«Кармен» (Жорж Бизе, реж. Дэвид Маквикар, 2002)
Эта дама с апельсином способна разжечь огонь в самом холодном сердце. Анна Софи фон Оттер в роли Кармен очень реалистична: дерзкая, невоспитанная, знающая себе цену сердцеедка. И хотя героиня – всего лишь работница табачной фабрики, в душе она – свободолюбивая властительница. Мужчина – лишь игрушка, объект, легко повергаемый в пучину страсти. Примечательно, что парижане, считавшиеся искушённой публикой, оказались не готовы к премьере 1875 года. Газетные заголовки пестрили фразами: «Пошлость, разврат, проституция». Позже либретто по мотивам одноимённой новеллы Проспера Мериме неоднократно звучало на ведущих оперных площадках мира. Ну а лучшей Кармен 20-го века считается легендарная Мария Каллас.
«Седая легенда» (Дмитрий Смольский, реж. Михаил Панджавидзе, 2012)
Эта опера – наше всё, истинная жемчужина репертуара Большого театра Беларуси. Либретто к ней писал сам Владимир Короткевич, а музыку – Дмитрий Смольский. События беларускоязычной постановки происходят в Могилеве и его окрестностях в начале 17-го века. Интриги, предательство, месть, кровопролитие и святая, чистая любовь в финале. Спектакль идёт за тонким прозрачным занавесом, создающим иллюзию лёгкой дымки, налёта времени. Именно этот эффект в сочетании с аутентичными декорациями и музыкой наделяет зрителя ощущением причастности. Каждый в зале словно открывает старую родовую книгу, сдувает пыль и погружается в тайны предков. «Седая легенда» – тот редкий случай, когда состав исполнителей хорош во всех вариациях. Всё же наиболее яркая партия Кизгайлы – бархатный баритон Станислав Трифонов, Любки – дива Большого Оксана Волкова, Ирины – кристальное сопрано Анастасия Москвина.
Финальная сцена казни выглядит чересчур натуралистично, что заставляет ещё больше сопереживать героям. Единственное «но» в постановке – появление православных икон и образов святых Петра и Февронии, как бы искусственно подчёркивающих чистоту любви. Тем не менее, финальному катарсису это не мешает.
«Макбет» (Джузеппе Верди, реж. Эдриан Ноубл, 2014)
Самая мистическая опера Джузеппе Верди, щедро сдобренная чарующим сопрано Анны Нетребко – отличный повод погрузиться в мир мрачного Средневековья. В основе либретто лежит одноимённая трагедия Уильяма Шекспира. Междоусобные войны, предательство, интриги, убийства, предсказания ведьм, сумасшествие главной героини и усмешка судьбы в финале – поистине адский коктейль (уж точно не хуже мартиновской «Игры престолов»). Непревзойдённая игра Нетребко держит в напряжении все три часа. Не бойтесь, скучно не будет. И посмотреть тут тоже, поверьте, есть на что.
«Королева индейцев» (Генри Пёрселл, реж. Питер Селларс, 2014)
Совместная работа двух самых влиятельных фигур в музыкальной индустрии современности (Питер Селларс и Теодор Курентзис) уж точно не оставит вас равнодушными. Трагическая история любви разворачивается на фоне военного конфликта. Дочь вождя индейцев выходит замуж за конкистадора, чтобы шпионить за врагами, но неожиданно для себя влюбляется в захватчика. Мучительные противоречия разрывают её сердце: любовь к мужчине и сострадание к своему народу. Хотя идея агрессии, религиозных конфликтов и непаритетных отношений сильных государств со странами третьего мира проходит красной нитью сквозь всю постановку, особый, женский взгляд героини на ситуацию придаёт повествованию оттенки всепрощения и любви к ближнему. Идеальное звучание инструментов и голосов (спасибо за это маэстро) придают невероятное ощущение лёгкости и полёта. И последний агрумент «за» однозначный просмотр: головокружительное барочное сопрано в партии Доньи Исабель принадлежит нашей соотечественнице Надежде Кучер – вот, послушайте этот отрывок:
«Волшебная флейта» (Вольфганг Амадей Моцарт, реж. Ханс-Йоахим Фрай, 2017)
Несмотря на то, что наши лучшие исполнители традиционно уезжают за рубеж, в прошлом году на сцене Большого театра Беларуси поставили одну из самых загадочных опер Моцарта. Результат поистине поражает: масштабность действия, незаурядные декорации, а главное – лёгкость интерпретации. Диалоги между партиями переведены на русский язык, хотя сама опера исполняется на языке оригинала (немецкий). Отсылки к «Игре престолов» и Толкиену делают образы узнаваемыми и облегчают понимание сюжета. Моцарт задумывал «Волшебную флейту» как оперу-сказку для простого народа, а не для искушённой аристократической публики. Именно поэтому такой подход к постановке как нельзя лучше отвечает идее композитора. В рамках Минского Рождественского форума 2017 партию Царицы ночи исполнила Надежда Кучер (минчанка, обладательница двух «Золотых масок» и любимица дирижёра с мировым именем Теодора Курентзиса). Безусловно, «Волшебная флейта» – лучший вариант для знакомства с оперой. Тем более, цены в наш Большой театр посильны любому, а места в зале на январь еще есть даже в партере.
«Страсти по Адаму» (Арво Пярт, реж. Роберт Уилсон, 2015)
Знаете, что прочищает мозги лучше, чем привычный пятничный «sex, alcohol, rock-n-roll»? «Страсти по Адаму» в постановке непревзойдённого Роберта Уилсона. Работу режиссёра невозможно истолковать однозначно, поскольку сама идея – свободный полёт мысли. Посредством музыки, визуальных образов и света (очень важный элемент) создаётся особое духовное пространство. Уилсон неоднократно настаивал на том, чтобы зритель не пытался трактовать тот или иной жест, движение или событие. Путешествие по лабиринтам сознания без стимуляторов. Только классика, только хардкор. Это не только шикарно звучит, но и выглядит просто роскошно.
«Риголетто» (Джузеппе Верди, реж. Жан-Пьер Поннель, 1982)
Либретто оперы написано по мотивам пьесы Виктора Гюго «Король забавляется». В центре внимания — молодой герцог Мантуанский. Красавец и ловелас, славящийся своими любовными похождениями. Риголетто – его придворный шут, жалкий уродец, озлобленный на весь мир, чьё оружие – смех, а развлечение – интриги. Единственное светлое в жизни старика – дочь, которую он держит в тайне от всех. Сюжетные хитросплетения приводят к фатальному финалу. Словно язвительный хохот шута, злой рок настигает Риголетто. Жан-Пьер Поннель сделал, пожалуй, лучшую постановку оперы. Лучано Паваротти в роли герцога восхитителен и неотразим. Эдита Груберова (Джильда) полна романтической наивности, а Ингвар Виксель (Риголетто) завораживает своей омерзительностью. Ну и весь этот тридцатилетний шедевр от начала до конца можно услышать на ютубе.
«Пиковая дама» (Пётр Ильич Чайковский, реж. Роман Тихомиров 1960)
Этот фильм-опера, снятый почти 60 лет назад, все никак не потеряет актуальность – и слава богу. Динамичное повествование, великолепная актёрская игра и захватывающее пение исполнителей советской школы. Либретто написано по мотивам всем известной повести Пушкина. Помните музыкальную заставку к игре «Что? Где? Когда?»? Так вот, знакомая всем с детства мелодия взята именно из этой оперы. Недостаточно сильный аргумент, чтобы убедить вас «потратить» полтора часа времени на просмотр? Не спешите сматывать удочки: тема азарта, всепоглощающей страсти к игре актуальна всегда. Страшное смятение, доводящее главного героя до безумия, непреодолимое, практически маниакальное желание узнать секрет выигрышной комбинации уж точно найдут отклик в душе любителей острых ощущений. В прошлом году на экраны вышла картина Павла Лунгина «Дама Пик». По словам режиссёра, работа стала попыткой совместить классическую оперу и мистический триллер, где вместо игорного дома — современное казино. Фильм придётся по вкусу даже тем, кто ничего не смыслит в опере. На гениальность он не претендует, но посмотреть, чтобы увидеть новое прочтение Пушкина, можно.
«Травиата» (Джузеппе Верди, реж. Вилли Деккер 2005)
Пожалуй, самая известная опера в мире. Присутствует в репертуаре любого театра. Не хотите смотреть, тогда хотя бы прочитайте краткое изложение сюжета, чтобы ненароком не попасть в неудобное положение в «приличном» обществе. А ещё лучше – посмотрите десятиминутное видео, один из лучших моментов спектакля. Минималистические декорации, игра цвета и формы. Ну и конечно, обаятельная Анна Нетребко в роли Виолетты. Кстати, Виолетта – главная героиня «Травиаты». По сюжету, одна из самых блистательных куртизанок Парижа влюбляется в провинциального юношу Альфредо. Сила её чувств настолько велика, что Виолетта, не задумываясь, приносит себя в жертву ради счастья любимого. Кульминация всего действия – пронзительная ария «Addio del passato», в которой героиня прощается с жизнью.
«Галантные Индии» (Жан-Филипп Рамо, реж. Лаура Скоцци 2014)
Не удивляйтесь, когда в первые минуты спектакля увидите абсолютно нагих актёров на сцене. Никакой пошлости, секса или эротики: небесная музыка Жанна-Филиппа Рамо, сад богини молодости Гебы в качестве локации, а голые люди – всего лишь художественное средство (своего рода атрибут гедонизма). Постановка легка для понимания, полна юмора и динамики. В основе сюжета лежат четыре любовные истории, события которых происходят в экзотических для человека того времени странах. В каждом действии зритель переносится в одну из частей света. Связующим звеном всех актов является пролог, в котором Геба жалуется Амуру на богиню войны Беллону. Он рассылает гонцов по всему миру, чтобы показать силу своей власти. Своеобразный «Make peace not war» 18-го века. Даже если в последний раз в оперном вы были только в детстве, и этот поход закончился для вас душевной травмой, попробуйте проникнуться ещё раз. Не обязательно для этого сразу бежать в театр. В интернете существует масса записей действительно хороших постановок. Да, осилить четырёхчасовой музыкальный спектакль сразу, скорее всего, не получится, поэтому заранее подготовьтесь. Почитайте либретто, выберите постановку с русскими субтитрами. В конце концов, смотрите частями. Как говорится, per aspera ad astra.