Bloodhound Gang – Hard-Off
Что: искромётный жопно-сортирный юмор в лучших традициях.
Чем хорош: первого за десять релиза от группы не ждал никто, кроме самых упёртых фанатов – а зря. Иногда замечаешь, как музыка взрослеет вместе с музыкантами – так вот, это точно не о Bloodhound Gang. Джимми Попу уже 43, а он по-прежнему ведёт себя как 17-летний идиот. На «Hard-Off» нет никакой политкорректности и никакой телячьей нежности – и как же, чёрт побери, радостно, что кто-то ещё может себе такое позволить! BHG, как всегда, жонглируют жанрами – от поп-панка и хип-хопа до синт-попа 80-х, а на отличном треке «We're Gonna Bring The Party To You» выдают почти что Beastie Boys. И, конечно, всё это подкреплено бронебойной самоиронией: в одном из треков Джимми Поп поёт, насколько он не клёвый, и ему подпевает Джои Фатоне – бывший участник N'Sync.
Кому слушать: тем, кто когда-то любил эту группу (и тем, чей мозг не взрывается от просмотра «Джея и Молчаливого Боба»).
Если понравится: достаньте старенький альбом «Hooray for Boobies» и вспомните, на какие финты группа была способна 15 лет назад.
Baroness – Purple
Что: одна из самых красивых рок-пластинок года.
Чем хорош: за месяц до выхода прошлого альбома автобус Baroness попал в серьёзную аварию, и тот инцидент едва не стал причиной распада группы. К счастью, более или менее обошлось; правда, ритм-секция группы полностью сменилась, и Baroness вынуждены были искать новое звучание. Ура, им удалось: Purple одинаково не похож и на напористые, тяжёлые ранние работы группы, и на пресноватый предыдущий диск – Yellow & Green. Новый альбом – на равном расстоянии от Mastodon и (вот это поворот!) Foo Fighters; это умный, умеренно тяжёлый прог-рок, главный конёк которого – красивые мелодии. И да – пожалуй, Baroness ещё никогда не звучали так эмоционально.
Кому слушать: всем искателям красивого.
Если понравится: попробуйте ещё один красивый и сложный диск декабря – «...neither the fires of hell will guide us home» малоизвестной, но очень хорошей группы fire walk with me!
ayva – счастлив тот кто
Что: новая порция игрушечной электронной музыки минчанина Ивана Килина.
Чем хорош: постоянным движением и скромным обаянием. Сначала об ayva говорили много и громко, потом хотя бы просто говорили; четвёртый альбом вышел совсем уж незамеченным. Оно и ясно, почему: Иван Килин не загонялся никаким промоушеном, а просто выложил альбом в своей группе VK, подписав: «привет. это мой альбом». Привет, Иван! У тебя очень хороший альбом. Здесь всё меняется, переливается, вздрагивает, улыбается, почёсывается, посвистывает. Короче, твоя музыка – очень человеческая.
Кому слушать: тем, кто хочет стать немного счастливее.
Если понравится: послушайте ещё один белорусский декабрьский диск – «For all & none» проекта Hamlet His Highness. Он совсем другой и по форме, и по настроению – но в нём, как и в «счастлив тот кто», есть что-то неуловимо близкое.
Sunn O))) – Kannon
Что: дроун и эмбиент – камень, плавящийся в лаву.
Чем хорош: если вы знакомы с творчеством группы Sunn O))), и оно вам нравится – вам нечего объяснять; если знакомы, но не нравится – вам объяснять незачем. Наконец, если вы никогда не слышали о такой группе, знайте: Sunn O))) – одна из двух ключевых групп дроун-дум-метала, самой медленной и тяжёлой музыки из всех тяжёлых и медленных (вторая группа – Earth). Kannon – кажется, седьмой номерной альбом группы (и приблизительно пятидесятый релиз), и он звучит чуть прозрачнее предшественников. В остальном же всё по-прежнему: перегруженные гитары медленно вибрируют низкими нотами, странный венгр Аттила Чихар транслирует космос через свой голос.
