Проект Екатерины и Ильи стал победителем конкурса мини-грантов «Голос культуры». Художники получили грант размером в 14 миллионов, которые нужно было грамотно распределить. Поскольку ребятам хотелось больших холстов, они остановились на десяти работах размером 100х120. Каждое полотно авторы писали совместно, часто даже одновременно. Екатерина Барановская комментирует: «У нас были забавные условия. Мы рисовали в жилой квартире, в зале, где иногда не было света, было холодно и тесно, и был даже маленький ребенок, который бегал везде… (смеётся)».
В первый день на выставку пришли почти три сотни посетителей. Илья Спринжук говорит: «Когда изучаешь историю, идешь от прошлого к настоящему. Мы хотели другого ощущения – чтобы зритель вышел из зоны комфорта».
Впрочем, лучше увидеть всё своими глазами.
Холст № 1: «Настоящее»
Строительные краны, урбанизация и создание своими руками того, что будет дальше. Екатерина Барановская говорит: «Голубой – цвет Минска, а красный – один из национальных цветов, символ солнца и природных сил. Вообще, во многих работах этот цвет сам по себе «намешивался». И мы поняли, что надо его использовать».
Холст № 2, «Оттепель»
Екатерина комментирует: «Это не времена конкретного деятеля и политика. Это внутреннее ощущение: всё движется к настоящему, изменяется». Илья Спринджук добавляет: «Мы раскрутили эту «пластинку» заводов. Она так и писалась: ставилась на круг и раскручивалась, как виниловая пластинка».
Холст № 3, «Чёрная быль»
Неестественно холодные темные глаза, искаженные цвета, надломленный герой — образы навевают ощущение внешней болезни, ошибки, трагедии. Илья Спринджук говорит: «Мы не хотели делать страшные штуки, чтобы они отталкивали. Герой достаточно мрачный, но это тоже эстетика».
Холст № 4, «Тишина (Буря)»
Пейзаж показывает хрупкую тишину, которая может нарушиться в любой момент. Игра света делает полотно живым. «У нас даже в названии: слева – Тишина, справа – Буря. Так вот всё продумано», – говорит Илья.
Холст № 5, «39»
В 1939 году Западная Беларусь была присоединена к БССР – собственно, это и есть суть картины. Илья говорит: «Это конфликт двух систем и культур. Там даже разные масштабы каллиграфии для кириллицы и латиницы – белорусского и польского. Это как открытка, напоминающая о времени. Открытка метр на метр двадцать».
Холст № 6, «Посланник»
Фигура неизвестного собирает в себе самые романтические представления о Первой мировой: сражение за правду, идею, свой народ и землю. Илья говорит: «Нам хотелось создать образ романтичного воина того времени. Даже шляпа у него получилась золотистая, как доспехи».
Холст № 7, «Перерождение»
Олень, который некогда изображался на российском гербе, является символом новых начал, старта собственной культуры. Строки белорусских поэтов «вплетены в рога». Илья: «Хотелось, чтобы был именно олень. Не волк, к примеру, не кто-то еще, а зверь очень невинный. И не зубр. Ну, потому что просто надоело уже».
Холст № 8, «Речь Посполита»
На портрете – герой из прошлого: так смотрят правители, пусть и лишенные атрибутов власти. Илья говорит: «Сначала на его голове была корона, но потом мы поняли, что она должна либо спадать, либо её не должно быть вовсе – решили покрыть голову капюшоном. Под слоем краски вся царственность осталась – и корона, и королевское одеяние».
Холст № 9, «Княжества слёзы»
В золотых монетах и печатях на состаренной странице – великое и светлое прошлое. Правая нижняя часть холста намеренно оставлена пустой как напоминание об утерянном. Екатерина говорит: «Монеты и печати стилизованы так реалистично, что еще вчера мне несколько человек успело сказать: ой, это же эти самые монеты, ну, эти, как они… И даже как-то назвали».
Холст № 10, «Будущее»
Над десятым холстом авторы работают и сегодня. В помещении выставки все желающие могут вместе с молодыми художниками создать картину. Илья Спринджук говорит: «Мы хотели создать Будущее вместе со зрителями. Но они перехватили инициативу и начали рисовать цветы (смеётся). Поэтому в ближайшие дни постараемся сделать его не таким диким. Будем катализатором между идеями людей и эстетикой».
Экспозиция продлится до 6 февраля.
Фото с выставки: VK-группа «Кто такой Джон Голт»