Письмо (заказное, с уведомлением о вручении) отправлено в июле 2016 года. Реакции на него пока нет, если не считать своеобразным ответом интервью с директором Театра опера и балета Владимиром Гридюшко, опубликованное в газете «Беларусь Сегодня» (учредитель газеты – Администрация президента и редакционный совет – прим. KYKY). На фотографиях к тексту Гридюшко носит строительную каску и играет на баяне. А в самом интервью говорит: «Нельзя допускать, чтобы театр был связан с именем только одного режиссера или одного балетмейстера. Зрители должны видеть разные почерки, разные стили».
«Я понятия не имею, что сейчас происходит в театре, и даже на репетиции своих спектаклей и их прогоны я не могу прийти. Театр не приглашает меня не только на мои спектакли, но даже и на мои юбилеи. В руководство, как понимаю, пришли чиновники, которые лично ко мне очень плохо относятся, и вообще мое имя их очень раздражает. Давным-давно, когда совершенно незаслуженно уволили Мариуса Петипа из Мариинского театра, он пришел на свой спектакль – входит через директорскую ложу, а там швейцар стоит и говорит ему: «Пущать не велено». Вот и я в такой же ситуации», – говорил Валентин Елизарьев в интервью KYKY.
Полный текст письма Юрия Григоровича
Президенту Республики Беларусь
господину Лукашенко А.Г.
Многоуважаемый Александр Григорьевич!
Прошло 6 лет с того момента, как выдающийся балетмейстер, Народный артист СССР, Народный артист Беларуси, профессор Валентин Николаевич Елизарьев не работает в Большом театре оперы и балета Республики Беларусь. За время его отсутствия в Большом театре РБ не было поставлено ни одной значительной работы уровня и масштаба спектаклей В.Н. Елизарьева. Основную часть нового репертуара балета Большого театра РБ составляют балетные спектакли, взятые напрокат или купленные в других странах, в России, в Голландии. Своих национальных балетных спектаклей, которые стали бы значимым событием культурной жизни, не появилось.
Валентин Елизарьев стал главным балетмейстером театра в 26 лет и создал неповторимый авторский репертуар, впервые вывез белорусский балет на гастроли за рубеж. Возглавляемая им балетная труппа Большого театра РБ прочно вошла в обойму первоклассных балетных коллективов мира, о ней заговорили европейские критики, выход каждого балета становился событием культурной жизни в Европе и проходил при аншлагах.
Танцевать в белорусской труппе было престижно, артисты специально приезжали работать в белорусский театр к Елизарьеву. Он воспитал несколько поколений белорусских звезд балета, настаивая, что танцовщик должен расти на своей Родине, в привычных творческих условиях, организовал процесс получения высшего хореографического образования в Беларуси при Академии Музыки. Балетный критик Наталья Садовская писала о том времени: «После первых философских спектаклей Елизарьева и Лысика в белорусском балете начался ренессанс, центр балетной жизни переместился в Минск».
Валентин Елизарьев и после ухода из театра многое делает для Республики Беларусь – занимается педагогической деятельностью, его ученики стали обладателями Гран-При и лауреатами международных конкурсов, народными и заслуженными артистами Беларуси, он ставит спектакли за рубежом, но, к большому сожалению, не в своей родной стране. До сих пор в мире имя белорусского балета тесно связано с именем Валентина Елизарьева. Настоящий балетмейстерский талант редко появляется в нашей профессии и не использовать творческие и организаторские способности такого большого мастера, как Валентин Елизарьев, имя которого уже более 40 лет является брендом белорусского балета, наверное, слишком расточительно. Елизарьев может сделать еще многое для укрепления авторитета своей страны в искусстве классического танца.
Наше международное хореографическое сообщество и я, в том числе, от всего сердца желаем, чтобы в Минске возродилась «эпоха Большого балета», и поэтому обращаемся к Вам, господин Президент, с просьбой найти возможность вернуть Валентина Николаевича Елизарьева в Большой театр оперы и балета Республики Беларусь, который, не сомневаемся, придаст новый творческий импульс балетной труппе театра, создаст немало новых оригинальных национальных постановок и послужит дальнейшему развитию хореографического искусства в Вашей замечательной стране.