Кому слушать: если включать эту музыку тихо, то она подойдёт любителям медитаций. Если включать очень громко – можно использовать как прессотерапию.
Если понравится: послушайте Terrestrials, прошлогоднюю коллаборацию Sunn O))) с хорошим норвежским проектом Ulver.
Cage The Elephant – Tell Me I'm Pretty
Что: инди-рок, какой он есть в XXI веке.
Чем хорош: музыка Cage The Elephant – добротная смесь изобретений Franz Ferdinand, Arctic Monkeys, The Strokes, The Black Keys и ещё десятка хороших рок-групп последнего десятилетия. То есть стилистически их музыка абсолютна вторична – но всё равно очень обаятельна. Tell Me I'm Pretty продюсировал лидер The Black Keys Дэн Ауэрбах, то есть один из вдохновителей американского квартета. К этому диску хорошо подходит эпитет 'приятный': приятные мелодии, приятные аранжировки, приятный звук. Тут много хороших песен – и не так уж важно, что похожие песни вы слышали уже сто раз.
Кому слушать: лёгким на подъём.
Если понравится: переслушайте Suck It and See – самый нежный альбом Arctic Monkeys; кажется, песня How Are You True, самая красивая на Tell Me I'm Pretty. хорошо бы вписалась на тот диск.
Batushka – Litourgiya
Что: православный блэк-метал – возможно, всерьёз, но скорее всего – по стёбу.
Чем хорош: одно из самых любопытных открытий 2015 года. Восемь треков альбома, названные ектениями и пронумерованные по порядку, складываются в одну большую молитву, исполняемую то блэковым скримингом, то православным басом, да и текст альбома – в самом деле молитва. Спето это всё под очень бодрый и не слишком тяжёлый блэк-металлический аккомпанемент. Состав «Батюшки» пока остаётся загадкой; выпустивший пластинку лейбл Witching Hour намекнул, что группа состоит из известных в метал-кругах польских музыкантов, и интернеты уже предложили тысячу вариантов, кто бы это мог быть. Самая популярная версия гласит, что Batushka – это сайд-проект группы Behemoth, а «Литургия» – элегантная месть за отмену концертов группы в России и Беларуси. Ходят, однако, и другие слухи; кое-кто даже утверждает, что «Батюшка» – вовсе не польская группа, а белорусская. Впрочем, вся эта история с православным блэк-металом могла бы остаться всего лишь остроумной шуткой, если бы не сама музыка Batushka. Её обсуждают не менее горячо: одни блэкари отметают как «нетру», другие – восторгаются свежестью музыкальных решений. Лично я примкнул ко второму лагерю: Litourgiya – очень изобретательный и напористый диск, к тому же с отличными мелодиями.
Кому слушать: всем, кто любит тяжёлую музыку, причём не только блэк – как показывает практика, Litourgiya может понравиться и людям, далёким от блэк-метала.
Если понравится: поищите записи чешской группы Cult of Fire, которая играет мантра-блэк-метал, словаков Death Karma, которые вплетают в свой тяжмет ритуальные мотивы народов мира, или группы Nile, прекрасно увязавшую дэз-метал с египетскими мелодическими ходами.
Lil Ugly Mane – Oblivion Access
Что: дерзкий и изобретательный абстракт-хип-хоп.
Чем хорош: Lil Ugly Mane – очередной супергерой, появившийся на музыкальном горизонте из ниоткуда (то есть из интернета). Признаюсь, я не слушал предыдущие записи «маленького уродливого чувака», но Oblivion Access зацепила крепко. Это злая, очень свежая и очень смелая запись: крепкий бит, мощный флоу, удивительные формы и интересные эксперименты со звуком. Если хип-хоп – это новый рок-н-ролл, то Oblivion Access – это хип-хоповый аналог «White Light White Heat» Velvet Underground.
