Кажется, история белорусской альтернативной музыки еще не так длинна, но, между тем, как минимум одно поколение музыкантов у нас уже сменилось, и как минимум один главенствующий тренд уже отошел в прошлое. Начиная с конца 80-х, центральное место среди альтернативной музыки занимал национально-ориентированный рок. Представленный целым пучком музыкальных стилей, от вполне пост-панкового «Нового Неба» и до тяжело-металлического «Znich» – идеологической точки зрения эта группа музыкантов была оформлена очень четко. Если говорить об основных чертах группировки, то она отличалась текстами национально-возрожденческой направленности, часто лиричными и избыточно минорными, с ноткой извечной белорусской безысходности, вполне отражающей исторические обстоятельства последних пятиста лет. При этом, если качество музыки было средним, качество текстов зачастую было вполне высоким.
Кого сегодня греет национально-ориентированный белорусский рок
Главенствовала такого рода музыка довольно долго – пожалуй, где-то до середины 2000-х, когда идеологический посыл стал уж очень сильно расходиться с наблюдаемой действительностью и выглядеть несколько архаично. Это, видимо, было понятно и зрителям и музыкантам, так что большинство коллективов к этому моменту снизило активность или вовсе ее прекратило, а у оставшихся подуменьшилось количество поклонников – остались только наиболее идеологически упертые. Мало кто нынче помнит о Зянон-хопе, еще меньше людей смогут идентифицировать почти 40 отсылок к различным событиям и мемам в этом тексте – и это для меня хороший индикатор вымирания такой аудитории.
Поскольку мы говорим о примерно 15 годах и о нескольких десятках коллективов, сложно характеризовать качество этой музыки каким-то однозначным образом. Во всяком случае лучшие из этих групп, такие как N.R.M или Ulis, конечно, представляли большой интерес – и искреннестью исполнения и нетривиальностью текстов. Однако, в силу объективных сложностей с звукозаписью в то время, альбомы этих коллективов не всегда высокого качества и могут отпугнуть своей архаичностью, да и достать их не всегда легко (впрочем, кое-что можно найти например вот здесь).
Диск, который выпустили белорусы из АБ-БА
В связи со всем этим работа, проделанная АБ-БА очень хороша и важна. Приуроченная к юбилею Басовища – главнейшей, пожалуй, площадки для национально ориентированной музыки, пластинка отражает все 15 с лишним лет жизни явления. Качественно и сдержанно записанная и аранжированная, работа сделана с участием оригинальных вокалистов, а также детского хора, который здесь не только не выглядит неуместно, но и делает звучание более однородным и цельным, приводя разрозненные песни к общему знаменателю.
Получившаяся запись имеет все черты хрестоматии и в каком-то смысле даже программна и академична – она как бы суммирует явление, подчеркивая его важнейшие и лучшие черты, позволяя слушателю получить о нем объемное представление без прослушивания 15-летнего архива, но на основании всего лишь чуть более, чем десятка песен. Все номера альбома – знаковые, в свое время - очень популярные, некоторые (вроде «Трех черепах» или «Будь вместе с нами») стали чем-то вроде неформальных отечественных гимнов. Здесь все эти песни звучат почти очищенно от своей идеологической составляющей, просто так, как они есть, что безусловно способствует долговечности. И хоть охватить удалось далеко не все коллективы (скорее наоборот – лишь единичные группы), подборка получилась очень показательной.
Альбом слушается легко, и наилучшим образом подводит черту под национально-ориентированным белорусским роком, суммируя его post-mortem, со всем возможным уважением, и давая даже несведущему слушателю шанс понять, прослушав всего одну пластинку, что же это было за явление такое и почему оно важно для отечественной музыки.
Я могу рекомендовать этот альбом абсолютно всем. Мы получили прекрасную пластинку, которая наверняка станет классикой отечественной альтернативы.