«Сані масай 60 кг», «пачаткі аналізу» и БЧБ на обложке. Учебники, по которым мы учились 20 лет назад

Культ • Павел Свердлов
В день знаний Павел Свердлов отправился поностальгировать в Национальную библиотеку и не без труда разыскал там школьные учебники своего детства. Точные науки в середине 1990-х преподавали на мове, в учебнике по географии Беларуси обнаружилась буровая вышка (они что-то знали), а смелый по нынешним временам БЧБ-учебник истории «одели» в новую, непрозрачную обложку.


Над каждым из этих учебников мы провели не один час и даже день. Говорят, что после списания их, политые слезами нескольких параллелей школьников, просто сдают в макулатуру. Но в Национальной библиотеке не пропадёт ни одна книга. Там среди сотен учебников я нашёл те, по которым учился двадцать лет назад.

В начале 1990-х в стране полным ходом шла белорусизация, эхом которой стали учебники на мове. Даже по точным наукам. Вот «Алгебра і пачаткі аналізу», а вот физика з «пругкасцю», «магутнасцю» и «законамі руху»: «Самае важнае пытанне — чаму?».




Впрочем, многие учебники как были, так и остались на русском языке. К примеру, культовая синяя «Химия» Рудзитиса и Фельдмана и оранжевая «Геометрия» Погорелова, которую выдавали сразу на четыре года. Помните?

«Гісторыя Беларусі» Павла Лойко истрепалась настолько, что для неё сделали новую твёрдую обложку. Поэтому тех самых трёх полос с исторического национального флага, за которые эти учебники и запомнились многим, так сразу и не увидишь. Листая учебник, я нашёл несколько белых страниц. Интересно, что это не цензура, а брак печати: ни одна страница не пропущена, а некоторые даже напечатаны дважды.

География и биология — тоже по-белорусски. Не знаю, как у вас, а у меня преподаватели по этим предметам были мягкие и не самые требовательные. Если на алгебру мы шли, как на фильм ужасов, то на географию — как на приключенческий фильм, а на биологию — как на скучную мелодраму, в которой на 300 страниц максимум одна «обнажёнка».

«Тот самый» учебник по предмету «Человек и общество» мне не попался. В хранилищах Национальной библиотеки их сотни, а авторов большинства книжек мы не запоминали. Ну учебник и учебник. Мне принесли издание, по которому школьники постигали политическое устройство мира ещё до меня. Книга почему-то сразу открылась на странице с большим словом «Отсталость». А рассказ о становлении капитализма в России сопровождается подзаголовком «От нищеты к бедности».

Но моя параллель училась по другой книге, более современной. Чуть позже, побывав в Санкт-Петербурге, я узнал, что на её обложке изображён Невский проспект, а справа хорошо видно Дом Зингера, в котором сейчас расположен офис социальной сети «ВКонтакте».

Учебники по математике тоже на мове. Внутри всё очень доступно и креативно — словно в ответ тем, кто утверждает, что невозможно учиться и заниматься наукой на белорусском языке.

Ну и напоследок — учебник роднай мовы.

Заметили ошибку в тексте – выделите её и нажмите Ctrl+Enter

Зачем музыканты хотят в президенты

Культ • Алиса Петрова

На церемонии вручения музыкальных наград MTV рэппер Канье Уэст заявил, что в 2020 году собирается баллотироваться в президенты США. KYKY поинтересовался у белорусских музыкантов: если бы они решили пойти в президенты, что включили бы в свою предвыборную программу?