса случаются, и рядом, в Грузии, также бывшей частью СССР, были проведены реформы в работе силовых структур, и, что самое важное, в отношении к ним граждан. Прозрачные (в прямом смысле) полицейские участки, служба спасения, звонком в которую оборачивается любая передряга – например, у вас потек кран, вы звоните в службу спасения (помните передачи об американском аналоге 911?), звоните, сообщаете про ваш кран, вас переключают на нужный отдел – помощь идет, граждане верят в нее, доверяют ей, и обращаются при первой необходимости. Кран, травма, преступление, котенок на ветке – звоним в службу спасения. Так в обществе формируют образ того честного и отважного «полицейского», которым мечтают стать многие мальчишки – не пустой образ, что важно. От грубой силы и беззакония – к настоящему уважению и социальной востребованности.
В принципе, я не против дня ВДВ – пусть купаются себе в фонтанах и бьют друг другу натренированные физиономии, и, к слову, хорошо, что все оборачивается фонтанами, а не потасовками «деревенские-дачники», когда, к примеру, у Ратуши могли бы столкнуться любители классики и пьяные мужики в тельниках (наивно полагать, что в армии служивым ставят Баха, чтобы вдохновить их на разбитие кирпичей о собственную голову).
Такое вот цирковое представление той культуры, день которой закреплен в календаре датой 2 августа… Пусть празднуют. Но сделайте тогда день ITшника, например. День Предпринимателя (отважные малые, надо заметить). День художника и актера. Отпразднуйте ярко и достойно день медика! (Впрочем, вероятно, в календаре есть день медика, что, однако, не делает эту профессию престижной и достойной быть в мечтах детей).
Я хочу, чтобы мои дети верили в супергероев. Где они?
На пьяных мужиков в тельняшках мои дети смотреть не хотят – они их пугают. Не предлагайте «Дожинки», потому что в них герои битвы за урожай также быстро теряют человеческий облик… Где герои? На кого смотреть мальчишкам и мечтать о подвигах? «Во имя их женщины варят сталь и дети падают ниц», – пел Гребенщиков о полярниках. Покажите мне праздник приемных родителей или людей, отдающих часть своей жизни благотворительности! Я хочу отвести моих сыновей на парад экологии и любви к своему городу, и чтобы в нем принимала участие не горстка людей, которые большую часть своих сил тратят на борьбу с бюрократией, а не на конкретные дела по благоустройству Минска. Да что уж там, я готова отвести детей на показательные выступления пограничников с собачками, но вместе с тем почему-то не забываю о том, что когда-нибудь мне нужно будет заботиться о том, чтобы отмазать старшего от армии…
Через 10 лет моему старшему будет 16, и, если не государство, то я сама постараюсь показать моим сыновьям настоящих супергероев – они есть вокруг, хоть и не празднуют своих дней в календаре, не плещутся в фонтанах. Впрочем, было бы странным ожидать от них подобных «фейерверков».