Франшиза «Миссия невыполнима» стартовала в 1996 году, собрала в прокате больше двух миллиардов долларов и с каждым фильмом становится только лучше. Том Круз, в свою очередь, за эти двадцать лет довел свой звездный статус до библейского, несколько раз опозорился вне экрана и пробежал в кадре расстояние, вряд ли меньшее 40.000 км.
«Миссия…» постоянно находилась в поиске собственного неповторимого стиля. Каждый постановщик привносил в общий концепт шпионского триллера что-то свое: Брайан Де Пальма доводил повествование чуть ли не параноидального психоза, Джон Ву разводил на съемочной площадке полчища голубей, Джей Джей Абрамс совершенствовал тренды на трясущуюся камеру и блики «а-ля Спилберг», а потом за руль сел мультяшный режиссер Брэд Бёрд и сделал все хорошо и четко, задав направление серии на долгие годы вперед. За «Племя изгоев» взялся Кристофер МакКуорри, и взялся очень умно.
Жанр: шпионский триллер
Сюжет новой «Миссии…» не сворачивает далеко от канона (по сути, в каждом фильме происходит одно и то же), но свежесть в себе несет. Итан Хант и сотоварищи работают не покладая рук, обезвреживая угрозы населению в самых разных уголках планеты (открывающая сцена, например, происходит – где бы вы думали – в Минске)! Однако, на родине не все осознают важность отряда «Миссия невыполнима». Директор ЦРУ Ханли (новичок франшизы Алек Болдуин) и вовсе убеждает власти прикрыть «устаревшую» контору и присоединить всех ее бойцов под свое «дисциплинированное» крыло. Это никаким образом не устраивает Ханта, который целый год отслеживал «Синдикат», таинственную организацию «погибших» и пропавших без вести агентов спецслужб со всей планеты. Оставшись без поддержки команды, Хант решает не обращать на ЦРУ внимания и продолжать расследование в одиночку и втихаря.
Главным достоинством «Племени изгоев» является редкая ныне трезвость подхода сценариста-режиссера к исходному материалу. МакКуорри снял, прежде всего, шпионский триллер. Ни больше ни меньше. Сценарий, хоть и витиеватый, подан очень легко и приятно, позволяя зрителю без лишних «а что, собственно, происходит?» получать удовольствие от каждого изобретательного экшн-акта.
После пролога с введением в курс дела таких географически разбросанных – акта три. Первый из них – пиршество саспенса в Венской опере, когда вместо выстрелов, криков и закадровой музыки саундтреком действию становится легендарная «Nessun dorma». Второй акт вмещает в себя два эталонных эпизода шпионского жанра: а) сцену кражи жизненно необходимых данных из чего-то суперохраняемого; б) старую добрую погоню. Оба эпизода продуманы и сняты настолько мастерски, насколько вообще возможно в наше время представить.
Финальный акт спокоен внешне, но не внутри. Здесь происходит напряженный процесс зрительского понимания, что же все-таки происходило все это время на экране, кто и на чьей был стороне и кому уже, как это бывает в кино, хана...
При всех радостных для экшн кино новостях, недочеты в фильме присутствуют, хоть и безвредные для общего впечатления. Самым обидным, пожалуй, стал не до конца проработанный образ главного злодея. Имея в активе такого пестрого мимика, как Шон Харрис, сценаристам явно стоило покопаться в его персонаже поглубже. Это не значит, что антагонист получился совсем пустым: вполне себе убедительный «благородный» маньяк. Просто хотелось больше внимания, больше деталей.
Актеры в кадре
К остальным героям претензий никаких. Все четко выполняют свою функцию в отряде: Саймону Пеггу к его забавным дерганиям предыдущих «Миссий…» добавили серьезных эмоций; Джереми Реннер вдруг стал не только инструментом экспозиции, но и шутником; Ребекка Фергюсон плавно вписывается в общую картину со своими загадочными мотивами.
Том Круз, в свою очередь, давно может сниматься в чем угодно и как угодно, получая за это неприлично большие деньги (привет, Роберт Дауни-младший). Вместо этого он рискует здоровьем и порой жизнью, тратит уйму времени на каждой стадии производства, и, кажется, спит по паре часов в день ради того, чтобы каждая новая часть «Миссии…» радовала зрителей всех возрастов и уровней скепсиса к современному развлекательному кино. Снимаю шляпу, ибо таких работяг в этом бизнесе осталось немного.
Каждый экшн-эпизод новой «Миссии…» предлагает нам свежий взгляд на заезженную рутину шпионского кино. Тем же путем сейчас развивается франшиза о Джеймсе Бонде, где «зануда» Сэм Мендес несколько лет назад решил вернуть агента 007 к истокам и снял невероятно традиционный «Скайфолл», попав в самое яблочко. Вот и на «Племени изгоев» сидишь ты такой в зрительном зале, смотришь на нереальные трюки реальных людей, снятые на фоне НЕкомпьютерных пейзажей Касабланки, вжимаешься в кресло, когда воздуха у героя под водой остается всего-ничего, и постоянно меняешь мнение: хорошая все-таки эта британская шпионка с красивыми ногами, или плохая. Ты беспрерывно взволнован. За этим мы все в кино и ходим.
P.S. Что-то с голливудским Минском все-таки не так... После сцены со взрывоопасным грузом новой «Миссии…» невольно вспоминаешь ремарку героя Джона Траволты из фильма «Пароль «Рыба-меч»: