Часто кино рождается отнюдь не в воображении режиссера или сценариста. Я предположу, что остающимся в забвении продюсерам на такое положение вещей, в принципе, плевать, потому что беднее они от этого явно не становятся. Но, как говорил герой Дастина Хоффмана в замечательном фильме «Хвост виляет собакой»: до боли обидно, когда истинные герои остаются в тени.
Безумец и книга
Есть такой человек как Джереми Томас. В свои 67 он успел поработать с уймой признанных визионеров: «Страна приливов» Терри Гиллиама, «Выживут только любовники» Джармуша, три картины Кроненберга, аж пять фильмов Бертолуччи. Сорок лет назад Томас выкупил права на экранизацию романа неоспоримой величины для британской литературы – Джеймса Грэма Балларда под названием «Высотка» – и, как говорят сведущие люди, был буквально одержим идеей перенести эту сумасшедшую книгу в кинозалы.
Предсказуемым кандидатом в режиссерское кресло мог стать все тот же Кроненберг, с которым Томас работал над киноверсией другого романа Балларда «Автокатастрофа», но повстречался безумцу другой безумец. Режиссера Бена Уитли более менее знают в одной только Великобритании за регулярные постановки «Доктора Кто». Однако если изучить его полнометражные фильмы «Список смертников» и, особенно, «Поле в Англии», не остается сомнений, что как раз таки этот маньяк способен правильным образом увидеть такой «неснимаемый» материал, как «Высотка».
Сюжет «Высотки»
Все вменяемое, что можно высказать о сюжете, сводится к простейшей фабуле: доктор Роберт Лэнг (Том Хиддлстон) переезжает в новую высотку – уникальный для 1970-х проект, где все слои общества намерены ужиться под одной крышей. Высотка оснащена всеми необходимыми гражданину удобствами: от продуктовых до бассейнов. Познакомившись с жителями дома, Лэнг становится невольным свидетелем полных анархии и насилия последствий непредсказуемого социального эксперимента.
«Высотка» – фильм откровенно непростой для мозгового восприятия. Об этом красноречиво свидетельствуют регулярно пустеющие по ходу сеансов кинозалы. Отечественный зритель оказывается объективно не готов к такой непростой форме изложения, воспринимая моральную деградацию героев двумя способами: либо как уморительную ржаку, либо как вопиющую мерзость. Менее прямолинейная часть аудитории по достоинству оценит этот сладостный макабр.
Бездействие и здравый смысл
Конфликт классов рождается просто и ясно: рабочая прослойка с нижних этажей возмущена отсутствием должного внимания и полноценного коммунального обслуживания, в то время как сытые и богатые всего-то хотят держаться от челяди подальше. Том Хиддлстон, один из самых обаятельных актеров современности, предстает человеком бездействия и здравого смысла, позволяя открытому для авторского кино зрителю без лишних усилий отождествить себя с главным героем. Пока соседи выстраивают планы истребления врагов с верхних этажей, доктор Лэнг упорно ищет идеальный оттенок для покраски стен своего жилища.
Хоть работы Хиддлстона никогда не вызывали даже малейших сомнений в качестве, за «Высотку» ему хочется выразить отдельную порцию уважения. То же касается каждого человека, работавшего над фильмом по обе стороны камеры. Это не только самый стильный фильм 2016 года на данный момент, но и достойное и, что важно, искреннее изложение сложнейшего для кинематографической формы материала.
Фильмы, которые стоит посмотреть после «Высотки»
Своей концепцией ограниченого пространства, визуальным рядом и общей атмосферой «Высотка» неизбежно наводит на мысли пересмотреть несколько знаковых фильмов.
Во-первых, «Сквозь снег»
На ум приходит изящная и жесткая экранизация одноименного графического романа Жака Лоба. Здесь сосудом для социальных разногласий становится огромный поезд, бесконечно мчащийся по напрочь замерзшей планете Земля. Сыгранный Крисом Эвансом главный герой становится предводителем бунта низшего класса. Он упорно пробивается из вагона в вагон до головной части в поисках создателя локомотива. Недотягивающий до должного уровня по части спецэффектов, но с лихвой окупающий этот недостаток операторской и актерскими работами, «Сквозь снег» – пример преступно недооцененного кино, который должен был понравиться как любителям комиксов, так и ценителям авторского кино.
Во-вторых, «Дредд»
Говоря о несправедливо провалившихся в прокате фильмах, невозможно не вспомнить недавний забористый экшн «Дредд», действие которого точно так же происходит в одном изолированном от внешнего мира небоскребе. Заглавный судья Дредд и его молодая и зеленая напарница вынуждены провести целую ночь в здании, кишащем всякого рода негодяями. Визуально изобретательный, оправданно жестокий и не окупивший в прокате даже своего бюджета, «Дредд» пал жертвой скептического отношения зрителей к своей персоне после омерзительного воплощения этого же героя Сильвестром Сталлоне в далеком 1995 году.
В-третьих, «Отель «Миллион долларов»
Если вам по душе наблюдать за кучей не совсем здравых людей в в одном здании, то обязательно обратите внимание на «Отель «Миллион долларов» (1999). Этот достаточно камерный шедевр Вима Вендерса описывает злачное место, населенное разного рода торчками, ворами и по-человечески сумасшедшими людьми, в котором происходит то ли убийство, то ли суицид сына известного медиамагната. В таких сложных для рационального человека условиях вести дело приходится повидавшему на своем веку много чего нехорошего агенту ФБР Скиннеру (пока еще вменяемый Мел Гибсон). «Отель «Миллион долларов» вопреки сюжету – спокойное и плавное кино с яркими актерскими работами и мастерской режиссурой.
Напоследок – «Погребенный заживо»
Закрыть тему фильмов в ограниченном пространстве самым логичным образом стоит «Погребенным заживо», уникальным зрелищем, где полноценный насыщенный триллер разыгран в самом настоящем гробу и нигде более. Полтора часа напряженной борьбы за выживание в деревянной коробке с арсеналом в виде телефона и зажигалки по уровню накала с легкостью уделывают любые фильмы-катастрофы, где по швам трещит целая планета.