Алехандро Гонсалес Иньярриту удивительно быстро вернулся после триумфа «Бёрдмэна», принесшего мексиканскому кинематографисту целую кучу премий, включая три Оскара за лучший фильм, режиссуру и сценарий. Меньше чем через год Иньярриту представляет нам свой следующий заведомый киноподвиг с красивым «Возвращенец», в нашем прокате превратившимся в «Выжившего».
Фильм нам рассказывает классическую, на первый взгляд, историю мести на Диком Западе 1820-х. Хью Гласс, вместе с сыном нанятый проводником по диким землям компанией по добыче пушнины, чудом переживает нападение медведя. Поломанного и рваного, но все еще живого его оставляют под опеку Джона Фицджеральда, который недолго думая предает раненого охотника, убивая его сына и оставив самого Хью умирать в яме.
Гласс не собирается умирать таким образом и всеми возможными путями планирует отомстить человеку, отобравшему единственного сына.
«Выживший» несомненно держится на трех бескомпромиссных представителях своей профессии. Иньярриту, будучи основной движущей силой, подошел к съемочному процессу максимально безумным для современного кинематографа образом, решив снимать картину а) в хронологическом порядке, б) без использования зеленых экранов и в) только при натуральном освещении.
Согласиться отвечать за операторскую работу в такой авантюре мог только один человек на всем белом свете, человек, без которого «Выживший» не сработал бы вообще, человек, получивший за свою работу два Оскара подряд («Гравитация», «Бёрдмен»), Эммануэль Любецки, чье мастерство и изобретательность не остановятся никогда.
Будь то открывающая сцена атаки на лагерь трапперов, или бой Гласса против гризли, зритель просто не способен оставаться в стороне: уровень присутствия неприлично высокий. Прибавить к этому невообразимую красоту диких земель еще не освоенного Запада, а также безукоризненное умение Любецки правильно эти красоты зафиксировать, как неизбежно приходишь к выводу, что попал в самый атмосферный фильм года.
Единственное, что может помешать мексиканскому гению взять свой третий Оскар подряд – это смелость академиков признать, что «Безумный Макс» заслужил премию за операторскую работу чуть больше.
Перейдем к людям в кадре. Актерский состав не вызывает ни одного, даже самого придирчивого вопроса (хотя лично мне Донал Глисон слегка поднадоел, но это только я). Неожиданно для многих убедительный Уилл Поултер может теперь смело считать себя состоявшимся драматическим актером. Упомянутый выше Донал Глисон, как ни верти носом, здесь всецело на своем месте в роли хоть и благородного, но еще недостаточно мудрого и дальновидного капитана.
С Томом Харди разговор короткий – этот чертец может все. Мир давно не видел актера со столь двойственной харизмой, помогающей на сто процентов справиться с ролями любого уровня воздействия на зрителя. Ну и теперь нужно поговорить о Лео.
Сразу признаюсь, я принадлежу к числу тех глупцов, которые болеют за ДиКаприо каждую его номинацию, в независимости от того, хорошая это была роль («Волк с Уолл-стрит») или так себе («Кровавый алмаз»).
В «Выжившем» все предельно просто. Это гигантская роль гигантского актера. Дело не в том, сколько грязи он съел или сколько слюней выплевал в кадре. Дело в том, что вместо банальной истории «человек против природы» мы наблюдаем за тем, как потерявший всё и всех на свете герой сам становится частью суровой окружающей среды. Осознавая непредсказуемость повествования, зритель просто-напросто перестает воспринимать Хью Гласса как человека из плоти и крови. Он становится живым мифом, сконцентрированной в одном теле силой мести. Это самая впечатляющая роль ДиКаприо на моей памяти и, если прикинуть потенциальных соперников в номинации «Лучшая мужская роль» (Фассбендер, Крэнстон, Редмэйн/Дэймон, Смит/Дэймон), то 28 февраля мы с вами в едином порыве выдохнем и найдем какую-нибудь другую идиотскую причину переживать о чем-то бессмысленном.