C 25 февраля в нескольких минских кинотеатрах крутится фильм «Лунная афера» с романтичным оригинальным названием «Moonwalkers». Трейлер этой комедии с взрослым рейтингом R оставляет очень обнадеживающее впечатление: тут тебе и смешной Руперт Гринт (Рон Уизли из «Поттеров»), и колоритнейший Рон Перлман, и очень любопытный замут, в котором агент ЦРУ едет в Лондон с чемоданом денег, чтобы убедить великого Стэнли Кубрика снять инсценировку высадки американских астронавтов на Луну на тот случай, если настоящая миссия Аполлона-11 провалится.
Вместо агента самого знаменитого на тот момент режиссера в мире, ЦРУшник (Перлман) натыкается на неудачника-промоутера Джонни (Гринт), выдающего себя за правильного человека, чтобы срубить лишнего бабла. Все это сопровождается безудержным весельем с притонами хиппи, лондонскими бандами и заводным саундтреком.
Рейтинг не ахти
Так вот перед тем, как идти на этот многообещающий фильм, я невзначай спрашивал некоторых друзей и знакомых, мол, идешь на «Лунную аферу», вроде крутое кинцо намечается. К моему изумлению самым частым ответом было «ну хз, если честно, рейтинги у фильма не ахти». И действительно, если судить по оценкам зрителей на сайтах kinopoisk.ru (6.176), imdb.com (6.2) и rottentomatoes.com (43%), фильм получился очень даже так себе. И если меня как задрота сей факт не отпугнул, то вменяемым людям, для которых кино не является религией, эти цифры показались весомым аргументом провести февральский вечер как-то иначе. Напрашивается логичный вопрос о справедливости сего явления. Попытаюсь разобраться в нем на примере самых недооцененных фильмов по версиям вышеперечисленных порталов.
Самым тяжелым случаем лично для меня получается «Взломщики сердец» («I Heart Huckabees»), потому что это один из моих любимейших фильмов на всем белом свете.
Жалкие 6.4 балла на Кинопоиске даже близко не отражают всей прелести этого безумного и запредельно обаятельного фильма, где Дастин Хоффман, Джуд Лоу и Джейсон Шварцман играют чуть ли не лучшие свои роли. Оценки были бы сейчас еще ниже, если бы режиссер Дэвид О. Расселл не связался с Харви Вайнштейном, который своими промо-методами сделал того любимцем стариков, раздающих Оскары с последующими «Боец», «Мой парень – псих» и «Афера по-американски».
Фильмы Пола Томаса Андерса, которым не досталось номинаций
Часто именно Оскар дает фильму хорошие рейтинги на общественных порталах, что порой бывает апогеем идиотизма. Например, совершенно посредственное с точки зрения кинематографических заслуг «Столкновение» (7.932) сейчас красуется в Топ 250 на Кинопоиске только потому, что в 2004 году академики решили отличиться своими «продвинутыми» политическими взглядами (это не помешало им же превратить Оскар 2016 в арийское пиршество). А вот фильмы одного из лучших режиссеров современности Пола Томаса Андерсона «Врожденный порок», «Мастер» и «Любовь, сбивающая с ног» по рейтингам не дотягивают даже до 7 баллов в виду отсутствия побед или номинаций, несмотря на то, что каждый из них по своему гениальный.
Низкие рейтинги получают не только выскочки современного кино, как Дени Вильнев, чей гениальный «Враг» оценен арахнофобами в 6.47, или Николас Виндинг Рефн, довольствующийся своими 5.97 за ни на что не похожий «Только Бог простит» с Райаном Гослингом в главной роли. Порой такой нежданчик подстерегает и неоспоримых классиков. Два последних фильма Дэвида Кроненберга были растоптаны оценщиками с особой жестокостью: «Звездная карта» сейчас имеет рейтинг 5.731, а «Космополис» не набрал даже пяти баллов! А ведь это мощнейшее авторское кино! Можно еще вспомнить «Корпорация «Святые моторы», гипнотический шедевр Леоса Каракса – 6,5 баллов, прости Господи.
Провальное промо «Правил секса» и другие причины низких рейтингов
Причины недооценки хороших фильмов могут быть разными. Иногда это недостаточное промо, как, например, у отличной экранизации графического романа «Сквозь снег» (6.8), обошедшей стороной большинство кинотеатров в мире. Или же обломанные ожидания, когда от «Советника» Ридли Скотта (5.5) хотели живенького криминального триллера, а получили разговорную драму с сильнейшими актерскими работами. А порой это тупо неправильная рекламная кампания. В 2002 году трейлеры фильма «Правила секса» (6.6) обещали зрителю новый «Американский пирог» с кучей веселья и, собственно, секса.
Народ забил кинотеатры, и удивлению его не было предела, когда на экране демонстрировались вполне реальные и достаточно жесткие размышления о проблемах молодежи, включавшие в себя даже попытку суицида. А кино-то получилось очень даже крутое. И таких примеров в сети – неприличная уйма.
После просмотра той самой «Лунной аферы», доставившей мне невероятное удовольствие, хочется закончить на возвышенной ноте. Давайте выбирать фильмы сердцем и меньше слушать всяких критиков из подворотни вроде меня. Пусть каждое потенциально интересное кино обязательно доберется до ваших глаз, не споткнувшись о снобизм других. Пусть все у вас будет хорошо.