Давайте быстро введу вас в курс дела. Все мы знаем о киновселенной Marvel, где железные люди, боги и огромные зеленые качки спасают планету от других богов позлее и прочих умных роботов. Киновселенная эта создана терпеливо и грамотно настолько, что уже даже не самые удачные фильмы MCU (Marvel Cinematic Universe) заведомо получают положительную прессу и внушительную кассу (да, это я про тебя, «Эра Альтрона»).
Что же касается вселенной комиксов издательства DC, то дела здесь на данный момент обстоят ровно наоборот: пресса с ходу закидывает каждый фильм помидорами (порой по делу, а порой просто по инерции), что серьезно сказывается на прибыли студии. Ребята, правда, только начали. На счету DCCU (DC Cinematic Universe) всего три фильма, включая сегодняшний «Отряд самоубийц», но на но на горизонте уже маячат «Чудо-женщина» и первая часть «Лиги справедливости» (аналог «Мстителей», но с настоящими Бэтменом, Суперменом и Флэшем, которых у Marvel нет, не было и не будет).
На плечах «Отряда самоубийц» в определенный момент возлегла очень серьезная задача – заставить публику забыть об относительном провале «Бэтмена против Супермена» и поверить в то, что дальше будет только лучше и забористее. С задачей своей фильм справляется все так же относительно. Давайте по порядку.
Сюжет
Сюжет фильма, как и всегда в современных комикс-адаптациях, сложно описать без спойлеров, поэтому вот вам краткий брифинг: серьезное должностное лицо Аманда Уоллер (Виола Дэвис) в виду смерти Супермена в прошлом фильме DC вселенной (упс! все-таки один спойлер есть) собирает команду из заключенных преступников с определенными способностями на случай, если «следующий Супермен окажется террористом».
В ее обойме суперметкий Дэдшот (Уилл Смит), суперогненный Эль Диабло (Джей Эрнандес), суперстрашный человек-крокодил Киллер Крок (Адевале Акинойе-Агбаже), супербезумная Харли Куинн (Марго Робби), суперпьяный Капитан Бумеранг (Джай Кортни), супернепонятный Слипнот (совершенно неважно, кто его сыграл), ведьма Чародейка (Кара Делевинь) и присматривающий за всем этим зверинцем суперсолдат Рик Флэг (Юэль Киннаман).
Повод пустить отряд в бой появляется буквально через пару минут, и движуха не заставляет себя долго ждать.
Любопытная оригинальная идея, более чем достойный актерский состав, ожидание чего-то более дерзкого, нежели привычный томный тон «Человека из стали» и «Бэтмена против Супермена» – всего этого могло и не хватить для привлечения и поддержки зрительского трепета в течении нескольких месяцев. Чтобы превратить «Отряд самоубийц» в нечто большее, понадобилась заветная карта в рукаве – явить миру нового Джокера, одного из лучших злодеев в истории поп-культуры. А потом позвать на его роль Джареда Лето и просто расслабиться: народ неизбежно будет отсчитывать дни до премьеры.
Впечатление от нового подхода к Джокеру показательно сходится с впечатлением от фильма в целом, комбинируя в себе восторг с разочарованием.
Актеры
Восторги в большинстве своем связаны именно с актерами и их персонажами. Джаред Лето – прекрасен, и смотреть на него одно удовольствие. Сохраняя уважение к предыдущим инкарнациям канонического злодея, режиссер и сценарист Дэвид Эйр не пытался переписать легендарные роли Джека Николсона или Хита Леджера заново, а использовал по щепотке от каждого и приправил все это современными гангстерскими штрихами.
Предъявлять претензии Уиллу Смиту невозможно даже в откровенно плохих фильмах. Это все-таки Уилл Смит, а не кто-то там.
Но в роли Дэдшота он очень хорош, балансируя между перманентной грустью своего персонажа и классических «уиллсмитовских» фишек, которым мы всегда рады. Марго Робби после «Отряда самоубийц» навсегда останется королевой гиков. Ее Харли Куинн – яркий пример идеального кастинг-попадания в цель. Безумная, но не надоедающая, опасная и смешная, она явно застолбила за собой появление во многих будущих фильмах вселенной DC (грядущая Бэтмен-трилогия ей гарантирована). Остальной актерский состав ничем не уступает основным звездам, формируя убедительный и гармоничный коллектив анти-героев. Господи, даже Джай Кортни, человек, уничтоживший своим каменным лицом франшизы о Терминаторе и Крепком Орешке, здесь прямо сияет в роли забавного алкаша Капитана Бумеранга!
Дальше начинается так называемое «что-то не так»
В первую очередь это касается всей манеры повествования «Отряда самоубийц». Фильм начинается бодро и ровно, представляя нам героя за героем и дразня короткими появлениями персонажей из выходящей в следующем году «Лиги справедливости». И вдруг в какой-то момент монтаж фильма начинает заметно хромать, обрывая действие не совсем уместными флэшбеками главных героев и превращая значимые куски фильма в переваренную кашу.
Та же каша происходит на уровне саундтрека. Разного рода хиты прошлых и нынешних лет вдавлены пальцем чуть ли не в каждую отдельную сцену. Песни-то в большинстве своем отличные, ностальгические, но столь высокая их концентрация откровенно раздражает.
Тема злодея в фильмах по комиксам уже давно распухла и зудит не по-детски. «Отряд самоубийц» – не исключение. Я обещал без спойлеров, поэтому не буду вдаваться в мотивационный смысл антагониста, хоть он и совсем бестолковый. В наше время, когда Кристофер Нолан без тонн компьютерных спецэффектов остается императором блокбастеров, просто-напросто глупо использовать так много графики. Это уже давно никого не вставляет. Графика должна служить на благо целостности кино, а не отвлекать внимание своими ляпами. Последний фильм о Людях Икс в плане бездарности спецэффектов оказался в этом году не одинок.
Драматургия отдельных сцен преувеличена до смехотворного градуса, при этом полностью отсутствует в моментах, когда действительно нужна. Это ощутимо снижает градус восприятия и не позволяет серьезно относиться к развитию некоторых персонажей.
Ну и Джокер… Воплощенный отличным актером, прописанный со страстью и интересом, раскрывающий новые свои грани герой на деле не играет никакой решающей роли в фильме, лицом которого он, по большому счету, является. Выражение «Джокер – шальная карта нашей истории» звучит, конечно, красиво, но ничто не отменит той горечи обмана, жертвой которого оказался зритель. Да, мы дождемся его в сольниках о Бэтмене. Да, там он будет блистать всей своей харизмой. Но нам пообещали полноценного Джокера именно в «Отряде самоубийц». И не дали.
При всех своих явных недостатках, фильм пересмотреть все же хочется. Колоритные герои в нем есть, юмор присутствует, Джаред, хоть и редко, но так радует глаз.
«Отряд самоубийц» доказал, что киновселенная DC может быть разной, местами даже веселой. Сейчас, когда целиком и полностью ответственным за все фильмы о Бэтмене и Лиге справедливости назначили единственного в своем роде Бена Аффлека, можно придти к выводу, что работу над ошибками студия делать умеет и будущее у DCCU определенно есть. И вполне себе светлое.