Новый альбом Анны Хитрик (или точнее, группы Sounduk, хотя альбом все равно воспринимается как сольная запись Анны) иначе, чем программным, не назовешь. Он готовился несколько лет, на выходе – не один, а целых два диска. Первый на русском, второй – на белорусском языке. Оба диска выдержаны в единой стилистике и посвящены, судя по всему, трагизму жизни и преодолению этого трагизма.
Кто такая Анна Хитрик
Традиционно творчество Хитрик относят к альтернативной музыке. Анна – завсегдатай совместных проектов белорусских альтернативных музыкантов, например, ее можно услышать на последнем диске группы «Нака», вместе со Светланой Бень. За неимением лучшей номинации, видимо, следует считать ее рок-музыкантом или, на худой конец, автором-исполнителем. И если рассматривать ее творчество с этой позиции, новая пластинка выглядит достаточно странно. Она избыточно сентиментальна, аранжировки выполнены скорее в эстрадном ключе, тематика и структура песен куда ближе к городскому романсу или поп-стандарту. Сам материал немного плосковат, скорее двумерен, чем трехмерен, больше направлен на передачу какой-то одной конкретной эмоции, чем на создание глубины и многогранности.
Для альтернативной музыки, склонной занимать (или хотя бы стараться занять) интеллектуальную, порой до высокомерности, позицию, все это, конечно, совершено неприемлемо. Типичному слушателю той же «Наки», или Пукста, или Mustelide (и так далее) альбом, пожалуй, покажется слишком примитивным и излишне драматизированным. Однако стоит лишь чуть повернуть точку зрения, и запись выглядит совершенно иначе.
Стоит только взглянуть на диск как на поп-пластинку, записанную для широкой аудитории, как тут же становятся видны ее многочисленные достоинства. Хитрик очень неплохо, проникновенно поет. Мелодика вполне приемлемая, есть даже потенциально хитовые номера (вроде «Снежинки»). Некоторая плосковатость и сентиментальность, которая для альтернативной музыки – недостаток, с точки зрения доступной широчайшим массам поп-музыки, наоборот, большой плюс. Наконец, тут очень приличные и профессиональные аранжировки, которые в эстрадном контексте зазвучали бы просто отлично. Есть пара недостатков, но нет ничего такого, что не смог бы исправить хороший продюсер.
«Было бы гораздо лучше, чтобы со сцены Славянского Базара нам пела она, а не Ирина Дорофеева и Алексей Хлестов»
В этом свете Хитрик предстает этакой взгрустнувшей певицей Валерией, а там и до совершенно иконической любимицы Б.Г. Тани Булановой уже недалеко. И на самом деле, согласитесь, всем (включая саму Анну) было бы гораздо лучше, чтобы с телеэкранов и сцены Славянского Базара нам пела она, а не Ирина Дорофеева и Алексей Хлестов. Хитрик, безусловно, на голову выше как поп-исполнитель, и ничуть не менее доступна широкому слушателю.
И тут, к сожалению, лежит большая проблема. У нас зажимают и порой запрещают альтернативных музыкантов – мы все об этом знаем. Brutto и Войтюшкевич месяцами не могут организовать концерт в Минске. О чем мы думаем меньше – так это о том, что на поп-фронте ситуация ничуть не лучше. Как той же Хитрик попасть в ящик, в ротацию? Особенно если она не до конца разделяет «генеральную линию партии» – пусть даже это и никак не отражается на ее творчестве (альбом совершенно аполитичен). Видимо, никак. Во всяком случае, очевидных лифтов нет.
В итоге хорошая поп-исполнительница вынуждена притворяться альтернативщицей. На поп-сцене вместо нее выступают вы сами знаете, кто. Вот так и живем.
Фото: TUT.by