Кому слушать: во-первых, любителям небанального хип-хопа, во-вторых, интересующимся необычной электронной музыкой, а в-третьих, меломанам, которые по-прежнему считают, что хип-хоп – музыка банальная: этот диск может вас переубедить.
Если понравится: если хотите чего-то столь же необычного – послушайте Death Grips. Если просто любите хип-хоп, всякий и разный, то для вас в декабре вышло много хороших дисков: прифанкованный феминистский рэп Lizzo «Big GRRRL Small World», крепкий и ровный «Black Market» Рика Росса, сексуальный «Late Nights» от Jeremih, который метит в короли нового R&B, и, наконец, мощный гангста-боевик «King Push: Darkest Before Dawn – The Prelude» от Pusha T. Все эти диски достойны включения в список лучших альбомов месяца – только вот статья, увы, не резиновая. Ах да, и о своих не забывайте – у белорусского рэпера Vinsent'а в декабре вышел очень приличный диск «Vir».
Daedelus & Kneebody – Kneedelus
Что: очень гармоничное соединение прогрессивной электроники и джаза.
Чем хорош: Daedelus – электронный продюсер, издававшийся на Anticon и Ninja Tune; Kneebody – джаз-фанковый квинтет, славящийся музыкой изобретательной и эклектичной. Вместе эти ребята создали какой-то уж совсем невероятный проект, который и сравнить толком-то не с чем. Сложные гармонии, ускользающие, хаотично смешивающиеся мелодии, пульсирующие барабаны – и всё это со звуком, мягким, как приглушённый закатный свет. Странный, но очень притягательный диск.
Кому слушать: в первую очередь – любителям экспериментального джаза, но пробовать стоит всем.
Если понравится: Kneedelus вышел на лейбле Brainfeeder, основанном Стивеном Эллисоном (Flying Lotus). В каталоге лейбла есть ещё много вкусноты – например, невероятный диск The Epic, изданный в начале года Камаси Вашинготоном. Обязательно попробуйте его, не пугаясь трёхчасового тайминга – возможно, это лучший джазовый релиз 2015 года.
Troye Sivan – Blue Neighbourhood
Что: хорошая светлая поп-музыка.
Чем хорош: вы, возможно, знаете Троя Сивана как актёра – этот паренёк, например, играл юного Росомаху в X-Men Origins: Wolverine. Самому Трою, кажется, музыкальная карьера интереснее актёрской – и, судя по его дебютному альбому, это правильный выбор. Blue Neighbourhood – простая и красивая пластинка с хорошими мелодиями и нежным звуком, а главное её украшение – вокал самого Сивана. Если дальше всё пойдёт так же хорошо, Сиван может стать эдакой мужской версией Lorde. На всякий случай предупрежу гомофобов: Трой – открытый гей, клип лучше не смотрите.
Кому слушать: искателям хорошей поп-музыки.
Если понравится: не просто так я вспомнил Lorde! Послушайте дебютный альбом юной новозеландки – там хватает хороших песен, кроме Royals.
Evangelist – Evangelist
Что: посмертный альбом участника UNKLE Гэвина Кларка.
Чем хорош: Evangelist – это очень страстная и эмоциональная работа музыканта, чей голос слышали десятки тысяч людей, но о сольном творчестве которого знали совсем немногие. Кларк умер в феврале 2015; начатую им работу над альбомом закончили друзья, среди которых – именитый пианист Людовико Эйнауди и Уоррен Эллис, вечный партнёр Ника Кейва по The Bad Seeds / Grinderman. Кстати, Кейв тут очень к слову: в лучших моментах альбома Кларк заходит как раз на территорию чудесного австралийца. Здесь очень много хороших песен, а Never Feel This Young – и вовсе лучшая рок-баллада года, без дураков.
Кому слушать: всем, кто любит честную рок-музыку.
Если понравится: вы заметили, как Кларк на обложке похож на Сида Баррета в конце 60-х? Всё не случайно. Переслушайте Сида – на этой неделе ему могло бы исполниться 70.