Один лонгплей, а затем Perestroika!
На текущий момент белорусских релизов 2753. Примерно половина значится в категории «рок». Вторая половина помечена как «электронная музыка». За 80-е в каталоге отмечен только один лонгплей Государственного академического народного хора Белорусской ССР «Там, где реченька бежала».
Настоящий же бум начинается в Беларуси 90-х. Тут же упрятаны великолепные алмазы ламповой трэш-культуры, перемешанной с годным техно, христианским роком, первыми альбомами «Нейро Дюбеля» и Vicious Crusade. Перелопатив сотни всяких релизов адской российской попсни, непонятно как попавшей в эту категорию, и пиратских самопалов, изданных в наших краях, представляем вашему вниманию лучшие сортовые издания первого десятилетия белорусской независимости.
Именем Христа
После распада СССР почти все идеологи ушли в РПЦ, а поэтому ниша христианского рока манила музыкантов, небезразличных к Иисусу и его друзьям. Артефакт эпохи – компакт-диск брестской группы «Спасение». На сегодняшний день у ансамбля есть несколько фан-клубов, а на youtube можно отыскать простые, но качественные клипы.
Ни ноты без ВКЛ
Вероятно, первый национально-исторический проект, помещенный на коммерческие рельсы. Группа The Litwins с альбомом «Ой, У Лузе-Лузе...», изданном на лейбле «лiцвiны», и с англоязычными песнями – пример того, как можно смешать все тренды и закруглить в пространстве одного лазерного диска. Кроме этого релиза ни лейбл, ни группа никаких цифровых следов больше не оставила.
Советский ренессанс
Привет с большого будуна из социалистического лагеря! Пластинка ансамбля «Верасы», который, по всей видимости, переживет и Михаила Горбачева. Хит «Я у бабушки живу» в наличии.
Первое белорусское техно
Помимо первых попсовых опытов, зиждущихся на достижениях империи Пугачевой, было среди белорусских релизов и отличное техно. Как пример – релиз культовой группы Дизель Экшн «Топливный бит». Их трек «Move It Now» можно услышать и сегодня. А еще есть клип, документирующий, как группа начинала с исполнения рэпа прямо на белорусском ТВ в 1992 году.
Местный Джаггер
Попытка запилить рок-н-ролл, взяв немножечко от Kid Rock, дефолтов и рецессий и западной стилистике. На самом деле «Rouble Zone» – проект белорусского музыканта Олега Минакова, еще в 90-е свинтившего в Бельгию.
Немного радикального империализма
Белорусские музыкальные 90-е сложно представить без «Красных Звезд». На тот момент лирику группы пронизывала национал-большевистская идеология, а сам стиль относился к «сибирскому панку». На текущий момент группа существует, однако ее идеология радикально сменилась и больше напоминает абсолютно конформистский и ненапряжный инди-рок.
Burn Minsk! Burn!
В продолжение техно – крайне взрывоопасный digital hardcore от группы Ambassador 21, практически неизвестной тут, но очень котируемой в Германии (особенно если речь идет про мероприятие типа Machine Fest). Группа – идейный преемник немецких анархистов-радикалов Atari Teenage Riot.
Легендарные компиляции
Ну и, конечно, как же не вспомнить про легендарный сборник песен «Клаустрофобия», «Hard Life Heavy Music» и «Hot Rock Two». Но тут мы немного отошли от темы, ибо это уже начало нулевых.
Театральный блюз
Еще один звоночек эпохи – песни актера Алексея Шедько. Почти все релизы изданы «самопалом» (по крайней мере, в каталоге о лейблах ничего не сказано) и в составе белорусской группы «Сестра».
Что-то модно, а что-то Солодуха
Ну, и напоследок стоить заметить, что в Беларуси по прошествии всех этих лет не поменялась только власть и Александр Солодуха. Тут же он представлен с названием релиза, совпадающим с одноименной песней. Не очень-то сложно догадаться, какой именно.