Первый трейлер «Гримсби» лично меня поначалу разочаровал. Неужели после всех ярких, сумасшедших и провокационных образов, созданных Коэном, нам пытаются втюхать какую-то предсказуемую экшн-комедию о контрасте британского колхозника из рабочего класса и супершпиона?
Негодование мое выросло не на пустом месте. Персонажи Коэна – квинтэссенция сатиры как таковой, опережающая основные течения комедии на мили вперед. Али Джи, Борат, Бруно, генерал-адмирал Аладин – все эти образы собирались в тот самый момент, когда это было по-настоящему актуально, и они же начинали общественные распри на ту или иную тему. Промо кампании распространялись на всех уровнях зрительской аудитории, создавая умопомрачительный эффект.
Шутки про члены и какашки идут бок о бок с оскорбительными заметками о евреях, геях и американцах
Самая распространенные претензии к Коэну со стороны интеллектуально обогащенной аудитории – это обвинения в дурновкусии и отсутствии хотя бы плинтусного уровня политкорректности. Шутки про члены и какашки идут бок о бок с оскорбительными заметками о евреях, геях, американцах и всех остальных на свете. При этом Коэн беспощаден не только к зрителю, но и к своим персонажам, разрушая аскиому современной комедии, по которой в конце своих приключений главный герой усваивает определенный жизненный урок. Его фильмы не учат ровным счетом ничему. Никакой претензии. Никаких компромиссов. Просто ржака.
Я ни в коем случае не пытаюсь доказать, что все шутки этого безумца работают. В тех же «Братьях из Гримсби» немало юмористических промахов, как, впрочем, и у любого сценариста в этом непростом жанре. Отличие Коэна от остальных в том, что он, кажется, никогда не прислушивается к общественному мнению и гнет свою линию с каждым фильмом все сильнее, испытывая зрителя на прочность. Отсюда и рождаются его самые мощные номера.
Глядя на Сашу Барона Коэна без маски, мы наблюдаем за предельно приятным и воспитанным мужчиной с поставленной речью и без каких-либо кривляний. Перед нами – самый яркий пример беспристрастного разделения кино и реальной жизни. Он не пытается защитить своих персонажей, не ищет оправданий своим провокациям, а вместо этого вменяемо и спокойно рассказывает о съемочном процессе, как и любой нормальный кинематографист.
В конечном итоге «Братья из Гримсби» оставляют сложносочиненные эмоции: между желанием его пересмотреть и желанием тщательно помыться.
Одному Богу известно, каким образом Марк Стронг дал согласие делать происходящие в кадре вещи, но, как по мне, это можно назвать подвигом. Саша Барон Коэн – это торжество бесстрашного трэша в нашем неприлично правильном мире. Это то, что дает право вот таким образом принимать премию имени Чарли Чаплина за достижения в области комедии. Это то, что без стеснения можно назвать свободой.