Адам МакКей всю жизнь занимался шутками. Признанный сценарист Saturday Night Live, до 2015 года в качестве режиссера он снимал только комедии, и исключительно с Уиллом Ферреллом в главной роли. И вдруг, вот просто так, на пустом, казалось бы, месте, этот человек снял самый понятный фильм о том, как в 2008 году мировая экономика, выражаясь банковскими терминами, «пошла по пи***е» (устойчивое нецензурное выражение, выражающее крах всех надежд – прим. KYKY).
Предчувствие катастрофы
Фильм начинается с озарения странноватого, но гениального доктора Барри (Кристиан Бэйл) о том, что через пару лет рынок ипотечных кредитов США лопнет, и на этом можно очень даже неплохо заработать. Естественно, никто ему не верит, потому что «ну кто, мать вашу, не платит по ипотеке?»
Эта теория доходит до корыстного, но не скрывающего своих мотивов банкира Джареда Веннетта (Райан Гослинг), который предлагает взаимовыгодную сделку хэдж-фонду вспыльчивого, но благородного Марка Баума (Стив Карелл). Параллельно два совсем молодых, но неглупых инвестора Чарли Геллер и Джейми Шипли случайным образом натыкаются на вычисления Веннетта и тоже горят желанием заработать миллионы на будущем коллапсе. Однако ввиду своей незначимости в финансовом мире, ребята обращаются к банкиру на пенсии Бену Рикерту (Брэд Питт), чтобы тот своими связями помог им заключить сделки с крупными рыбами. Зрителю предоставлена возможность следить за тремя группами колоритных ребят до самой катастрофы 2008 года.
Фильмов об этом неприятном периоде мировой истории, плодами которого человечество давится до сих пор, сняли уже немало. Были и художественные («Предел риска»), и документальные («Inside Job»), и телепостановки («Too Big to Fail»). Однако, человек гораздо легче воспринимает определенную информацию через призму положительных эмоций, это научный факт (скорее всего нет, если честно). И когда во время просмотра кино о крахе экономики зритель хоть на минуту заскучал, то все, конец, пиши пропало.
Адам МакКей использовал совершенно новый подход, при котором достучаться до сердца публики оказалось гораздо легче: а) он написал живой и в определенной степени смешной сценарий, б) пригласил на роли протагонистов любимцев публики и просто обаятельных актеров.
Подробнее об актерах
Кристиан Бэйл обладает достаточным магнетизмом и мастерством, чтобы влюбить в себя с первой сцены. Его доктор Барри, несмотря на свои сложные отношения с социумом, на деле оказывается самым вменяемым персонажем. Райан Гослинг в качестве рассказчика и ответственного за юмор приятен и забавен.
Психованный Стив Карелл в определенный момент неожиданно берет на себя роль эмоционального оплота всего повествования. Менее звездный кастинг выступает ничуть не слабее именитых коллег, превращая «Игру на понижение» в один из самых обаятельных фильмов года при не самой обаятельной теме.
Как воспитать в себе цинизм по отношению к теме кризиса
Адам МакКей очень правильно отнесся к раскрытию темы, сделав упор не на серьезность и масштаб ситуации, а на ее беспросветный абсурд. Если вы являетесь человеком по определению увлекающимся (как я, например), вы неизбежно подсядете на эту тему и изучите все причины и следствия мирового финансового кризиса 2007-2008 (по-настоящему изучите, а не просто ограничитесь парочкой высказываний Майкла Мура). И когда вы поймете, откуда же растут ноги всего этого замеса, вам сначала станет страшно, потом смешно, а потом просто и так, и этак. Вы станете немного циничнее, чем раньше, а мысль о возможном президентстве Трампа станет еще более устрашающей.
«Игра на понижение» не отвечает на вопросы, как выжить в кризисе или как кризиса избежать. Герои фильма знают о надвигающейся буре и не собираются ничего предотвращать. Их усилия направлены исключительно на выгоду. И каждый из нас поступил бы точно так же.