Возможно, только сейчас кинематографическая гей-культура эвакуировалась из прокуренных подвальных клубов с красными диванами и оглушающим minimal wave из мощных динамиков. Сегодня квир-фильмы идут в одном списке с консервативным и конформистским кино. Однако так было не всегда. Мы решили приоткрыть завесу социального табу и выбрать пять культовых произведений гей-культуры, которые стоит посмотреть каждому гетеросексуалу.
1. «Керель» (Райнер Фасбиндер, Германия, Франция, 1982)
В жизни режиссера Фасбиндера был период, когда он снимал по 3-4 фильма в год. В его огромной фильмографии нет бесталанных работ, но есть вполне себе проходные, коммерческие проекты государственного значения и произведения, собранные в трилогии. Его также называют основателем и вдохновителем «немецкой новой волны».
Фильм «Керель» – это, вероятно, самая броская стилизация реальности, в которой была взращена гей-культура. Проститутки и убийцы в этой притче, основанной на книге Жана Жене – харизматичные и симпатичные персонажи. Ими движут не столько криминальные помыслы, сколько животная маскулинная страсть. Настоящее беззаконие, ограниченное только лишь фантазией жаждущего наслаждений человека. Удивительно, но маргинальная среда этого мира лишена пошлости. Фигуры героев – атлетичны, словно перед нами сошедшие с Олимпа полубоги, а не портовые доходяги. «Керель» – рубикон, после которого квир-культура оттолкнувшись от андеграунда, принялась штурмовать широкие экраны. И эта работа Фасбиндера – визитная карточка движения.
2. «Малиновый рейх» (Брюс Лабрюс, 2004, Канада, Германия)
Когда-то писатель Уильям Берроуз в одном из своих интервью заявил, что геи должны были вместо легализации в обществе создавать свое государство типа Израиля и с оружием в руках защищать его всеми силами. Лабрюс пошел дальше и комично изобразил геев революционной силой, объединенной в террористическую организацию. Главная цель гомо-революционеров – навсегда покончить с гетересексуальным фашизмом и повыгонять всех любовников из уютных кроватей на суровые и лишенные любви улицы. В каком-то смысле «Малиновый рейх» – это пародия на реальных террористов из RAF. Только вот их подрывная деятельность все равно сводится к любви, как к высшей форме человеческого развития. Помимо интересных сцен, «Рейх» пестрит цитатами как современных политиков, так пассажами, к примеру, Джорджа Буша младшего:
– Гетеросексуализм – опиум для народа. Присоединяйтесь к гомосексуальной интифаде! – скандируют главные герои фильма, похищая сына богатого промышленника, чтобы через него заявить о своих требованиях.
Правда, революционеры не учли, что сын в плане ориентации и мировоззрений уже давно на их стороне, как и все поколение современных детей любви и толерантности.
А поэтому, революция продолжается!
3. «Сад» (Дерек Джармен, 1990, Великобритания, Германия, Япония)
Дерек Джармен для ЛГБТ движения сделал столько же, сколько Че Гевара для революции на Кубе. Человек, который никогда не жил стереотипами, а всю свою энергию направлял на разрушение моральных устоев. Прежде чем вообще приступать к просмотру фильмов этого режиссера, неплохо ознакомиться с его книгой «Хрома». Текст во многом о жизни режиссера. Он сложен, местами кране мрачен. Речь там идет в том числе и про его длительную борьбу с ВИЧ-инфекцией, переросшей в СПИД. Автор сравнивает эту страшную болезнь с ЛГБТ-движением, которое тоже никогда не сможет победить в своем праве быть принятым. В этом контексте фильм «Сад» Джармена – выглядит как отречение от реальности и мессианская проповедь. Здесь религия тесно сплетается с медиа-культурой, вокруг индустриальная грязь, и Мадонна фотографируется с маленьким Христом на руках.
Несмотря на то, что «Сад» – в хорошем смысле постмодернистская картина, она воспринимается не как фильм, а как сплетенные в хаотическом порядке мысли режиссера. Или его дивный сон о будущем, которое никогда не наступит. Несколькими годами позже, когда от последствий СПИДа режиссер ослепнет и будет видеть перед собой только синий цвет, то он сделает фильм «Синева». В этой небесной завершающей точке он прочитает свои последние монологи и проповеди, будет общаться с редкими друзьями, которые посетили его в палате перед финальной точкой.
4. «Субботний вечер в купальне» (Дэвид Бакли, 1975, США)
Визитная карточка Нью-Йорка 70-х. Намек на то, что вскоре он превратится в столицу трансгрессии. Пройдет пару лет, и в городе зазвучат no wave мелодии как гимн нового нонконформистского общества. Работа Дэвида Бакли интересна тем, что является одной из дебютных в американском кинематографе по квир-теме. «Субботний вечер в купальне» описывает судьбу безнадежного молодого пианиста, который из-за безработицы вынужден играть в общественных банях. Несмотря на то, что Майкл поддерживает отношения с девушкой, в обнаженных мужских телах он начинает видеть нечто большее, нежели своих братьев по гендеру.
Про этот фильм зрители сложили афоризм, что он был снят, когда «Стоунволл случился, а СПИД еще не появился».
5. «Целлулоидный шкаф» (Роб Эпштейн, Джефри Фридман, 1995,США)
Фильм, который возвышается над всеми остальными киноработами квир-направления. Лента документальная и посвящена она взаимоотношениям в Голливуде, возникающим и трансформирующимся на фоне вопроса о гомосексуальности. Первая половина рассказывает, как в дадаистские двадцатые геев изображали фриками. Затем наступает мрачный период гонения, когда на эту тему даже заикаться было не принято. Ну и кульминация – свободолюбивые 60-е и 70-е, где представители ЛГБТ показаны разобщенными, одинокими и депрессующими людьми, обреченными на извечный катарсис. Повествование в фильме сопровождается мемуарами различных голливудских сценаристов, режиссеров и актеров. Среди них есть в том числе Том Хенкс, Вупи Голдберг, Гор Видал и Ширли Маклэйн.
Сегодня, когда в цивилизованных странах гомосексуальность воспринимается как норма, «Целлулоидный шкаф» подобен экскурсии в средневековый Мордор, отделенный от нашей реальности считанными десятилетиями.