Сергея Михалка уже почитают за врага народа в России, а теперь он, кажется, делает все, чтобы стать врагом народа и на родине. Причём врагом его объявят не столько власть, сколько национально-ориентированная оппозиция. «Брутто» с самого начала был антииоппозиционным, антиинтеллигентским – имея в виду, конечно, отечественные версии этих явлений. Первая пластинка вышла несколько слишком радикальной – решивший порвать с опостылевшим многословным интеллигентским нытьем Михалок ударился в другую крайность и записал альбом нарочито грубый, примитивный и простой.
Несмотря на высочайшую концептуальную целостность в таком виде работа своей цели, пожалуй, не достигла. Ее мало кто понял, в основном же публика (преимущественно та самая, интеллигентская) от нее просто отмахнулась, объявив примитивной, а Михалка – отупевшим от стероидов. На новом альбоме Михалок не меняет цель, но меняет средство – здесь он гораздо ближе к самому себе периоду поздних Ляписов – снова умные боевые тексты с разумным количеством отсылок к различным культурным символам.
С смысловой, содержательной точки зрения запись никаких особых разночтений не вызывает – это очередной привет любителям Дня Воли, Басовища, вышиванки и Эуропы. По сути весь альбом – одно большое обвинение этой неопределенной во всех отношениях группы лиц в интеллектуальной импотенции и в способствовании консервации Беларуси в том виде, в котором она существует сейчас. Российским братьям-славянам Сергей передает отдельный горячий привет посредством прекрасной композиции «Черная Сотня», ну а увязываются две темы легко и непринужденно при помощи кавера на известную композицию Clash «London Calling», только у Brutto вызывает вовсе не Лондон, а Москва.
Для того, чтобы понять, насколько меток и своевременен этот ход, надо, конечно, знать английский.
Технически работа выполнена на стандартном для бывшего «Ляписа Трубецкого» высоком уровне, с хорошими злыми аранжировками, отличным звучанием и добротным доходчивым вокалом. И все в этом альбоме было бы, пожалуй прекрасно, бодро и зло, кабы не постепенное скатывание в ляписовскую левацкую романтику, которая начинается в последней трети альбома. Кажется, каверы на старые вещи Сергей записал зря. Как бы не были в свое время уместны эти песни, рядом с новым материалом они смотрятся немножко размазней, и таким образом Михалок как бы противоречит самому себе.
Ясноглазая наивность «Воинов Света» вряд ли может являться тем, что противостоит «Черной Сотне».
Меж тем, даже несмотря на этот недостаток, сыграно и спето достаточно, чтобы не просто задеть тех, кого Михалок выбрал своей целью, но ударить их по самому больному месту. По правде, для этого хватает всего одного трека – вышедшего чуть заранее заглавного «Родного Края», в котором Сергей в символическом смысле как бы исполняет акт осквернения вышиванки. Родимые васильковые мемы тут сцеплены между собой в некую конструкцию, просто излучающую ненависть к прозябанию, безвольности, общественному одобрению и гарантированному удобству, которое обычно за ними скрывается. Цель здесь конечно не Беларусь, не белорусский народ – не зря песня исполняется на белорусском, но именно определенный социальный слой, явление. Михалок прямо говорит – я враг вам, враг всему этому. И этого ему не простят.
Хотя, конечно, пусть и будучи более радикальным, чем другие, он не одинок. Вольский – «Грамадазнауства». Вайтюшкевич – «Наша Песня». Михалок – «Родны Край».
Это дает нам некоторую надежду. Если только сверху не упадет Басовище и не прихлопнет всех нахрен.