«Омерзительная восьмерка» легко могла бы и не появиться на свет. Год назад агент актера Брюса Дерна слил первый драфт сценария всему Голливуду, после чего он моментально оказался в неограниченном доступе в сети. Тарантино дико расстроился и заявил, что в ближайшие годы за этот сюжет браться не будет. Как выяснилось, погорячился. Не то просто остыл, не то придумал, как изменить сюжет в неожиданном направлении. Да оно как-то и не важно. Главное, что «Восьмерка» родилась. И это, признаться, очень любопытный тарантиновский птенец.
Суть истории
Если вы однажды сохранили в себе достоинство и уважение к творцам, не став скачивать pdf-файл сценария, то вас стоит познакомить с завязкой этой истории. Действие происходит в Соединенных Штатах после Гражданской войны. Охотник за головами Джон «Вешатель» Рут (Курт Рассел) везет Дэйзи Домергью (Дженнифер Джейсон Ли) в город Ред-Рок, чтобы забрать свое вознаграждение и с удовольствием посмотреть на казнь бедняжки. По дороге им попадается такой же охотник за головами (Сэмюэл Л. Джексон) с просьбой подвезти. Жуткая метель вынуждает героев завернуть в галантерею, в которой собралась пестрая компания колоритных персонажей. Из всей восьмерки у кого-то определенно на уме что-то недоброе…
Тарантино снял свой уже третий вестерн подряд (да, никто не скрывал, что «Бесславные ублюдки» по сути своей именно спагетти-вестерн), и в этот раз решил сделать все по канону. Экспериментов с формой и содержанием гораздо меньше, что, в принципе, идет «Восьмерке» только на пользу. Самым заметным и трепетным шагом к классике можно назвать приглашение самого Эннио Морриконе в качестве композитора. Эффект работы живого классика настигает уже с самого первого кадра с изображением распятия, покрытого снегом, и угрожающе медленно ползущего дилижанса (в этот момент зритель замечает титр «а также Ченнинг Татум» и сам себе такой «say wha?!»).
Клуб избранных личностей
Следующим неизбежным ингредиентом успеха «Восьмерки» становится актерский состав, который в фильмах Тарантино кажется неким недосягаемым простыми смертными клубом избранных личностей. Здесь невозможно придраться вообще ни к единому персонажу. Сэмюэл Л. Джексон играет свою лучшую роль как минимум за последние лет десять, а то и за всю карьеру. Он, конечно, всегда был таким вот просто клевым мужиком, с которым хочется зависнуть над бокальчиком без расспросов, почему же у него все еще нет Оскара, но вот именно в роли Майора Уоррена Джексон он до неприличия (во всех смыслах) блистателен. Л. Джексон почти крадет этот фильм целиком, и вот это самое «почти» как раз демонстрирует, какой же он утонченный профессионал. В общем, кроме «Браво!» Сэму больше сказать нечего.
Остальные семеро ничуть не менее яркие типы. Курт Рассел, основная движущая сила первой половины фильма, крут и обаятелен. Игра Тима Рота, давнего тарантиновского любимца, давно не приносила столько удовольствия. Дженнифер Джейсон Ли и вовсе обязана получить все призы на свете за лучшую женскую роль второго плана. Неожиданно уверенно проявил себя Уолтон Гоггинс в роли очень уж смешного шерифа. Загадочные Майкл Мэдсен, Демиан Бишир и Брюс Дерн гармонично дополняют этот ансамбль донельзя омерзительных образов.
Тарантино еще не растерял своих козырей как режиссер и, понятное дело, сценарист. Он все еще способен выжимать из своих актеров неведомые доселе лицедейские резервы. Он все еще обладает магией диалогов, отнимающих внимание зрителя целиком и полностью. И да, он все еще горазд на сюрпризы в финальном акте повествования.
Повторяется ли Тарантино? Повторяется
Особо наблюдательные киноманы уже давно не ведутся на нагнетание напряжения в первых главах его рассказов, зная, что если кровь и прольется, то прольется позже. Однако в «Восьмерке» такая схема изложения используется очень даже кстати, открывая зрителям детективные просторы для предположений, кто же здесь не чист и каковы его (её) мотивы. И все же складывается впечатление, что в следующий раз такой подход уже не прокатит, и желание увидеть что-то новое будет особенно острым.
Если символически подвести итоги своеобразной вестерн-трилогии Тарантино, то осмелюсь утверждать, что «Омерзительная восьмерка» во многом переплюнула «Джанго», однако нигде не дотянула до «Бесславных ублюдков». С другой стороны, это все может быть неважно. Если подумать, Квентин остается верным себе в самом важном моменте – кино в первую очередь должно рассказывать интересную историю.